Внутренняя политика СССР в 1964-1985 гг
Данный период жизнедеятельности Советского государства по-разному характеризовался в отечественной историографии. Современники называли его временем построения зрелого социализма, крупным шагом на пути к коммунизму. Со второй половины 1980-х гг. большинством он оценивался как «застой», стагнация. Стагнация- застой в общественной жизни, остановка в развитии. В настоящее время последняя из названных точка зрения продолжает господствовать, но появились утверждения, что вышеназванный период застоем не является, т. к. было сделано множество достижений во всех основных сферах жизни общества В СССР являлся многонациональным государством. В состав его входило 15 союзных республик. Территория - 22,4 млн. кв. км, население - более 270 млн. человек. Территория РФ - 17,1 млн. кв. км, население - 145,3 млн. Существовала республиканская форма правления, глава правящей партии одновременно являлся главой государства. Конституция закрепляла федерацию как форму государственного устройства, но множество черт указывало на его унитарный характер. Степень централизации власти исключительно высока, как и число общесоюзных органов власти и управления. Верховная законодательная власть принадлежала Верховному Совету СССР, возглавляемому Председателем Президиума Верховного Совета СССР, исполнительная - Совету Министров СССР, во главе с Председателем Совета Министров, верховные судебные органы: Верховный суд СССР , Высший Арбитражный суд, высший надзор осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему прокурорами. В республиках СССР действовали соответствующие республиканские органы и конституции. Провозглашался принцип свободного самоопределения наций. В стране продолжал существовать тоталитарный режим, но в смягченной форме, приближающей его к авторитаризму. Марксизм являлся официальной идеологией. Стратегической цельюобщества объявлялось построение коммунизма. Большинство представителей советского общества верило в правильность курса, хоть и считало коммунизм делом отдаленного будущего. Существовала однопартийная система. КПСС являлась правящей партией. Ее руководящая и направляющая роль в жизни общества была закреплена законодательно в ст. 6. Конституции СССР 1977 г. Сохранялось сращивание партийного и хозяйственного руководства. Борьба с оппозицией осуществлялась «мягкими» способами: административные переводы на нижестоящие должности, «лечение» в психиатрических клиниках и др. Культивировался образ В.И. Ленина как символ вождя. Закрытость информации была несколько нарушена во 2-й половине 1970-х гг.: прекратилось «глушение» ряда западных радиостанций, шире практиковались туристические поездки за рубеж, общение в сфере искусства и др. Начало стагнации можно отнести к рубежу 1950-х - 1960-х гг., когда почти иссяк потенциал либеральных хрущевских реформ, произошел конфликт лидера государства с представителями культуры, события в Новочеркасске и др. При отсутствии четкого конституционного механизма смены руководства государства и из-за опасения лиц, решивших сместить главу государства за свою дальнейшую судьбу, смещение Н.С. Хрущева готовилось в строжайшей тайне. Важная роль в группе заговорщиков принадлежала 2-му секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, секретарю ЦК Н.В. Подгорному, руководителю КГБ В.Е. Семичасному. После отстранения Хрущева 14 октября на Пленуме ЦК КПССвыступлений в его поддержку не было. Очевидно, его смещение отвечало внутренним потребностям общества. Но оно произошло без глубокого анализа уроков «великого десятилетия», многие причины, приведшие страну к состоянию кризиса, вскрыты не были и продолжали действовать. Должности 1-го секретаря ЦК КПСС и главы правительства были разделены. Первую занял Л.И. Брежнев, вторую - А.Н. Косыгин. Многие в руководстве рассматривали Л.И. Брежнева как временную фигуру, т. к. он (по их мнению) не обладал качествами руководителя державы ни по характеру, ни по интеллекту. Отсюда его осторожность в принятии решений, потребность в советниках и т. д. Это открывало широкие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Брежнев во многом исходил из тех же посылок, что и Хрущев: люди должны жить хорошо, спокойно, необходимо сохранять мир, развивать сельское хозяйство, ускорять развитие предприятий группы «Б». На начальном этапе деятельности вокруг него образовалась группа прогрессивных советников: Г.Арбатов, Н.Иноземцев, А. Бовин и др., воодушевленная идеей обретения социализмом «второго дыхания» и работавшая над проектами экономических реформ. Но вскоре наметился поворот к более консервативному курсу. Еще на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК был выдвинут лозунг «стабильности», подразумевавшей отказ от глубоких реформ и радикального обновления общества. В конце 1964 г. было отменено деление парторганизаций на промышленные сельскохозяйственные; в 1966 г. были восстановлены прежние названия высших партийных органов, лидер партии стал называться Генеральным секретарем ЦК КПСС, из Устава исключалось положение об ограничении пребывания на партийных постах конкретными сроками. Окружение Брежнева становилось все более консервативным. В 1965 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н.В. Подгорный, сменивший А.И. Микояна, который один поддержал Н.С. Хрущева на октябрьском 1964 г. Пленуме. Часть высшего руководства во главе с А.И. Шелепиным ориентировалась на консервативную линию, другая - на реформы. В итоге был принят в 1965 г. умеренный курс, который поддерживал Брежнев. Но поворот к консерватизму все же произошел, и в 1 очередь, в идеологии. Вновь встал вопрос о сталинском наследии. Из официальных документов постепенно исчезли упоминания о ХХ съезде, пошла на убыль реабилитация жертв ГУЛАГа, имели место попытки реабилитации Сталина и объяснения разоблачения преступлений сталинизма личными мотивами Хрущева. Руководство понимало, что «разоблачение культа личности» породило недоверие народа к власти, что Сталин для многих по-прежнему олицетворял победу в Великой Отечественной войне, построении социализма, что в преступлениях режима народ обвинял не самого Сталина, а местные власти. Отход от курса на десталинизацию оборвал линию на демократическое обновление общества. Главенствующее положение в высшем эшелоне власти занимали Л.И.Брежнев (до ноября 1982 г.), А.Н.Косыгин (до октября 1980 г.) и М.М.Суслов (до 1982 г.) в велении которого находилась идеологическая работа. По мере укрепления позиций Брежнева другие участники «октябрьского переворота» оказались на второстепенных ролях, их место заняли люди, лично преданные Брежневу (по работе в Днепропетровске, Молдавии, Казахстане и др.). Л.И. Брежнев являлся Генеральным Секретарем ЦК КПСС, членом Политбюро, а затем и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Пребывание в рядах партийно-государственной элиты, по существу, становилось пожизненным, а к 1980-м гг. появились черты, свидетельствующие о превращении бюрократии в семейную и наследственную. Например, к концу жизни Л.И. Брежнева в составе ЦК КПСС оказался его сын (первый заместитель министра торговли), его зять (тогда первый заместитель министра внутренних дел). Руководители областей и республик нередко находились на посту по 15-20 лет. Это вело к старению кадров, семейственности, повышению роли личных связей. Правящая элита была представлена высшим эшелоном партийно-правительственной власти (где имелись группы), хозяйственной, региональной элитой, ВПК, КГБ, привилегированной творческая и научная интеллигенция и др. Между элитами имела место борьба, но их объединяла принадлежность к власти, привилегиям, сознание собственной исключительности, пренебрежительное отношение ко многим нравственным ценностям, официальной идеологии, к рядовым гражданам. Элита в целом постепенно трансформировалась. Формой отстранения от руководства стал перевод на нижестоящие должности и уход на пенсию. В период реформ Хрущева окрепла региональная и хозяйственная элита, несколько ослаблявшие власть центра, т. о. способствуя разрушению целостности советской системы. Изменялись интересы элитарных слоев, накапливались предметы роскоши. Погрязли в коррупции Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, где огромные суммы перекачивались в виде «подарков» секретарям обкомов и их окружению. Элите мало становилось привилегий, она хотела не только пользоваться, но и владеть имуществом. Часть элитарных кругов была связана с «теневой экономикой», но узаконить свое положение частных владельцев при советской системе не смогла. Особенностью общественно-политической жизни было создание иллюзорного мира показательного благополучия и единства советского народа: торжественные митинги, парады, и др. Съезды КПСС призваны были продемонстрировать успехи страны, мудрость партии, заслуги лидера и принять планы очередных пятилеток. В общественно-политической мысли было несколько направлений, во многом не четко разграниченных. Наиболее мощным было консервативное, выступавшее за сохранение советской социалистической системы в неизменном виде, против всякого ее размывания. Их иногда называли сталинистами, среди них были представители самых разных слоев общества, от руководства партии и генералитета до рядовых граждан. Появилось направление «шестидесятников». Они не выходили за рамки марксизма, выступали за демократизацию и усовершенствование строя в соответствии с идеями раннего Ленина, использовали его наследие для критики сталинистов. Это, прежде всего, интеллигенция, сформировавшая свои взгляды под влиянием «оттепели». Их идеалы: советская власть, коллективистская демократия, демократические нормы жизни партии, социалистическая собственность и т. д. Например, П.Г. Григоренко - генерал, заведовавший кафедрой при Академии Генштаба, член московского райкома партии возглавил одну из первых подпольных групп - «Союз борьбы за возрождение ленинизма». В нее входили 4 человека, его родственники. Срок деятельности таких групп был крайне невелик, их быстро выявляли и «перевоспитывали». В целом «шестидесятники» были лояльны к системе, но своей деятельностью раскачивали общественное мнение, сеяли сомнения в правильности системы. Среди столичной интеллигенции зрела реальная оппозиция - диссидентство. Диссидент – отступник, так стали называть инакомыслящих с 1960-х гг. Движение диссидентов было немногочисленным и неоднородным по политической ориентации, взглядам. Формы деятельности: нелегальное издание и распространение бесцензурных произведений, письма протеста, контакты с иностранцами, организация кружков, своеобразные собрания, участники которых, боясь преследований власти, не произносили речей, а просто стояли, как правило, где-либо в центре столицы. Самиздатовским способом было опубликовано несколько сотен исследований, статей по экономическим, политическим, философским вопросам с критикой опыта социалистического строительства в СССР, монополии КПСС на власть и даже с призывами создать в стране «лояльную социализму» оппозицию. Глава КГБ Ю.В. Андропов признал, что «примерно в конце 1968 - начале 1969 года из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое обладало тремя признаками оппозиции: имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих». К диссидентам относили движение правозащитников, требования их сводились к соблюдению законности и конституционных прав человека. Конституция СССР была одной из самых демократических в мире, но многие права и свободы носили лишь декларативный характер. По словам А.Амальрика правозащитники пытались вести себя как свободные люди в несвободной стране, осуществляя явочным путем права, предоставленные гражданам Конституцией: свобода слова, печати, демонстраций, др. Участниками правозащитного движения были такие известные люди как А.Д.Сахаров, С.Ковалев, Г.Якунин и др. В 1970-х гг. движение инакомыслящих развивалось на основе хельсинских соглашений. Главными направлениями их борьбы стали: равноправие народов и право распоряжаться своей судьбой, свобода выбора места проживания, свобода выезда из страны и право возвращения в нее, свобода совести, право знать свои права и действовать в соответствии с ними, свобода контактов между людьми, право на справедливый суд. Они боролись за социально-экономические права, подтвержденные Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и международными пактами о гражданских и политических правах (одобренными СССР). Деятельность правозащитников пресекалась властями, осуждалась в СМИ. О них не было широко известно народу, многие советские люди осуждали их, не вникнув в суть их требований. К оппозиционному движению относятся и национальные движения, которые были довольно массовыми (от десятков до сотен тысяч человек). В республиках они ставили задачей выход из состава СССР. Они имели связи с зарубежными национальными центрами. Депортированные народы (крымские татары) боролись за право постоянного проживания в Крыму. Немцы, евреи - за право беспрепятственного выезда на историческую родину. Формировалось и русское национальное движение, но более медленно, чем другие из-за довлевшего идеологического прессинга. Идеологами его стали А. Солженицын, И. Глазунов, В. Солоухин и др. Для этого движения характерны призывы к изоляционизму, критика влияния Запада, великодержавные настроения, пропаганда авторитарности, корпоративности (православная соборность, община). Поступательное движение советского общества призваны были демонстрировать формально проводимые реформы и др. мероприятия, существенно ничего не менявшие. Это расширение полномочий Советов разных уровней, создание многочисленных комиссий по предварительному обсуждению важных вопросов, всенародное обсуждение новой Конституции СССР и принятие ее 7 октября 1977 г. и др. В целом период середины1960-х-середины 1980-х гг. можно был временем наиболее стабильной жизнедеятельности советского общества и государства. Смерть Л.И. Брежнева 10.11.1982 г. большинство советского народа не восприняло как трагедию, но сожаление имело место. В борьбе в Политбюро за высший пост победил глава КГБ, секретарь по идеологии Ю.В. Андропов. Его избрание вызвало удовлетворение не только «нравственно здоровой» части руководства, но и большинства народа. Андропов был апологетом традиционного социализма, не являлся в полном смысле реформатором, не был ни сталинистом, ни антислалинистом, некоторыми действиями напоминал старый режим, осуждал коррупцию и злоупотребление властью, отсутствие дисциплины труда. Он понимал, что советская система окостенела, партийная жизнь формализована, в управлении государством, экономикой и др. сферах существуют недостатки. Пытался исправить недостатки, не разрушая, а совершенствуя систему. Вступив в должность, он произвел сокращение личного аппарата генсека, осторожную чистку партийного и государственного руководства, органов безопасности и начал кампанию по укреплению трудовой дисциплины, стимулировал расследование ряда дел, свернутых по указанию окружения Брежнева. За 15 месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, что насторожило элиту. Андропов возлагал надежды на демократизацию внутрипартийной жизни и творческий потенциал региональных и низовых парторганизаций. Он ввел в высшее руководство ряд региональных деятелей: М.С.Горбачева, В.И.Воротникова, Н.И.Рыжкова, Г.А.Алиева, Г.В.Романова и др. Было санкционировано проведение крупномасштабной экономической реформы. В фундаментальной статье «Учение Карла Маркса и некоторые проблемы социалистического строительства в СССР» Андропов высказал новые положения в марксистской теории и критические оценки социалистического развития. Отмечалось, что не полностью известны закономерности развития социализма, особенно в экономике, что часто власть действовала эмпирически, но определения цнынешнего состояния общества и намечаемые пути его развития даны не были. Происходило усиление контроля государства над обществом. Ужесточилась цензура, напр., в театрах был запрещен ряд новаторских постановок. Идеологической сферой занимались консерваторы: К.У.Черненко, М.В.Зимянин, П.Н.Демичев. В 1983 г. был принят рядуказов об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность. Продолжались преследования оппозиции. Ю.В. Андропов изучал опыт политической и экономической жизни ряда стран (Швеции, Китая, Венгрии и др.), добившихся высоких показателей и рассчитывал заимствовать приемлемое для СССР. Трудно сказать, какова была бы судьба нашей великой державы, если бы Ю.В.Андропов более длительное время руководил ею. В истории нет сослагательного наклонения, но ясно, что вариант Андропова был достаточно реален. Ю.В. Андропов умер 9 февраля 1984 г. В СССР не нашлось лидера, который сумел бы провести намеченные им реформы. Именно Ю.В. Андропов стал символом несостоявшейся модернизации и позитивной перестройки социализма. Избрание нового Генерального секретаря шло в борьбе между М.С. Горбачевым, которого поддерживали Громыко, Воротников, Алиев, Соломенцев, и К.У. Черненко. Решающую роль в избрании последнего сыграл министр обороны, маршал Д.Ф. Устинов. К.У. Черненко стоял во главе партии и государства с февраля 1984 по март 1985 гг. Второй пост в государстве был отдан М.С. Горбачеву. Биография Черненко была незапятнанной, но по своим данным он навсегда остался исполнителем среднего звена. У него не было программы действий и здоровья. Его победу консерваторы встретили с ликованием, у большей части интеллигенции царило мнение, что наступила деградация всей советской системы. В конце 1984 г. от имени Черненко была опубликована платформа, где говорилось, что до развитого социализма стране далеко, она отстала от Запада по производительности труда; ставилась задача решить эту проблему в обозримом будущем, говорилось и о многом другом, но конкретность отсутствовала, высоко значимые дела - тоже. Время пребывания у власти К.У. Черненко было апогеем застойных явлений в СССР. В высшем эшелоне в ожидании скорой смены руководства шла борьба между М.С. Горбачевым и Г.В. Романовым. В марте 1985 г. К.У. Черненко умер и на пост главы партии и государства был избран М.С. Горбачев. О кризисном состоянии в политической сфере СССР свидетельствовало многое: - частая смена лидеров партии и государства; - критика каждым новым руководством страны ошибок прежнего; - отсутствие глубокого анализа этих ошибок; - нежелание и боязнь глубоких реформ в любой сфере жизни общества; - «загнивание» элит, их отход от провозглашаемых ими же принципов «морального кодекса строителя коммунизма»; - недостаточная компетентность ряда партийно-хозяйственных руководителей; расшатывание идеологии; - отход от принципов социализма, неверие в осуществимость его идеалов и в построение коммунизма; - «успокоенность» руководства страны вследствие примерного паритета военных блоков НАТО и ОВД, положение СССР как сверхдержавы; - наличие оппозиции внутри страны и др.
Экономическое положение.В экономике СССР середины 1960-х-середины 1980-х гг. имел место ряд явлений, характерных и для прошлых десятилетий, имевших и положительные и отрицательные стороны. В целом для экономического положения характерно: - основу экономической системы составляла единая форма собственности на средства производства - социалистическая. Она была представлена государственной (общенародной), колхозно-кооперативной и личной собственностью граждан. В исключительной собственности государства находилась земля, недра, воды, леса, государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Земля, занимаемая колхозами, была закреплена за ними в бесплатное и бессрочное пользование, собственностью колхозов и иных кооперативных организаций и их объединений являлись средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач. В личной собственности могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, в пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. - сохранялось сращивание хозяйственного и партийного руководства; - принимались меры к укреплению централизации управления экономикой: уже в конце 1964 г. был организован единый Госплан СССР, затем Госснаб; - восстановлено отраслевое управление через министерства и упразднены совнархозы; - функционировало несколько сотен отраслей и подотраслей промышленности. Только в РСФСР их насчитывалось 400. Между ними существовали налаженные внутри- и межотраслевые связи; - наличие ресурсов сырья и РС, гарантированный госзаказ, сеть государственных учебных заведений, готовивших кадры специалистов, ИТР и др. обеспечивало отлаженный механизм работы; - отсутствие безработицы; - в ряде отраслей (в первую очередь, в оборонной промышленности) были введены новейшие технологии производства; процесс модернизации оставался незавершенным, в экономике оставалось множество архаичных явлений; - продолжался процесс урбанизации. Но большая часть городского населения по-прежнему несло на себе печать, маргинальности. Урбанизация не сопровождалась формированием развитой городской среды, ростом полноценного среднего класса; - наметилась тенденция к снижению роста рождаемости, прирост населения происходил главным образом за счет народов южных республик, - в середине 1960-х-в 1970-х гг. были проведены реформы в области промышленности и сельского хозяйства; приоритетной сферой оставались промышленные объекты группы «А», а легкая промышленность получала в 1970-е гг. капиталовложений даже меньше, чем аграрная сфера; - одновременно велось строительство нескольких крупных экономических объектов, требовавших больших капиталовложений и окупающих себя в течение длительного времени; - дефицит товаров широкого потребления и низкое качество продукции стали хроническим явлением; - своеобразием брежневского периода стали крупные капиталовложения в сельское хозяйство, ослабление «давления сверху» на этот сектор; - огромные средства оттягивала от других сфер оборонная промышленность. Это было обусловлено небывалой гонкой вооружений, вызванной противостоянием двух мировых систем, созданием и «усовершенствованием» ОМУ, размещением советских военных баз в разных регионах мира, а также размещение ядерного оружия в странах Восточной Европы; - средства затрачивались на помощь коммунистическим партиям зарубежных стран, на помощь странам «третьего мира», провозгласившим социалистический или некапиталистический путь развития; - больших затрат требовали программы освоения космоса, эта сфера в указанный период продолжала оставаться ареной соревнования США и СССР. Часть космических программ тоже носила характер военного противостояния; - главными экономическими партнерами СССР были страны социалистического содружества. Основными предметами экспорта СССР оставались товары не выскотехнологичного производства, что показывало отставание СССР от Запада, Японии; стало обнаруживаться отставание технологий даже от «новых индустриальных стран». - В 1970-х гг. имел место масштабный приток «нефтедолларов», использовались они нерационально; - сохранились черты мобилизационного развития хозяйства и для решения определенной проблемы средства отводили из других сфер; - экономика продолжала носить плановый характер. В стране существовала система недолгосрочного планирования развития хозяйства: вернулись к 5-летним; - централизованная система планирования; процедуре утверждение их на съездах партии придавалась видимость демократического характера. План 8-й 5-летки на 1966-1970 гг. разрабатывался с большим трудом и корректировался. Предусматривалось создание территориально-производственных комплексов (ТПК), усовершенствование аграрного сектора, выпуска потребительских товаров, рост реальных доходов населения. Осуществление задуманного было невозможно без кардинальных изменений в экономике. Прогрессивные советники Л.И. Брежнева: Г.Арбатов, А.Бовин, др. считали, что именно экономика и уровень жизни основной части населения были главными причинами отставания СССР. Они и разрабатывали проекты наиболее важных реформ. Пленумы ЦК в марте и сентябре 1965 г. стали началом экономической реформы. Самой серьезной попыткой перестройки экономики стала реформа 1965 г. в промышленности. Ее называют «реформой Косыгина», т.к. глава правительства активно содействовал ее проведению. В основу ее легли идеи ученых-экономистов В.Немчинова. В.Новожилова, Е.Либермана о введении хозрасчета и расширении самостоятельности предприятий. Хозрасчет базируется на самоуправлении, самофинансировании, самоокупаемости предприятий. Реформа включала совершенствование системы управления (сокращение планируемых показателей, восстановление отраслевого принципа) и усиление роли экономических рычагов (себестоимость, прибыль, заинтересованность работников и др.). Оставалось 5 обязательных показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура изделий, предприятие не должно было менять профиль своей основной деятельности; фонд заработной платы, взаимоотношения с бюджетом, показатели по централизованным капиталовложениям и вводу новой техники. Изменялись отношения между предприятием и государством: была введена плата за производственные, земельные, водные ресурсы; разрешалась реализация излишнего оборудования другим предприятиям. Главным показателем работы становился рост объемов реализованной продукции и прибыли. Расширились экономические права предприятий: получали развитие прямые связи между производителями и потребителями и предлагалось заключение хозяйственных договоров между предприятиями. За счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: фонд материального поощрения работников, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд развития производства. Реформа началась очень активно. К концу 1970 г. на новую систему хозяйствования и из 49 тысяч промышленных предприятий была переведена 41 тысяча. На их долю приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленных товаров. Вскоре на принципы хозрасчета стали переводить предприятия строительства и торговли. Была даже сделана попытка введения их в сельское хозяйство, СМИ и СУ, строительство. В строительстве хозрасчет получил наибольшее развитие. В результате пересмотра оптовых цен 1955 г. в сторону повышения в 1968 г. почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Для предприятий, переведенных на хозрасчет, был установлен государственный Знак качества, подтверждавший высокое качество изделий серийной и массовой продукции. В 1965 г. началась реформа в аграрном секторе. Ее основные направления: - устранение негативных последствий хрущевских «экспериментов»; - развитие производства в Центральных Черноземных и Нечерноземных районах; - восстановление приусадебных участков; отмена многих ограничений в использовании личного подсобного хозяйства; - изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции: вводились твердые и сравнительно низкие планы заготовок до 1970 г.; повысились закупочные цены на продукты земледелия; цены дифференцированы по зонам и районам; при сверхплановой продаже зерна государству устанавливалась 50%-я надбавка к основной цене; - резкое увеличение финансирования аграрного сектора. В 1966-1980 гг. по официальным данным туда было направлено 383 млрд. руб. что составляло 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за все годы Советской власти. - осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. В 1960-е гг. возродилась идея перехода от крупных бригад к небольшим звеньям, которые отвечали бы за весь технологический цикл, а оплата производилась бы в зависимости от количества и качества произведенной продукции. Однако реализация реформ и вызывала мощное сопротивление управленческого аппарата, не желавшего терять реальные права. Сами реформы объективно посягали на право партии распоряжаться хозяйственными кадрами. В условиях монополизма, отсутствия конкуренции интересы отдельного предприятия и общества все больше расходились. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это грозило серьезными экономическими осложнениями. Попытка преобразований в сельском хозяйстве могла привести к коренной реформе колхозов и совхозов. Уже начало реформ показывало, что их успешное осуществление создаст положение, при котором не будет места АКС. Историки и экономисты расходятся в оценке результатоввосьмой 5-летки. Одни считают, что она была наиболее успешной из всех, другие отрицают существенное повышение эффективности производства. Отмечалось сближение темпов роста производительности труда и средней заработной платы работников промышленности. Но уже в 1968 г. темпы роста заработной платы обогнали темпы роста производительности труда. Заметно вырос удельный вес интенсивных факторов в приросте НДс 34% в 1966 г. до 40% в 1970 г. В строй были введены уникальные промышленные объекты: Западно-Сибирский, Карагандинский металлургический комбинат, Красноярская ГЭС, ВАЗ, началось создание Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и др. крупных объектов. Улучшилось положение в сфере производства предметов потребления. Прирост объемов производства в промышленности, по сравнению с предыдущей 5-леткой, составил около 50%, в сельском хозяйстве - 21%. К 1970 г. СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента, железной руды, но в 6 раз отставал по производству потребительских товаров. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки, тяжелого машиностроенияопределяли максимальную энергоемкость производства. Сохранялось отставание аграрного сектора. Прогрессивные перемены были обусловлены реформой 1965 г., возвратом от совнархозов к министерствам, во время которого предприятия получили некоторую свободу маневра, что дало временный положительный результат; привлечением профессиональных экономистов, стремившиеся заложить в план экономического развития наиболее оптимальные параметры. Несмотря на попытку Косыгина придать ей в 1969 г. новый импульс, к начале 70-х гг. реформа в промышленности стала свертываться. Появились ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета; введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования; дополнительная прибыль перечислялась в госбюджет. Фонд развития производства стал включаться в централизованный план капиталовложений. Т.о., шло жесткое ограничение полномочий предприятий в распоряжении собственными средствами. Самым уязвимым звеном хозяйственной реформы являлись взаимоотношения хозрасчетных предприятий и государственных управленческих структур. Фактическое принятие решений распределялось между многочисленными инстанциями партийно-хозяйственной иерархии, где все документы необходимо было согласовывать, «увязывать» и т. д. Расширение масштабов экономики вело к интенсивному росту аппарата управления. В реформе А.Н. Косыгина изначально были условия, обрекавшие ее на провал: она оставляла без изменений глубинные отношения производства - отношения собственности, при расширении прав предприятий предусматривалось усиление централизации руководства экономикой. Формально предприятия становились более самостоятельными, но не имели права устанавливать цену на свою продукцию, распоряжаться РС, нанимая необходимых и увольняя лишних работников. С большим трудом вписывалось в реформу внедрение новых технологий, которые требовали утверждения сверху, средств, времени на их освоение и обучение рабочих. Заметному гонению стали подвергаться ученые, пытавшиеся найти решение проблем экономики на путях расширения действия закона стоимости и некоторых элементов рыночной экономики, т. к. в этом усматривалась угроза АКС в целом. Реформа 1965 г. являлась наиболее масштабной попыткой усовершенствования социалистической системы хозяйствования, но оказалась половинчатой и не дала устойчивых результатов. Партийное руководство не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы по пути к рынку, т. к. это вело бы к необходимости ликвидации АКС и к политической либерализации. Стал исчезать сам термин «реформа» применительно к современному этапу. В качестве универсального средства решения проблем провозглашалось повышение руководящей и направляющей роли КПСС. В Устав партии в 1971 г. было внесено положение о наделении парторганизаций правом контроля деятельности администрации в сфере производства, НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и т. д. В 9-11 пятилетках были приняты новые грандиозные планы, но в экономике со всей очевидностью проявлялись негативные, застойные черты. В 9-й пятилетке прирост объемов производства, по сравнению с 8-й, составил в промышленности 43%, в сельском хозяйстве 13%. В 10-й пятилетке -24% и 9% соответственно. В 11-й - 20% и 6%. Причина, прежде всего, в том, что АКС выхолостила из реформы 1965 г. меры экономической заинтересованности и самостоятельности предприятий, а также в осуществлении огромных затрат на ВПК и помощь зарубежным странам. Распространилась практика «починов» по достижению небывалых успехов. Например, «сдать государству 6 млн. тонн узбекского хлопка», «1 млн. тонн кубанского риса» и т. д. В результате на Кубани огромные площади были отданы под рисовые поля, а в Средней Азии шло обводнение территорий расширения посевов хлопка, впоследствии они оказались заболоченными и засоленными. В белорусском и украинском Полесье, в районах Нечерноземья были осушены под пашни сотни тысяч гектаров болот, что привело к обмелению рек, песчаным бурям, а урожайность оказалась весьма невысокой. Был создан проект по изменению течения сибирских рек для мелиорации районов Средней Азии. Своеобразным стал тот факт, что против него наиболее активно и эффективно выступили члены Союза писателей СССР. После длительных споров проект был отклонен. Велась борьба с «нетрудовыми» доходами - кампании против лиц, использовавших личное хозяйство для продажи урожая на рынке. У них изымались земельные участки, сносились теплицы и др. Одновременно развивалась «теневая экономика», деятели которой пользовались условиями постоянного дефицита товаров. «Теневой бизнес», сращиваясь с представителями партийно-государственной и хозяйственной элиты, контролировал обороты миллиардных средств, не облагаемых налогами. Она представлена запрещенной или ограниченной индивидуально-трудовой деятельностью: кустарное производство, медицинские услуги, розничная торговля, частные такси, бытовое обслуживание. Другая часть ее составляла уголовную деятельность: хищения товаров и сырья, махинации с отчетностью, изготовление на неучтенной продукции и продажей ее через государственную торговую сеть, валютные операции и т. д. К середине 1980-х гг. в этой сфере было занято около 15 млн. человек. В период 9-11 пятилеток на государственных предприятиях падала фондоотдача - эффективность использования фондов. Народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находилось до 80% машиностроительных заводов страны). Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрения в массовое производство наукоемкие технологии (радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику и др.). Структура экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую промышленность и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей. Одной из форм застоя в экономике была практика манипулирования информацией, подтасовка данных в расчетах, проектах, отчетах. Например, первоначально стоимость строительства Камского автозавода составляла 1,8 млрд. руб. Действительная стоимость составила (по разным данным) от 5 до 20 млрд. руб. Освоение природных ресурсов перемещалось в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири, увеличивались затраты на доставку сырья и т.д. Огромные капиталовложения направлялись в нефе- и газодобывающие районы: Самотлор, Сургут, Уренгой, и др. Был провозглашен лозунг: «Нефть любой ценой». В результате невероятных усилий в 1980-х гг. Западная Сибирь стала давать более 10% мирового объема нефти и газа. В начале 1970-х гг. в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители резко возросли (в среднем примерно в 20 раз). Было решено форсировать поставки этого сырья на Запад. С 1960г. по 1985 г. доля топлива в советском экспорте поднялась с 16,2% до 54,4%; машин и сложной техники сократилась с 20, до 12,5%. Основу экспорта техники составляла военная техника. Внешняя торговля СССР все больше приобретала «колониальный» характер. Баснословные средства оказали скромно влияли на экономику. Затратный механизм поглощал деньги, вкладываемые в дорогостоящие и бесперспективные долгострои (Астраханский газоконденсатный комбинат, канал Волга-Чоргай, др.), в незавершенное строительство, импортное оборудование, оседавшее на складах. Средства уходили на закупку продуктов питания и предметов народного потребления. Значительные средства шли на содержание бюрократического аппарата. С 1965 по 1985 гг. число министерств и ведомств увеличилось с 29 до 160, к 1985 г. насчитывалось около 18 млн. управленческих работников и чиновников уровня, что составляло 1/6 всех занятых. К середине 1980-х гг. нефтедоллары стали сокращаться, вследствие перехода экономики ряда стран на энергосберегающие технологии. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс, так и не заняли ведущее место в структуре экономики. Удельный вес машиностроения, металлообработки, химической промышленности, электроэнергетики в валовой промышленной продукции вырос более чем в 1,5 раза за период с 1970 по 1985 гг., но он был далек от уровня индустриально развитых стран. Из пятилетки в пятилетку сокращались инвестиции в ключевые отрасли машиностроения, что вело к снижению уровня научно-технического потенциала. Так, в 1961-1965 гг. ежегодно в среднем создавалось 4,6 тыс. образцов новой техники, а в 1981-1985 гг. - 3,5 тыс. Стали утрачиваться передовые позиции даже в тех исследованиях и разработках, которые традиционно были на уровне мировых. Сокращался среднегодовой объем производимой продукции. Так, за 1979-1982 гг. по сравнению с 1978 г. он сократился на 40%. Наиболее слабой отраслью оставалось сельское хозяйство. Начиная с 1970-х гг., его рост был незначителен. В течение 15-ти лет было 8 сильнейших неурожаев (с 1969 по 1984 гг.), которые усугубляли потери при перевозках, плохие условия хранения, неспособность ряда хозяйств собрать урожай нехватка рабочих рук. Например, в 1976-1980 гг. потери достигали 13,5% собранного урожая. В 1980-х гг. на уборку урожая направлялось более 20% активного трудового населения. Вновь пришлось прибегнуть к массовому ввозу зерновых в 1979-1984 гг., достигавшему 40 млн. тонн в год. Причем тонна зерна, закупаемая в США, обходилась в 2 раза дешевле, чем ее производство в СССР. Своеобразен факт, что эти проблемы начались со 2-й половины 1960-х гг., когда правительство осуществляло масштабные инвестиции в сельское хозяйство. Л.И.Брежнев был поборником крупных капиталовложений в аграрный сектор. Они превысили 1/5 инвестиций. В результате сельское хозяйство впервые заняло приоритетное место, опередив легкую промышленность. Попытка аграрной реформы 1965 не дала значительных результатов. Рост закупочных цен увеличился на 20% в 1965 г., на 25 - в 1970, на 12% - 1979 и на 16% - в 1984 г. Но его опережал рост цен на технику и удобрения. Было решено заняться структурой сельского хозяйства. В 1977 и 1981 гг. был снят ряд ограничений с приусадебных участков и введены меры развития частного сектора. Крупные предприятия, учреждения, военные части должны были создавать подсобные хозяйства для обеспечения своих рабочих и служащих. Поощрялось создание бригад, отвечающих за весь производственный цикл района. С 1977-1978 гг. производилось создание производственных объединений, куда входили колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности района, иногда научно-исследовательские лаборатории. С 1982 г. стали создаваться АПК (административно-производственные комплексы) - объединения колхозов, совхозов, машиностроительного и химического производства данной территории, работавщие на нужды сельского хозяйства. Но все это не дало желаемых результатов. Страна, обладая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в крупнейшего мирового импортера зерна. Новый глава государства Ю.В. Андропов задумал настоящую перестройку экономики на социалистических рельсах. Он интересовался опытом зарубежных стран, особенно шведской моделью с эффективной системой перераспределения НД в пользу бедных и средних слоев, развитой системой социальной защиты. Реально он был близок к модели, апробированной в Китае: сохраняя политические устои, постепенно вести экономические реформы, создать многоукладную экономику. Был составлен план реформ на рельсах трудовой дисциплины, ликвидации теневиков и коррупции, стимулирования модернизации, частичной децентрализации, экономических методов стимулирования, повышения роли трудовых коллективов. Андропов санкционировал проведение крупномасштабных экспериментов по подготовке экономической реформы; в ЦК КПСС был создан специальный отдел, который возглавил Н.И. Рыжков, и группа ученых и специалистов. Борьба за улучшение экономического положения началась с широкомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины. К нарушителям применялось понижение заработной платы, перестановка очереди на получения жилья и др. Для Андропова это было «нулевым циклом» реформ. Эта кампания дала положительные результаты: уже в 1-м квартале 1983 г. прирост объема производства составил 4-6%, за 1983 г. прирост НД -- 3,1%. Но эти меры могли дать лишь кратковременный и не слишком значительный успех. В 1982 г. Пленум ЦК по инициативе секретаря ЦК по сельскому хозяйству М.С. Горбачева принял Продовольственную программу до 1990 года. Это был последний крупномасштабный проект эпохи «застоя». Цель - подъем производства для обеспечения бесперебойного и достаточного снабжения населения продовольствием. Судьба программы такая же, как и многих предшествующих. За 1981-1985 гг. среднегодовой сбор зерна был на 25% ниже, чем в 10-й 5-летке. Доля подсобных хозяйств в общем объеме сельхозпроизводства – 20-25% по мясу, молоку, яйцам, шерсти, ими был занят примерно 1% обрабатываемых земель. Несмотря на попытки улучшить положение в экономике нарастали негативные процессы. Промышленные предприятия работали в условиях постоянной неритмичности поставок сырья и материалов. Особо подобные явления были заметны в строительстве. Как правило, в 1-м квартале вводилось в строй примерно 10% мощностей, намечаемых к вводу, во 2-м и 3-м - 20%, на 4-й - 50%. Железнодорожный транспорт, осуществлявший основную часть перевозок, не справлялся с ними своевременно. Осложнялась демографическая ситуация. Процесс урбанизации продолжался. Нарастал дефицит РС в деревне, на Севере и Востоке, и даже в городах. Существовала и проблема недостаточно высокой квалификации работников. В системе финансов существовало несколько курсов рубля по отношению к валютам др. стран. Недостатки в бюджете частично покрывались средствами сберегательных касс (за счет населения), частично ‑ международными кредитами. При этом каждый раз министр финансов докладывал о превышении доходов над расходами. Скрывался существовавший в стране бюджетный дефицит, инфляция, денежная эмиссия и др. негативные явления. Была создана сеть магазинов «Березка», «Альбатрос», где имела хождение валюта и чеки Внешторгбанка, заработанные советскими людьми за границей. Для работы за рубежом существовал отбор по профессиональному, семейному и идеологическому принципу. В конце 1970-х ‑ середине 1980-х гг. начался новый этап гонки вооружений, что потребовало новые огромные средства на развитие оборонной промышленности. Действие и положительные результаты реформ имели недолговременный характер. Трудно сказать, что, в первую очередь, повлияло на такое положение в государстве, обладавшем огромными ресурсами и имевшем множество торговых партнеров, политических союзников. СССР по важнейшим экономическим показателям серьезно отставал от передовых стран. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|