Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность важнейших технологий,



применяемых в социальной политике

Для государства и общества характерно как наличие общих целей, так и специ­фических целей. Применение тех или иных технологий предусма1ривает решение задач соответствующего уровня. Важнейшие технологии социальной политики рассматриваются ниже.

Социальное прогнозирование — это научное обоснование суждения о со­стояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для него характерны: относительно высокая интенсивность обратной связи между прогно­зированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целепо-лаганием и действием. Социальный прогноз вырабатывается двумя путями:

• поисковый путь — определение возможных состояний явления или процесса в
будущем через экстраполяцию наблюдаемых тенденций, при сознательном иг­
норировании решений, способных видоизменить эти тенденции;

• нормативный путь — определение альтернативных или оптимальных путей и
сроков достижения желательных состояний того же явления или процесса, т.е.
путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев опти­
мума.

Такая методология социального прогнозирования обеспечивает высокую эф­фективность разработок прогнозов, повышая обоснованность целей, планов, про­грамм, организационных решений. Социальное прогнозирование не ставит перед собой задач непосредственного воплощения в жизнь возможных путей досгижения определенного уровня развития.

Социальное проектирование — это процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального про­цесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового раз­вития и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов. Это поле творческого освоения социальной действительности, когда одновременно рас­сматриваются наряду с наиболее вероятными тенденциями развития тех или иных социальных явлений и процессов, наименее вероятные, но реально возможные тен­денции. В ходе социального проектирования учитываются внутренние социальные ресурсы, которые можно мобилизовать для решения социальных проблем.

Социальное планирование — это научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Объектами социального планирова­ния являются:

• общество в целом;

• каждая из сфер общественной жизни;

• социальные процессы, происходящие в различных сферах общества, как в тер­
риториальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональ­
ном разрезе (в сфере образования, здравоохранения, культуры, бытового об­
служивания и т.д.).


 




При планировании необходимо учитывать территориально-административные, национальные и географические особенности, что влечет рассмотрение региональ­ных особенностей социального планирования.

Формирование организационного порядка — т.е. формирования системы дол­говременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отно­шения, возникающие между субъектами социального управления. Порядок органи­зационный образует I/ формальную организацию, важнейшим признаком которой является всякого рода фиксация ее элементов, т.е. договорное, документальное за­крепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей и 2/ неформальную организацию, базирующуюся на основе спонтанного взаимодействия, традиций и т.п., принятых в данной среде.

Стратегическое планирование —- это процесс выбора целей и решений, необ­ходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.

Программно-нелевое управление — это решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых социальных программ.

Управление персоналом — это комплексная социальная технология деятель­ности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффектив­ному использованию работников для достижения производственных и личных це­лей. Специфические цели управления персоналом заключаются в обеспечении организации хорошо подготовленными и заинтересованными работниками; дове­дении до сведения работников политики руководства по управлению персоналом; эффективном использовании квалификации, практического опыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.

Социально-политическое и социально-психологическое воздействие на гражданское самочувствие народа — эю воздействие на массовндное биодухов­ное состояние людей, элементами которого являются настроения людей, их мо­рально-психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения, включая отношение к законопорядку, к государствен­ным институтам власти, к трудовой деятельности.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффектив­ность управления социальной сферой, регулирования социальных процессов, ус­тойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социаль­ные технологии определяются в известной степени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также активностью или пассивностью социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальные технологии, приме­няемые в социальной политике, должны опираться на интеграцию достижений в различных сферах жизнедеятельности людей, в том числе развития средств ком­муникации, информации, компьютеризации, а также на интернационализацию на­учной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производ-ггвенно-экономической жизни и др. Кроме того, необходимо учитывать :пецифику национально-культурного развития населения, региональные особен-юсти образа жизни людей, их общественной организации, традиций


3. Стратегическое планирование при разработке социальных программ

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во мно­гом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в ас­пекте реальной социальной политики. Эту политику можно охарактеризовать:

1) как концепцию и программу действий государства и представляющих его
должностных (президента, председателя правительства, руководителей регио­
нов И Др.) и юридических лиц (законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, конкретных социальных систем и служб), партий, движе­
ний, отдельных политических лидеров;

2) как собственно реализуемую комплексную социальную технологию в данном
социальном времени и конкретном территориально-правовом пространстве
(административно-территориальном образовании: стране, области, крае, горо­
де и т.д.).

Для неё характерны:

• низкая причинная обусловленность и выраженная ситуативность. Вследствие
этого предпринимаемые действия преимущественно нацелены на решения
кризисных или предкризисных социальных ситуаций. Они в значительной ме­
ре ориентированы на смягчение социально-политического резонанса, обуслов­
ленного этими ситуациями;

• вторичность относительно экономики и социально-экономических процессов,
в силу чего её прямая зависимость от финансовых и экономических ресурсов;

• нацеленность па удержание существующей государственной власти, а потому
преимущественная поддержка устойчивых социальных интересов классов, со­
циальных групп и слоев, от которых зависит устойчивость власти;

• зависимость от понимания сути и содержания реальной социальной политики
лидерами государственной власти и государственными служащими;

• относительно незначительная динамичность;

• преимущественное применение программно-целевого механизма управления
социальной сферой, ориентированного на относительно короткие сроки реали­
зации программ.

Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в ис­пользовании норматив но-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рыча­гов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупрежде­ния социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что по­добный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, со­циальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной со­циальной помощи, поддержки и защиты, В этой связи для России и отдельных её



■ионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс вы-эа целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространст-1но-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают соци-.ные программы долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость ктовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема». Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением [овных целей и задач решения социальных(ой) проблем(бы), характера меро-гятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функциони-ания и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих реше-средствами социального управления.

Социальные проблемы подразделяются на:

локальные, затрагивающие частные социальные аспекты общественной жизни (например, интересы конкретных индивидов, групп населения: инвалидов, по­жилых и т.д.);

социальные проблемы, возникающие на уровне социальных институтов (здра­воохранения, образования, социального обеспечения и т.д.); социальные проблемы, требующие структурных преобразований обществен­ной системы в целом (социальные реформы).

Стратегическое планирование при разработке социальных программ следует :матривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных про-л. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты, и осуще-1яться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, оциальных институтов С учетом интересов субъектов социальной политики. тральными субъектами являются государство и человек, в интересах которого цествляется эта политика

i российской практике социальные программы подразделяются на следуюиц >г.

доходов и цен;

занятости и социально-трудовых отношений;

охраны здоровья населения и развития здравоохранения; .,_

социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых,

бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

образования;

-емьи, материнства и детства;

аети России и др.

'тратегическое планирование должно осуществляться поэтапно:

тервый этап — социальное прогнозирование;

агорой этап — социальное проектирование;

гретнй этан — социальное планирование;

(етвертый этап — долгосрочные целевые социальные программ.

оциальное прогнозирование позволяет определить наиболее значимые подхо-

социальному проектированию. Социальное проектирование используется как


один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений к процессов. Социальное проектирование в отличие от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степе­ни детерминировано. Оно допускает многовариантность решений, и тем самым как бы предопределяет направления развития, исходя из материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социальные планы, в том числе перспективные, строго рас­считаны на тот или иной отрезок времени. Тогда как социальный проект, в зависи­мости от поставленных целей (цель — это выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления), может предполагать оп­ределенные сроки своего осуществления, а может основываться на примерных расчетах, на некоторых ориентировках, не имеющих строгого временного ограни­чения. Социальное проектирование определенный связующий элемент между со­циальным прогнозированием и социальным планированием с точки зрения осуще­ствления намеченных целей. В прогнозировании эти цели, как правило, выступают в самом общем виде, в то время как в плане они конкретизируются. При социаль­ном проектировании перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой в ходе развития, или одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Проектирование обычно направлено на по­иск и обоснование круга средств, предполагающих возможность их воспроизведе­ния или замены друг друга в различных ситуациях.

Таким образом, социальное проектирование позволяет рассмагривать различ­ные тенденции развития тех или иных социальных явлений и процессов, как наи­более, так и наименее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме тога, учитываются организационные, материальные, финансовые, кадровые и прочие ресурсы для их использования при решении социальных проблем. К сожалению, на практике социальное проектирование и социальные проекты не рассматривают­ся с таких позиций. Проекты принимаются на уровне решений (приказов, распо­ряжений и т.п.) как законченные управленческие формы. Тогда как эта должно осуществляться на нижеследующих этапах.

Социальное планирование, которое предполагает1 определение цели, ее количе­ственную и качественную характеристику применительно к каждому объекту пла­нового воздействия, следует рассматривать как единство познавательной и обще­ственно-преобразовательной деятельности, а также как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни — экономике, политике, ду­ховной жизни и т.д. При планировании необходимо учитывать территориально-администрагивные, национальные и географические особенности, что требует рас­смотрения региональных особенностей социального планирования.

Социальное планирование определяет приоритеты, виды, масштабность долго­срочных целевых социальных программ.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа '— это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направлен­ных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального ис­пользования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех се участни­ков, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий. -



Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разрабс

Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации.

Концептуальная разработка планируемой программы.

Информационный поиск вводимых данных.

Собственно формирование программы.

Прогнозирование результатов реализации программы.

Разработка стандартизированных показателей эффективности программных

мероприятий.

Разработка управления реализацией программы. Экспертный анализ включает:

определение структурно-функциональной, правовой и организационной осно­вы сложившихся подходов к решению комплекса социальных вопросов, опре­деляющих проблему, подлежащую решению в рамках данной программы; выявление принципов реализации используемых мер; оценку вариантности или инвариантности мер;

выявление влияния ранее принимаемых решений, реорганизаций, перестроек в службах социального комплекса (эффективность внедрения, запаздывание, не­состоятельность, причины невыполнения, положительные стороны); прогнозирование дальнейшего использования сложившихся подходов, -fa основании экспертного анализа должны быть даны обоснованные выводы о !чии (или отсутствии) проблемы.

Сонцептуальная разработка планируемой программы предусматривает: разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде; определение цели и подцелей программы; формирование плана мероприятий;

разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках кото­рой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная мо-1ель системы);

>пределсние подходов к информационному обеспечению системы (определе-1ие источников информации, вида и форм входных и выходных данных); нформационный поиск вводимых данных должен корреспондировать с ре-=1МИ масштабами социальных потребностей (отсюда необходимость оценки гзентативности данных и компетентности их источников), обственно формирование программы следует проводить на основании кон-бальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных, рогнозирование результатов реализации программы следует проводить мето-■кспертных оценок и математического моделирования, а также их сопоставле-

иработка стандартизированных показателей эффективности программных 1риятиЙ необходима для последующего контроля хода выполнения програм-также итоговой оценки ее эффективности.

:новные формы управления функционированием программ:

ормирование организационного порядка и координация деятельности испол-

ителей программных мероприятий путем созданий координационных комис-


сий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основ­ных исполнителей;

формирование дирекции программы; создание попечительского совета; « другие формы.

Критериями стандартизированных показателей целевых результатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютных числах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показатели улучшения, ухудше­ния, стабилизации и т.п.).

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответ­ственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны це­ли стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуще­ствление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управление преемст­венностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состоя­ние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положе­ния, настоящего состояния, тенденции развития.

Конечной целью стратегического планирования может быть определено повы­шение уровня жизни населения и его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов насе­ления и его отдельных групп и т.д. Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такая оценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должным образом определить эффективность управления и выбранную стратегию социального развития.

Все большее признание получила оценка по социальным результатам, когда на­ряду с экономическими последствиями должна оцениваться социальная составляю­щая. При таком подходе ведущее значение приобретают человеческий фактор, про­цесс творческих способностей, мышления людей, развитие их самоуправления, самоорганизации, укрепления межличностных контактов, социальная интеграция и реинтеграция, достижение равных возможностей. Чтобы в полной мере были задей­ствованы социальные составляющие, стратегическое планирование должно быть ориентировано на создание всем социальным слоям и группам населения условий для свободного развития умственных и физических сил человека, стимулирования труда, потребности в повышении качества профессиональных знаний и умений, об­щей культуры и их творческом применении в различных сферах жизни. Большое значение следует уделять формированию благоприятного психоэмоционального климата в макро- и микроколлективах, когда личность не будет чувствовать своего отчуждения от социокультурной среды, управления развитием своей страны, ответ­ственностью за будущее своей семьи^ свое собственное благополучие.

Таким образом, стратегическое планирование при разработке социальных про­грамм должно предполагать социальный прогресс, социальное благополучие, ин­теграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации.



4. Целевое управление и технологии организационного порядка

Одним из важнейших средств реализации социальной политики является целе.-

е управление — процесс, состоящий следующих из целенаправленных действий:

выработку ясной сжатой формулировки целей управления;

разработку реалистических планов их достижения; ,

систематический контроль качества работы и ее результатов, а также воздей-j ствиеналих;

принятие корректирующих мер для постижения результатов.

Управление осуществляется путем воздействия одной компоненты системы] той подсистемы) — управляющей на другую — управляемую, на протекающие i !ей процессы посредством информационных сигналов или управленческих лей-. 1ий. Это воздействие осуществляется по следующим направлениям;

/. Целенаправленное управляющее воздействиевключает целеполагание (onpe-j 1ение цели через средство ее достижения в процессе конкретной деятельности) и \ ^осуществление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления на\о-гся за рамками самих объектов), а также — самоуправлением (воздействие осу-^ ствляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта \ гавления).

Определение цели управления подразумевает формирование образа управлен-:кого взаимодействия субъекта и объекта управления, его оптимального функ-жирования и развития. Управление всегда целенаправлен о как вид специально ■анизованной, целелолагающей деятельности, что обозначает активное преобра-ание окружающей среды. Выбор, формирование, обоснование цели — исход-; пункты процесса управления. Постановка цели управления имеет исключи-ьно важное значение, так как обуславливает формирование определенного ;анизма управления, содержание и принципы, стиль управленческой деятельно-, выбор методов, средств и приемов технологий управления, набор и расстанов-дфавленческих кадров и т.п.

Целеосуществление включает:

разработку алгоритма управленческих решений, а также их формализацию (определение последовательности, субординационной преемственности, типи­зацию форм и содержания организационных решений);

разработку алгоритма формирования и определения статуса управленческих команд;

формирование мотиваций участников программы к активной работе, осознан­ным, целенаправленным действиям (за счет прояснения перспектив реализа­ции общественных и личных интересов);

оценку социального потенциала конкретных технологий, предусмотренных для реализации в рамках социальной программы,

Это предусматривает выявление максимальных возможностей тех или иных нальных организаций, явлений, процессов, отношений для их воспроизводст-ибо инновационного изменения с последующим воспроизводством при при-ении соответствующей технологии. Социальный потенциал используемой юлогин должен быть конкретным, рассчитанным на определенные парамет-


ры воспроизводства качества, отношений, состояний (эксклюзивность должна предусматриваться заранее, на стадии предпрограммной работы и быть ясно обо­значенной в программе). Используемая социальная технология не должна приво­дить к появлению или возрастанию диспропорций между техническим, экономи­ческим, социальным потенциалами преобразуемых в ее рамках систем. В этой связи, социальные технологии, применяемые в социальной политике, должны быть ориентированы на преобразование социальных процессов из состояния спонтанности, диспропорций, неустойчивости к оптимальности, устойчивости, стабильности, на качественный уровень, отвечающий требованиям новаций — экономических, социальных, правовых, нравственных, социально-психологичес­ких и других.

2. Самоарраничаиия социальная — проявление спонтанного, сам о совершающе­гося процесса социального регулирования — осуществляется на всех уровнях со­циальной сферы. Отличительный ее признак — спонтанность, т.е. самопроизволь­ность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация соот­ветствующей системы. В свете рассматриваемого вопроса управления социальны­ми процессами и явлениями имеют значение следующие факторы, обуславливаю­щие социальную самоорганизацию.

Экономические факторы — стабильность по объемам и времени поступления финансовых потоков, определенных на решение тех или иных социальных про­блем, колебания цен на социальные товары и услуги, а также иные товары и услу­ги, например, запланированные в целевой социальной программе.

Юридические факторы — изменения в нормативно правовом регулировании (например, изменение объемов и видов минимальных социальных гарантий, базо­вых программ, перечней социальных оснований для тех или иных льготных видов помощи и т.п.).

Социально-психологические факторы — традиции, обычаи, общественное мне­ние. Самоорганизация социальная есть продукт социального взаимодействия в мас­совом, коллективном или групповом масштабах. В современных условиях самоорга­низация социальная как особый процесс социального управления все более сочетается с целенаправленным управляющим воздействием и социальным поряд­ком, которые постоянно расширяют сферу своего контроля в обществе, организаци­ях, по месту жительства людей и т.д. Процессы самоорганизации социальной могут играть конструктивную, и деструктивную роль. Это преимущественно происходит при внутри коллективном регулировании социальной деятельности (лидерство, «шкапа престижа», неформальное группообразование. социальные нормы).

3. Порядок организационный создаваемый па основе вышеуказанных компо­нент, это система долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих социальные отношения, возникающие между их участниками (а также подразделениями и людьми как членами конкретных организаций) по по­воду осуществления их функций; Различают отношения межорганизационные и внутриорганизационные, официальные и неофициальные, запланированные и спонтанные, «вертикальные» и горизонтальные» и т.д. Они варьируют в зависимо­сти от конкретной социокультурной среды по степени и характеру формализации, стилю руководства и т.п. Порядок организационный образуется из двух источни-



ib. Первый — продукция «прошлого» управленческого труда, т.е. зафиксирован-;е в постоянных элементах организации ранее принятые решения. Развитие равления приводит к значительному накоплению элементов организационного ■рядка. Последствия такого накопления не однозначны. С одной стороны, возки-ет угроза бюрократизма и стагнации организации, с Другой — управление полу- t ет в свое распоряжение более развитый организационный механизм, создается \ стема алгоритмов и унификации решений, руководители разгружаются от мно-к наиболее повторяющихся стереотипных решений. В этом смысле порядок ор-1изациониый образует организацию формальную, обеспечивающую стабиль-сть и устойчивость социальной системы, ее элементов. Организация формальная способ организованности, построенный на формализации социальной, т.е. целе-1равленном формировании стандартных, безличных образцов поведения в пра-)ых, организационных и социокультурных формах. Формализация социальная )атывает контролируемые связи, статусы и нормы. Важнейшим признаком этого )соба организованности служит всякого рода фиксация его элементов, т.е. дого->ное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологиче-[х, экономических и других норм и зависимостей. Результативный эффект фор-]изации проявляется, в частности, в рациональной координации деятельности [стииков программы, определении круга централизованных и децентрализован-1 к действий. Это обеспечивает устойчивость, стабильность функционирования 1грйммы, возможность более или менее длительного прогнозирования функшю-ьных процессов, позволяет экономить организационные усилия за счет сокра-шя амплитуды поисков управленческих решений в каждой конкретной ситуа-i и т.д. Существуют два пути формализации. Первый путь — через оформление ;ственно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествую-о опыта. При этом анализ сложившейся практики функциональных отношений, ;сируемой в сознании как данное, приводит к поиску и вычленению из нее наи-ее повторяющихся, постоянных, непреходящих элементов. Формальная орга-ация здесь как бы выводится из опыта. Такого рода формализацию можно на-ь «рефлексивной». Например, длительно складывающиеся межведомственные внутриведомственные отношения закрепляются административным распоряд-разграничения полномочий по тому или иному вопросу, виду деятельности, рой путь формализации — это «конструирование» организационных отноше-и действий. Прошлый опыт здесь также присутствует, но лишь как прецедент, ч.

Нормализация социальная, естественно, означает сужение диапазона выбора, ишчение, даже подчинение субъективной воли участников программы безлич-у порядку. Однако это неизбежная форма стабилизации всякой длительной те рации людей.

!торой источник формирования порядка организационного — спонтанное модействие, традиции и т.п. принятия в данной среде нормы взаимодействия, себного поведения, что составляет неформальное содержание организационно-орядка. В единстве с целенаправленным управляющим воздействием и соци-ой самоорганизацией организационный порядок образует механизм социаль-у правления.

аким образом, порядок организационный включает в себя как продукты шлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной


оЛ5Кностной структуре, административном распорядке, межведомственном и внутриведомственном разграничении полномочий и др.), так и систему склады­вающих*-11 и/или сложившихся в ходе реализации конкретных социально ориенти­рованных решений, программ норм и правил отношений. Оптимальное соотноше­ние этих компонент предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждой из них, снятия возможных противоречий. Необходимо сочетать действия по переводу решений (приказов, заданий} из фор­мы разовых воздействий в форму долговременного порядка с «подключением» спонтанных регуляторов к целям, поставленным перед участниками социальных процессов, исполнителями программ, социальных технологий и т.п. В этом смысле актуальными являются такие проблемы, как взаимосвязь формальной и нефор­мальной структур, отношения руководства — подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизацион­ных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др.

Для социальной политики весьма важно решение проблем управления техни­ческими и организационными нововведениями, формирования гибких организа­ционных структур, управленческого консультирования, проведения деловых игр в процессе обучения специалистов, задействованных в реализации ее техноло­гий.

Следует отметить субъектно-объектных характер социальной политики, а соот­ветственно, обусловленную этим специфику, прежде всего, этическую сторону, всех управленческих действий.

л( :

5. Социальная экспертиза и социальная диагностика

Для проведения сильной социальной политики, ориентированной на общест­
венные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо ак­
тивное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнения решений со­
циальной экспертизы. ':

Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотиви­рованного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социаль- ■ но ориентированным планируемым или осуществляемым решениям. Она должна ' проводится экспертами (специалистами, обладающими знанием, опытом, автори­тетом в определенной области науки и практики) по специальным методикам. В этой связи большое значение приобретают требования к личности эксперта, вклю­чая такие их критерии, как:

• компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи;

• эрудиция; принципиальность и независимость;

• необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными
мнениями;

• эвристичность и интуиция; умение анализировать социальные проблемы с
различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, а
также учитывать реальные возможности удовлетворения социальных потреб­
ностей населения и его отдельных групп.



Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики н спертного прогнозирования, которые подразумевают процесс получении ито-вого заключения путем системного анализа информации с целью принятия тения по проблеме. Качество социального диагноза и экспертного прогноза тяется интегральным свойством. Это обозначает, что сформированное на их joae заключение характеризует способность удовлетворять требованиям, обу-жленным назначением формируемого решения по проблеме и/или фактиче-!м использованием.

Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социально-диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие тавляющие объективного характера: надежность, информативность, досто-ность. Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решении лезность).

Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств: обоснованность, которая определяется как достаточностью экспертной сис­темной информации, которая предоставляется эксперту, так и входной инфор­мацией, дополнительно используемой экспертом; соответствие эксперта вышеуказанным требованиям; независимость заключения от методов и способов его получения; адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.

1нформативность — комплексное свойство, выражаемое совокупностью ком-:нт, входящих в итоговое заключение — достигается путем решения установ-ых экспертом задач по определенной им проблеме/ам.

(олнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определя-в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы. Однако на-[есть, что итоговое заключение может быть достоверным на момент формиро-я заключения, но недостоверным на момент его реализация на уровне ыгяющего решения. Это связано с тем, что реализация управляющих решений гходит в условиях неопределенности эволюции субъекта(ов) социальных ре-й и процессов, влияния различных факторов, в том числе экономических и шых. В этой связи актуальным становится временной лаг реализации реше-ia основе полученного итогового заключения.

элезность, будучи субъективным параметром, определяется заданием, уста-ваемым для эксперта, и зависит от восприятия и понимания полученной в за-;нии информации. Полезность характеризуется способностью удовлетворять ваниям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использо-м итогового заключения. В значительной мере четкость и ясность заключе-пределяются качеством норматив но-правовых и легализованных методнче-ритериев оценок, на основе которых выносится экспертное решение, новные методы, используемые в ходе социальной экспертизы: 1алектический — метод исследования, в процессе которого происходит вы-пение и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании следователя (эксперта) объективной диалектики самой социальной действи-■шюсти. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозиро-тя, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов влений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;


# аналитический — метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;

, гинтетический — метод исследования, суть которого в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве. Сначала подвергаются исследованию простейшие элементы социальных объектов, в ходе чего накапливается необходимый мас­сив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления;

специальные — методы исследования, характеризующиеся конкретной собст­венной методикой, отражающей их специфику, сферу (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.) и способы приме­нения. Это методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, методы измерений и дифференциаций, моделирования, парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив и другие. Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь

все большее значение, прежде всего, в аспекте создания института независимой

социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких

общественных слоев.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Назовите основные критерии эффективной социальной технологии.

A. Привлекательность цели, простота обоснования технологии, гибкость вне­
дрения процедур, непротиворечивость между процедурами и операциями кон­
кретной технологии, экономичность достижения цеди воспроизводства техноло­
гии.

Б. Простота использования, отсутствие потребности в квалифицированных специалистах, использующих данную технологию, незначительные эксплуатаци­онные затраты.

B. Невозможность тиражирования, сложность модификации технологии.

2. Почему социальный проект не должен рассматриваться как проект оконча­
тельного управленческого решения?

A. Вследствие вариативности рассматриваемых решений.
Б. Вследствие инвариативности рассматриваемых решений.

B. Вследствие без альтернативности рассматриваемых решений.

3. Назовите основополагающие цели стратегического социального планирова­
ния.

А. Достижение социальной справедливости, социального равенства, социаль­ной защищенности людей.

Б. Упорядочение действий государственных органов управления и подведомст­венных им структур, учреждений, предприятий.



В. Нормирование удовлетворения социальных потребностей населения.

4. Какими параметрами определяется достоверность планируемых результатов?

A. Информационными вводными данными, соответствующими реальным мас-
габам социальных потребностей населения.

Б. Достоверностью сведений о финансовых и материально-технических задей-вованных ресурсах.

B. Точность социального структурирования населения.

5. Может ли быть экспертом, осуществляющим социальную экспертизу, чело-
< не обладающим профессиональными знаниями по экспертируемым социаль-
й проблеме и се решениям.

A. Да. для эксперта достаточны житейская мудрость и профессиональные зна-
ч в любой сфере деятельности.

Б. Не может, поскольку эксперт должен обладать достаточным для проведения лертизы запасом знаний и умений, а также омытом деятельности в конкретной )фессиональной области.

B. Зависит от обстоятельств и степени сложности проблемы.

6. Возможна ли, если да, то, при каких условиях, независимая социальная экс-1
■таза?

A. Да, при условии создания специальных экспертных групп при государствен-
; органах управления.

Б. Да, при активном инициирования социальной экспертизы общественными уктурами, создающих институт независимой социальной экспертизы на прин-ах социальной самоорганизации,

B. Нет, независимая социальная экспертиза невозможна ни при каких условиях.

7. Назовите основной критерий социальной политики, как системной социаль-
технологии.

К, Основополагающая компонента государственного управления.

>. Основной метод социального управления.

3. Основной способ управления социальными процессами и явлениями.


5. Тошенко Ж.Т. Социология. М. Прометей, 1994 г.

6 Жуков В.И. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М.

7 Жуков В.И. Социальная политика. М., 1999 г.

g. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М„ 1999 г.

9. Храпылина Л.П. и др. «Социально-психологическая поддержка населения
российской Федерации». М., 1995 г.

10. Браун Хельмут. Социальное планирование в крупном городе на примере
Мюнхена. Материалы семинара в Маулофе, 22 ноября 1992 г.

]|. Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. В 3-х т. М., 1993 г.

12. Малева Т. и др. Государственная и корпоративная политика занятости. М,

1998 г.'

13. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ». М. Издательство ACT.

2000 г.

14. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Ком­
ментарии к КЗоТ. М. ИНФРА-М. 2000 г.

15. Федеральный закон «О ветеранах». М. Издательский Дом ИНФРА-М.
2000 г.


 


7. Литература

. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Концептуальные основы социальной по-ки. В кн.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и пективы. М., 1996.

. Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Кадровая политика и стратегия управления эналом. Опыт подготовки руководителей на региональном уровне. В кн.; Со-ьно-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., г.

. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995 г. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. Москва-Белгород, г.



РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ СНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Глава 2.1.

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

План:

шцстгуальные проблемы реформирования трудового законов

■стематшация „ новые источники трудового законодательства

'вершенствование материальных норм о труде

юблемы формирования еторон трудовых отношений

юблемы разрешения трудовых споров

нтрольные задания и задачи для самопроверки

тература








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.