Внутренняя политика в 1953-1964 гг
Оттепель -период жизни СССР (1953-начала 1960-х гг.), характеризующийся смягчением тоталитарного режима, десталинизацией, ослаблением репрессий и идеологического прессинга, фактическим расширением прав и свобод граждан, ростом их социальной активности. «Оттепель» в политической и культурной жизни СССР ассоциируется с Н.С. Хрущевым, активно проводившим этот курс, но начало ей было положено в период коллективного руководства страной после смерти И.В.Сталина. Ни одни из соратников вождя не мог претендовать на всю полноту власти и было создано коллегиальное руководство: Г.М Маленков стал председателем Совета Министров, его 1-м заместителем – Л.М. Каганович, Л.П. Берия возглавил объединенное МВД, А.И.Микоян – легкую промышленность и торговлю, Н.А. Булганин – вооруженные силы, В.М. Молотов - МИД, Н.С. Хрущев – сельское хозяйство, и ему было предложено возглавить партию. В сентябре 1953 г. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Образовался триумвират Берия-Маленков-Хрущев, где каждый стремился к укреплению своих позиций. На первом этапе борьбы за единоличную власть наиболее сильны были позиции Берии. Партийная олигархия устала от постоянного страха арестов, неуверенности в завтрашнем дне и ожидала от нового руководства гарантий своего спокойствия. Берия, являвшийся олицетворением массового террора, уловил эти настроения и попытался «обелить» себя. Он ослабил репрессии, прекратил несколько сфабрикованных дел, предложил реабилитацию около 1 млн. заключенных ГУЛАГа. Из состава МВД было выведено несколько структурных подразделений (Спецстрой и др.). Было пересмотрено уголовное законодательство и освобождено множество уголовников, вернувшихся к прежним занятиям. Считают, что Берия мог под предлогом наведения порядка ввести чрезвычайное положение и установить диктатуру. Он первым выступил с критикой Сталина, пытаясь возложить лично на него ответственность за «большой террор». Для борьбы против Берии Хрущев объединился с Маленковым и сделал сильный ход, заручившись поддержкой высшего военного руководства, в т.ч. маршала Г.К. Жукова. Маршалы не претендовали на влияние в политике, но явно делали ставку на Хрущева. Летом 1953 г., по возвращении из Германии, на внеплановом заседании Президиума ЦК Берия был арестован, обвинен в измене делу социализма и в др. преступлениях, в т.ч. в сотрудничестве с иностранными разведкам. В декабре того же года он был расстрелян вместе с шестью ближайшими соратниками по приговору Верховного Суда. С устранением «лубянского маршала» в стране было покончено с массовым террором. Сложился второй триумвират: Маленков-Хрущев-Жуков (назначенный министром обороны). Навтором этапе борьбы за власть (между Хрущевым и Маленковым) усилились позиции Маленкова. Проводимая им в 1953-55 гг. экономическая политика, направленная на повышение жизненного уровня трудящихся, сделала его самым популярным человеком в стране. Г.М. Маленков являлся противником авторитарных методов руководства, но возражал против гласного разоблачения сталинизма, считая, что нужно лишь учесть и не повторять ошибки прошлого. Продолжились меры по ослаблению репрессивного аппарата: ликвидировались внеслужебные органы МВД (Особые совещания и др.), восстановлен прокурорский надзор, пересмотрен ряд положений законодательства. МГБ было заменено КГБ при Совете Министров, отделы КГБ на местах подчинялись партийному руководству, функции ограничивались обеспечением безопасности государства. Были пересмотрены многие сфабрикованные дела и проведены процессы против лиц, их сфабриковавших. В 1953-54 гг. прокатилась волна выступлений узников ГУЛАГа с требованием освобождения, а не улучшения содержания. Исчерпав методы убеждения, власть вновь прибегла к силовому подавлению конфликта. Вопрос о реабилитации репрессированных становился одним из главных в политической борьбе. Но политики не спешили радикально его решать, многие из них сами были непосредственными участниками репрессий. В борьбе против Маленкова Хрущев заручился поддержкой партийных функционеров, которых Маленков подвергал критике, поддержкой руководства Украины, получившей Крымскую область в дар к 300-летию воссоединения Украины с Россией как свидетельство «безграничного доверия великого русского народа украинскому». В 1955 г. Г.М. Маленков был подвергнут критике за отсутствие необходимых знаний и опыта хозяйственной и советской работы, за былое сотрудничество с Берией и снят с поста главы правительства, который занял Н.А. Булганин. Теперь усилились позиции Хрущева. В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС. На закрытом заседании съезда Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях». Он обвинял Сталина в массовом терроре 30-х-40-х гг., в пренебрежении к принципам коллективного руководства, в поражениях в начале Великой Отечественной войны, бедственном положении колхозников. Отношение к докладу было не однозначное. Достоянием гласности он в то время не стал, вышло лишь постановление ЦК «О культе личности и его последствиях», которое наряду с критикой вождя устанавливало ее пределы и содействовало недопущению критики партии и социалистического строя. В 1957 г. консервативная часть партийного руководства сделала попытку отстранить Хрущеваот руководства партией. 7 из 11 членов Президиума ЦК проголосовали за это. Лишь при поддержке министра обороны Г.К.Жукова и главы КГБ Серова удалось созвать пленум ЦК, осудивший «антипартийную группу Молотова, Маленкова, Кагановича, Ворошилова» и «примкнувшего к ним» Шепилова. Они были выведены из состава ЦК, выговор был объявлен Булганину. Вскоре после победы над внутрипартийной оппозицией Хрущев, опасаясь влияния Жукова,обвиняет его в бонапартизме, «самовозвеличивании» и «стремлении поставить Министерство обороны выше ЦК». В октябре 1957 г., во время визита Жукова в Югославию, Президиум ЦК КПСС вывел его из своего состава и освободил от должности министра обороны. Вооруженные силы возглавил маршал Р.Я. Малиновский. В 1958 г. Хрущев совместил посты председателя правительства и главы партии. Он был в зените власти, соперников не было. Но, лишившись мощной поддержки Жукова и Серова, не осознавая этого, он поставил свою дальнейшую деятельность в зависимость от партаппарата и заложил основу своего будущего смещения. Хрущев был недальновидным руководителем. На партийной работе находился с 1924 г. Был приближен Сталиным, считавшим его хорошим исполнителем, но никак не руководителем. Прикидываясь простачком, Хрущев использовал тактику Сталина в борьбе с соперниками: заключать временные союзы с будущим противником для победы над противником нынешним. Он был настоящим марксистом, стремился к улучшению положения народа, достижению подъема в экономике, сохранению мира. Его реформы часто были не глубоко продуманными, а импульсивными, половинчатыми. Главными заслугами Н.С. Хрущева является десталинизация общества, отказ от террора, ликвидация системы ГУЛАГа с применением рабского труда заключенных, репатриация депортированных народов СССР, реабилитация части репрессированных. Хрущев, как и Маленков, Ворошилов, Каганович, сам был непосредственным участником репрессий. И проводимая им реабилитация носила избирательный характер. Особое внимание было к делам военных и партийных деятелей, но не к «социально чуждым» элементов и большая часть незаконно репрессированных людей так и не дождалась пересмотра дел. Национальная политикатоже не была последовательной. Были реабилитированы калмыки, карачаевцы, ингуши, чеченцы, балкарцы. Немцы Поволжья дождались реабилитации лишь в августе 1964 г., но это не позволило им вернуться в родные места. Крымские татары, месхи, реабилитированы не были. При проведении административно-территориальных измененийне всегда учитывались интересы субъектов СССР и населяющих их народов, перекраивались границы территорий. Была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Тувинская АО преобразована в Тувинскую АССР, Карело-Финская АССР - в автономную область, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская АО – в Карачаево-Черкесскую АО. Была создана Калмыцкая АО. Крымская область беспрецедентным актом передана в состав УССР. Своеобразным являлось положение РСФСР, не имевшей даже республиканской компартии, совета профсоюзов, АН и др. Русский народ больше всех пострадал от репрессий, но в глазах др. народов СССР именно он являлся виновником репрессий ущемления их прав. Росла русофобия. Не были решены многие вопросы межнациональных отношений. В области идеологии Хрущев, как и все руководство страны, стоял на позициях марксизма-ленинизма и даже внес в него новые положения: о возможности мирного сосуществования государств с различным общественно-экономическим строем и о возможности перехода стран к социализму мирным парламентским путем. Самые серьезные для него самого просчеты Хрущев допустил во внутрипартийной жизни. ХХI съезд КПСС сделал вывод, что социализм в нашей стране победил полностью и окончательно, вторая Программа партии (1919 г.) претворена в жизнь. И на XXII съезде КПСС (1961 г.) была принята третья Программа партии – программа построения коммунизма, рассчитанная на 20 лет. «Наше поколение советских людей будет жить при коммунизме». Эта фраза и сама установка вызвала энтузиазм немногих и недоверие миллионов. В дальнейшем КПСС признала ошибочным указание точных сроков построения коммунизма. Устав партиипровозгласил принцип систематического обновления состава партийных органов: партийные работники могут занимать свой руководящий пост не более двух сроков по 4 года. За три года действия этого устава первичные партийные организации обновились и демократизировались. Но у старых руководящих кадров принцип ротации, предполагавший при каждых выборах смену 1/3 членов парткомов, вызвал крайне негативную реакцию, т. к. у многих из них в 1965 г. заканчивалось время пребывания на занимаемой должности. В 1962 г. Хрущев внес предложение о разработке проекта новой конституции, более демократичной, но это так и не было осуществлено. В эпоху «оттепели» продолжала действовать сталинская Конституция 1937 г. В 1962 г. Хрущев предложил реорганизацию партийного и хозяйственного руководства: разделить партийные организации каждой области и края на промышленную и сельскохозяйственную. Вслед за этим стали делиться советские, комсомольские и профсоюзные органы. Были сформированы краевые и областные комитеты партии, партийный аппарат резко вырос. С целью обезопасить себя от консервативных аппаратчиков, ослабить власть и сократить численность бюрократии в центре был расформирован ряд министерств, вместо них созданы областные и краевые Совнархозы и ВСНХ при Совете Министров. Итогом было ослабление партийно-хозяйственной элиты в центре, рост ее на местах, дальнейшее сращивание партийного и хозяйственного аппарата, недовольство аппаратчиков. Именно непродуманное реформирование в политической сфере стало в конечном итоге главной причиной смещения Хрущева. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. нарастал кризис либеральной политики Хрущева. Имел место его конфликт с деятелями культуры. В 1962 г. имели место выступления трудящихся, доходившие до открытых столкновений и подавления их войсками и милицией (в Новочеркасске, Грозном, Кривом Роге). Планы ускоренного построения коммунизма были провалены. Выросли розничные цены на продукты питания. В 1963 г. СССР впервые за время своего существования был вынужден прибегнуть к закупке за рубежом продуктов питания. Летом 1964 г. советский лидер предложил новую кадровую перетряску. Все это, а также предложение Хрущева заменить 7-летние планы 8-летними для сокрытия неудач в экономике стало последними каплями, переполнившими терпение ближайшего окружения реформатора. Вернувшийся с отдыха Хрущев был приглашен на заседание Президиума (11-14.10.1964г.) и был вынужден подписать текст заявления о своем уходе. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен со всех занимаемых постов.
Реформы в экономике и социальной сфере.Реформауправления промышленностью (1957 г.) стала главной в промышленном секторе: переход от ведомственного принципа управления (кроме отраслей ВПК) к территориальному. Ряд министерств был ликвидирован и созданы Совнархозы, ведавшие экономикой административной единицы (области, края), При Совете Министров был создан Высший Совет Народного хозяйства, осуществлявший руководство Совнархозами. Причины: из центра все труднее становилось руководить многочисленными объектами (более 300 тыс. предприятий);отсутствовали необходимые межотраслевые связи; разросся управленческий аппарат; имела место несогласованность управленческих решений, бесхозяйственность и расточительство, расхождение интересов производителей и потребителей, необходимость эффективного технологического обновления и повышения производительности труда в условиях снижения прироста РС. В итоге ее проведения были ликвидированы многие встречные перевозки и предприятия-дублеры, сокращены связанные с этим расходы, сокращен управленческий аппарат в центре, но одновременно он разросся на местах. Слабой ее стороной было сохранение всех других принципов управления, планирования производства, приоритета неэкономического стимулирования производительности труда. В ходе выполнения 5-й пятилетки экономика достигла довоенного уровня и победа в экономическом состязании с Западом казалась реальной. В результате задания на 6-ю пятилетку (1956-1960 гг.) были завышены, что стало очевидным в ходе их выполнения. В результате были «выявлены» новые возможности роста производства и разработан 7-летний план развития экономики на 1957-65 гг. Его главные цели: создать материально-техническую базу коммунизма, «догнать и перегнать Америку», где широко развернулась НТР. В нашей стране науке, главному инструменту НТР, отводилось по-прежнему второстепенная роль. Ее развитие шло преимущественно вширь: разрасталась сеть АН, НИИ. За десятилетие «оттепели» финансирование науки увеличилось в 4 раза, в результате в 50-е-60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий в СССР за все послевоенные годы. Главные достижения НТР в СССР:создание атомной и водородной бомбы, первой в мире ракеты с ядерным зарядом, первой в мире атомной электростанции (Обнинской, 1954 г.) и атомного ледокола («Ленин», 1957 г.), создание атомных подводных лодок, серийный выпуск вычислительной техники, самого мощного в мире ускорителя заряженных частиц, изучение теории цепных реакций, создание теории сверхтекучести, теории излучения, разработка молекулярных квантовых генераторов, создание искусственного спутника земли (1957 г.), космического корабля «Восток» и первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.). В сфере промышленности НТР охватила, в первую очередь производства, работающие на ВПК и программы освоения космоса, в других отраслях внедрение новой техники и технологий существенно отставало от западных стран, но темпы роста промышленности были относительно высокими. В СССР НТР не привела к безработице. Главной целью реформ в аграрном секторе являлось выведение его из тяжелейшего кризиса. Сельское хозяйство традиционно оставалось основным источником финансирования промышленности. В 1953 г. деревня находилась на грани голода. Цены на ее продукцию были в несколько раз ниже рыночных. Не получавшей денежной заработной платы и при мизерной оплате трудодней колхозники должны были платить налоги в денежной форме. На колхозных рынках в городах устанавливались максимумы цен на продукты. По инициативе Г.М Маленкова и Н.С. Хрущева была сделана первая попытка преодоления кризиса: повышены закупочныецены на продукцию села, в 2 раза снижен налог с личного подсобного хозяйства, с него списывались недоимки, снижались нормы обязательных натуральных поставок. Расширялись права членов артелей. Были намечены меры по частичному переходу к методам экономического стимулирования и расширению самостоятельности колхозов и совхозов. В 1954 г. был взят курс на освоение целинных земель (главным образом в Казахстане). За период до 1961 г. капиталовложения в это составили 20% от всех затрат страны на развитие сельского хозяйства. В 1960 г. на целине было собрано 47% всего урожая страны. Повышение производительности труда было достигнуто экстенсивными методами: освоение новых земель, использование трудового энтузиазма и «мягкого принуждения» молодежи (комсомольские путевки). Основная зерновая проблема временно была снята. Хрущев неоднократно принимал волюнтаристские решения: изгнание трав из севооборота, расширение посевов пшеницы, кукурузы, гороха; объявлялась ликвидация чистых паров, раздельная уборка хлебов, поливное земледелие, распространение химических удобрений; призыв «догнать и перегнать» США по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения. Результатом явилось снижение урожайности, поголовья скота, большие затраты на оросительные системы, перенасыщение почв удобрениями. В 1957-1966 гг. производилось укрупнение колхозов, их число сократилось почти в 3 раза. В 1958 г. были ликвидированы МТС, их техника за деньги передавалась колхозам, не имевшим ни средств на ее покупку, ни помещений для хранения, ни кадров механизаторов, большинство которых переехало в город. На рубеже 1950-х-1960-х гг. была проведена принудительная передача личного скота в собственность колхозов и совхозов, что привело к раскрестьяниванию деревни и снижению сельскохозяйственного производства. В 1962 г. было произведено повышение розничных цен на продукты питания, оптовые не изменились. В 1963г. разразился неурожай и на вновь освоенных землях, и в центральных районах. Во избежание голода СССР был вынужден впервые закупить продовольствие за рубежом и вернуться к продовольственным карточкам. Социальная политика периода была направлена на повышение реальных доходов населения.По уровню жизни крестьянство резко отставало от городского населения, на колхозников до осени 1964 г. не распространялось пенсионное обеспечение, крестьяне не имели паспортов и, по сути, были прикреплены к земле.Оплата трудодней по-прежнему была низкой. Прекратилось ежегодное снижение цен на продукты питания; увеличилось денежное вознаграждение за труд: повышена заработная плата и минимум заработной платы, введены премии и пенсионное обеспечение, авансирование труда колхозников. Были снижены налог с работников низкооплачиваемых категорий. Повышались пособия многодетным семьям. Пенсии (при наличии трудового стажа) для мужчин вводились по достижении возраста 60 лет, для женщин – 55 лет. Пенсии колхозникам стали выплачиваться только с осени 1964 г. Отменялась плата за обучение в средних и высших учебных заведениях. В 1956 г. были отменены строгие наказания за прогулы, опоздания и запреты на перемену места работы, устанавливался рабочий день для подростков – 6 час.; рабочая неделя на производстве и в др. сферах - 46 часов. В 1958 г. на предприятиях ряда отраслей тяжелой промышленности вводился 6-и и 7-часовой рабочий день. Денежная реформа 1961 г. (обмен денег в соотношении 10:1) не оказала существенного влияния на положение граждан. С середины 1950-х гг. ведется большое жилищное строительство («жилищная революция») 5-этажных домов с квартирами на семью. Около 54 млн. человек въехало в новые квартиры. Активно шел процесс урбанизации. Государство не препятствовало этому, ведь промышленность нуждалась в рабочей силе. Социальная политика Хрущева была столь же непоследовательна, как и все его начинания. Это проявилось в различиях уровня жизни городского и сельского населения, в обеспечении жилплощадью работников в порядке очереди и не зависимо от их трудового вклада, в преимущественно неэкономических методах стимулирования труда и др. В целом либеральное реформирование эпохи «оттепели» характеризуется непродуманностью и половинчатостью, авторитарными методами, усилением региональных элит, сращиванием партийного и государственного, партийного и хозяйственного руководства. Экономика сохранила прорывной характер, завышенные плановые задания систематически не выполнялись. Сохранялся приоритет предприятий группы «А», производств, обслуживающие ВПК и проекты освоения космоса. Незавершенность НТР обеспечила дальнейшее отставание СССР от передовых стран Запада. Основная часть продукции предназначалась для внутреннего потребления и не обладала конкурентоспособностью на внешнем рынке. В начале 1960-х гг. недостатки реформирования привели страну к кризису.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|