СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Внутренняя и внешняя политика современной России. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Перестройка - это политический курс части руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, направленный на реформирование тоталитарной системы в СССР и модернизацию экономики, характеризующийся непродуманностью, непоследовательностью, приведший к обострению кризиса во всех сфера жизни общества и распаду СССР. Инициатором «перестройки» выступил глава партии и государства М.С. Горбачев и люди, находившиеся в высшее эшелоне власти, искренне верившие в превосходство социализма. Причины «перестройки»: кризис системы, которая не смогла обеспечить должный уровень развития всех основных сфер жизни общества; появление поколения реформаторов, имевших высокое образование, не знавших страха репрессий и осознавших необходимость перемен.Цели: ускорение научно-технического прогресса, экономический подъем, внедрение принципов демократизма в жизнь общества и в сферу власти и управления, но при сохранении социализма. Этапы: 1-й - весна 1985-конец1986 гг. - традиционно-коммунистическая модель; 2-й - 1987-конец 1989 гг. - модель «демократического социализма»; 3-й - 1990-1991 гг. - модель «демократического капитализма». (Данная периодизация основана на моделях развития страны.) Перед командой М.С. Горбачева стояла задача вывести страну на передовые рубежи. К поиску путей были привлечены ученые А.Г Аганбегян, Л.И. Абалкин, Е.М. Примаков и др. «Перестройка» виделась первоначально как ленинская концепция социализма, соединенного с демократией. Предполагалось укрепить дисциплину труда, ускорить НТП, активизировать «человеческий фактор». На апрельском Пленуме ЦК выдвигалась задача с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок ускорить научно-технический прогресс, ликвидировать огромное отставание от мировых показателей. План 12-й пятилетки (1986-1990), намечавший меры и до 2000 г., содержал традиционные задания: путем рывка догнать передовые страны Запада и Японию по всем экономическим показателям на основе внедрения новых технологий и ускоренного развития предприятий группы «А». На это выделялись огромные средства, не получившие отдачи вследствие непродуманности планов и отсутствия хороших экономических программ. Закупленное за рубежом промышленное оборудование так и не было задействовано в производстве. 17 мая 1985 г. началась беспрецедентная антиалкогольная кампания, несмотря на то, что спиртное составляло по плану 24% товарооборота. Результатом стал рост самогоноварения, дефицит сахара и кондитерских изделий, рост бюджетного дефицита. Стало очевидно, что намеченные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Экономическая ситуация была усугублена трагедией на Чернобыльской АС. Результатом программы «ускорения» был переход кризиса в открытую форму. В партийном и государственном аппарате не былоединст ва по поводу направленности реформ и методов их проведения. Е.К. Лигачев, В.И. Соломенцев, В.М. Чебриков и сторонники их взглядов стремились к «наведению порядка» сильными административными мерами. Н.И. Рыжков, Ю.Д. Маслюков, Н.В. Талызин, выражавшие интересы ВПК, настаивали на ускорении НТП. А.Н. Яковлев и В.А. Медведев выступали за структурные реформы и преобразование экономических отношений. А Горбачев искал «консенсус». На 27 съезде КПСС (1986 г.) концепция ускорения была распространена на общественные отношения: ставилась задача демократизации, борьбы с бюрократизмом и беззаконием. За короткое время наиболее консервативные представители высшего эшелона власти были заменены молодыми. Правительство возглавил Н.И.Рыжков, Госплан - Н.В.Талызин, Московский горком КПСС - Б.Н.Ельцин. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК. Перед новым руководством стояла задача комплексной экономической реформы и о движении к рыночной экономике. И с лета 1987 по декабрь 1991 г. осуществлялась программа осторожных рыночных преобразований, представленная Н.И. Рыжковым. Она во многом повторяла реформу в промышленности 1965 г.: перевод государственных предприятий на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии. Он расширял права предприятий, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, совместной деятельности с зарубежными партнерами. Директора предприятий освобождались от контроля со стороны чиновников. Руководителей не назначали, а избирал сам трудовой коллектив. В результате в условиях еще не сформировавшегося рынка директора, стремясь быть избранными на свой пост, увеличивали заработную плату работников, создавали при предприятиях кооперативы, проводя таким образом скрытую приватизацию, и не обновляли производственные мощности. В 1986-1987 гг. были приняты первые решения о кооперации, в 1988 г - Закон о кооперации в СССР и Основы законодательства об арендных отношениях. В них было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора в экономике. Но почти сразу с решением об индивидуальной трудовой деятельности было принято решение о борьбе с нетрудовыми доходами, начались ущемления подсобного хозяйства граждан. Эти меры взаимно исключали друг друга. Многие кооператоры были вынуждены обращаться за сырьем к теневикам и перешли с производственной на торговую и посредническую деятельность. Итогом экономических реформ был дальнейший рост дефицита товаров, накопление у населения денежной массы, не обеспеченной товарами, износ оборудования предприятий, отсутствие дискриминация кооперативной формы собственности, падение НД, зарубежные займы, введение продовольственных карточек. Ситуацию усугубило резкое падение (более чем в 2 раза) мировых цен на нефть. Летом 1989-осенью 1990 г. были разработаны 10 новых проектов реформ в экономике. Правительственная комиссия во главе с акад. Л. Абалкиным предложила программу, соединявшую государственное планирование с элементами рынка. Альтернативная программа «500 дней» с рыночно-либеральным вариантом реформ была разработана группой Г. Явлинского. В итоге были приняты «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», не предполагавшие фактический переход к рынку. В начале «перестройки» реформа в политической сфере даже не планировалась. Провозглашенные лозунги «новое мышление», «демократизация», «плюрализм» «гласность» нашли воплощение, которого их автор не предполагал. «Новое мышление» предполагало приоритет общечеловеческих, а не классовых интересов и ценностей, деидеологизацию отношений между государствами. Демократические принципы управления и борьба с бюрократией объявляются главными в партийной работе. Политика гласности нанесла сильнейший удар по марксистско-ленинской идеологии и ее главном носителе - КПСС. Этот политический лозунг Горбачева, направленный на модернизацию политического режима и имевший в виду здоровую критику существующих недостатков, но никак не основ ценностей социализма, позволил воспользоваться конституционным правом на свободу слова. Стало возможным не соглашаться с партией, до этого считавшейся обладательницей монопольного права на истину в сфере идеологии. Становилось все больше разоблачений и текущей жизни, и прошлого. Наиболее популярной стала критика Сталина, были раскрыты факты помощи нашей страны коммунистическим партиям стран Восточной Европы, что повлияло на массовый выход из их рядов. Гласность позволила поставить под сомнение правильность действий руководства страной, которое шаг за шагом показывало свою бездарность и неумение владеть ситуацией. Были сняты многие цензурные ограничения, допущены к показу ранее запрещенные кинофильмы, переиздание диссидентской и эмигрантской литературы. Появились новые газеты и журналы, телепередачи («600 секунд», «Взгляд», др.) и т. д. Шло активное размывание коммунистической идеологии. СМИ начали проявлять себя как «четвертая власть». Продолжилась реабилитация жертв политических репрессий. Специально созданная в 1987 г. Комиссия Политбюро ЦК пришла к выводу, что наиболее крупные политические процессы 1930-х-1940-х гг. были сфальсифицированы. Было реабилитировано около 1 млн. несправедливо репрессированных. Возрос интерес народа к политике. Интенсивно шел поиск новых идеалов и политической идентичности. У граждан формировалась собственная позиция по ключевым вопросам жизни общества. Возникло множество неформальных движений: «Союз в поддержку перестройки», «Перестройка», «Община», «Диалектик», «Фонд социальных инициатив», «Память», «Гражданское достоинство». 1987 год в условиях ухудшения социально-экономической обстановки стал переломным в поляризации политических сил. В ряде союзных республик сформировались народные фронты, боровшиеся за суверенитет республик, им идейно противостояли интернациональные фронты, стремившиеся сохранить союзное государство и отстаивавшие равные права всех жителей республик. Появились первые антисемитские общественные организации. В 1988 г. образовался оппозиционный власти «Демократический союз» во главе с В.Новодворской и Е.Дерябиной. Одновременно кристаллизуются национал-большевистские силы, оппозиционные режиму. Национал-патриотические силы России требовали сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности. Поляризация сил происходит и в партийно-государственой элите, и даже в команде реформаторов. Во главе консервативного крыла в КПСС стоят Е.К. Лигачев, В.И. Чебриков, И.К.Полозков. За углубление реформ выступают, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин, Э.А. Шеварнадзе. Разные оценки темпов и методов «перестройки» впервые обсуждались на октябрьском 1987 года Пленуме. Критика Ельциным Горбачева была оценена большинством консервативного ЦК как политическая ошибка и желание бороться с ЦК. Попытка устранить Б.Н.Ельцина с политической арены привела к прямо противоположному результату. Его популярность резко выросла. Окончательное размежевание консерваторов и сторонников радикальных реформ произошло в марте 1988 г. после публикации статьи Н.Андреевой «Не могу поступиться принципами», где ставится вопрос о реабилитации Сталина и оправдывается его политика. В 1988 г. в стране проходили многотысячные митинги с демократическими лозунгами, где ставился вопрос о демонтаже советской системы. 19 партконференция декларировала передачу власти Советам и разграничение функций партийных и советских органов и демократические выборы народных депутатов. В декабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который должен был собираться 1 раз в год, более демократичной становилась избирательная система. Был принят новый закон о выборах. Был обновлен состав Политбюро и секретарей ЦК, ликвидированы отраслевые отделы ЦК, кроме аграрного. В связи с ухудшением экономического положения на выборах в высший орган власти из 169 первых секретарей обкомов партии были забаллотированы 32. 1-й съезд народных депутатовсостоялся в мае-июне 1989 г. В ходе его работы сложилась Межрегиональная группа депутатов. Ее лидерами стали Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров, Г.Х.Попов, А.А.Собчак, Г.В.Старовойтова, Ю.Н.Афанасьев. У них не было четкого плана реформ, их объединяло стремление отменить ст. 6 Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни советского общества. Летом 1989 г. «перестройка» перестает быть революцией «сверху» и становится делом миллионов. Речь шла не о придании социализму «второго дыхания», а о смене системы. Этот перелом внесла волна забастовок шахтеров крупнейших угольных бассейнов: Кузбасса, Донбасса, Караганды, Воркуты. Выдвигались не только экономические, но и политические требования (отмена ст. 6, свобода печати, создание независимых профсоюзов). В октябре 1989 г. был принят закон о трудовых коллективах, признающий право на забастовку. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия. 3-й съезд народных депутатов отменил ст. 6 Конституции и утвердил пост Президента СССР.Первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, сохранивший пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1989-1990 гг. формируется многопартийная система. Была создана ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, Демократическая партия Н.Травкина и Г.Каспарова, Крестьянская партия России. Сформировались движения «Демократический выбор», «Демократическая Россия». Состоялся учредительный съезд Коммунистической партии РСФСР. Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. стал временем распада советского государства как системы. Это явилось следствием многихпричин: - в СССР национальный вопрос считался решенным, декларировалось создание новой общности людей - «советского народа», игнорировались культурные традиции, духовный уклад; - не учитывалось историческое прошлое народов республик, факт того, что многие территории вошли в союзное государство вопреки своему желанию; - равенство и суверенитет республик были лишь формальными; - они не являлись фактическими собственниками своих богатств. Формирующийся в них доход перераспределялся часто без учета их интересов; - не учитывались реальные нужды населения вследствие непродуманности создания единого ходяйственного комплекса, строительства, предприятий-гигантов; игнорирование подлинных возможностей сельского хозяйства (монокультуры и т.д.); - ослабление идеологического воздействия; - ослабление позиций партократии вследствие гласности и демократизации, и особенно при выборах в центральные и местные органы власти 1990 г., когда во многих районах к власти пришли радикалы, стремившиеся к отделению от СССР; - центробежные тенденции внутри РСФСР. Именно Россия в рамках СССР в наибольшей степени обделена политическими и др. правами. Государственность ее всегда была лишь номинальной, отсутствовали республиканские высшие органы власти, даже символы; россияне отставали от большинства народов СССР по уровню жизни, оказывались перед реальной угрозой социально-демографической деградации. Главным требованием национал-патриотических сил России стало требование сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности; - глубокий экономический кризис эпохи «перестройки» и нерешительность и бездействие реформаторов в национальном вопросе. Они не выработали собственного механизма решения межнациональных конфликтов, а «сталинскими» и «хрущевскими» методами не решились воспользоваться. В 1987-88 гг. обострился экономический кризис в СССР. Одновременно с размежеванием политических сил в центре и в ряде республик оформились и начали активно действовать народные фронты. Их идеями становятся признание суверенитета своих республик и создание независимых государств. Распаду СССР предшествовали региональные межнациональные конфликты. Кризис межнациональных отношений начал проявляться уже в 1986 г., с 1987 г. не сходил с повестки дня Политбюро. В 1988 г. начался армяно-азербайджанский конфликт из-за административной принадлежности Нагорного Карабаха. Союзное руководство не решилось воздействовать на участников силовыми средствами, события стали не контролируемыми. В феврале 1999 г. в Сумгаите в результате резни погибли десятки человек. После этого тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше уступок делал Центр, тем более радикальными становились требования сепаратистов по расширению прав республик и изменению форм советской федерации. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси была применена сила для оттеснения демонстрантов, погибло 16 человек. Это вызвало взрыв возмущения в республиках. В 1988-89 гг. имели место межнациональные столкновения в Узене (Казахстан), Фергане(Узбекистан) и в Сухуми (Абхазия), Душанбе (Таджикистан), в ходе которых имелись человеческие жертвы. В январе 1990 г. - армянские погромы в Баку, туда были введены войска МВД СССР, имело место фактическое отстранение коммунистического руководства от власти. В 1991 г. вновь будут применены федеральные войска (занятие телецентра в Вильнюсе) и ОМОН (штурм здания МВД Латвии). Силовые методы решения конфликтов лишь обостряли обстановку. Первыми за суверенитет и отделение выступили республики Прибалтики. На выборах местных органов власти весной 1990 г. получили поддержку движения, выступавшие за полное государственное самоопределение и выход из СССР. Прологом полного распада СССР стал «парад суверенитетов» - процесс суверенизации республик. В 1989-90 гг. все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Они объявляли себя собственниками своих недр, земли, часть из них приняла законы о государственном языке, создании своих армий и денежных знаков, приняли новые названия. Декларация независимости РСФСР была принята 12 июня 1990 г. О суверенитете заявила также большая часть автономий (Карелия, Якутия, Татарстан и др.). Итоги «парада суверенитетов»: перемещение политической власти в республики, усиление в них нестабильности, рост недоброжелательства к национальным меньшинствам, нарушение прав человека. Это заставило все республики искать компромисс. Идея заключения нового союзного договора возникла у народных фронтов Прибалтики. 12 июня 1990 г. Совет Федерации высказался за создание республиками СССР Союза суверенных государств (ССГ). 17 марта 1991 г. в 9 республиках был проведенреферендум с вопросом о сохранении СССР (не участвовала Прибалтика, Грузия, Армения, Молдавия). Основная часть населения высказалась за сохранение Советского союза как федерации равноправных суверенных республик. Проект нового договора о создании Союза суверенных государств (ССГ) был подготовлен в Ново-Огарево. В ведении центра оставались вопросы обороны, финансов, внутренних дел; ему отводилась координирующая роль. Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа 1991 г. Накануне его подписания разыгрались события, получившие название августовский путч 1991 г. Путч - это попытка государственного переворота, инициированная небольшой группой заговорщиков; удавшийся переворот характеризуется в качестве путча только его потерпевшими поражение противниками. Консервативная часть руководства СССР, возмущенная Указом президента РСФСР о департизации в РСФСР и стремиашпчся не допустить обновления союза, потребовала от И.С.Горбачева введения чрезвычайного положения. В ответ на отказ находившегося в Форосе М.С.Горбачева он был блокирован. 19 августа консерваторы создают неконституционный ГКЧП, к которому переходила вся власть в государстве. В крупных городах был введен комендантский час. В ГКЧП вошли вице-президент Г.И.Янаев, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, премьер-министр В.С.Павлов и др. ГКЧП запретил оппозиционные партии и движения, установил контроль над СМИ. В Москву были введены войска. В Москве, Ленинграде и в ряде др. городов прошли митинги протеста. Во главе сопротивления действиям ГКЧП встало руководство РСФСР. Указами президента Б.Н.Ельцина создание ГКЧП объявлялось попыткой государственного переворота, союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, переходили в подчинение президенту РСФСР. 21 августа была открыта Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР. И.С.Горбачев был возвращен в Москву. 22 августа Б.Н.Ельцину были предоставлены чрезвычайные полномочия. Деятельность КПСС на территории России Указом президента Б.Н.Ельцина была приостановлена. М.С.Горбачев 24 августа сделал заявление об отставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС. Путч ускорил распад СССР. 25 августа Украина объявила об образовании независимого государства и отказалась участвовать в новом союзном договоре. За ней последовали все республики, кроме России и Казахстана. Под текстом договора о создании ССГ была поставлена только подпись М.С.Горбачева. В сентябре состоялся 5-й Внеочередной съезд народных депутатов СССР, он передал всю полноту власти новому органу - Государственному совету в составе президента СССР и высших должностных лиц республик. В начале ноября была принята программа радикальных экономических реформ; президенту РСФСР были даны чрезвычайные полномочия на период ее осуществления. Деятельность КПСС указами президента была запрещена. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководителями РСФСР (Б.Н.Ельцин) Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) был констатирован распад единого союзного государства и объявлено о создании СНГ. «Беловежские соглашения» и правомерность их подписания оцениваются по-разному. Подписавшие их страны и ЗСФСР в 1922 г. являлись учредителями СССР. Грузия, Армения, Азербайджан ко времени подписания Беловежских соглашений «де-факто» уже вышли из состава СССР, равно как и республики, вступившие в него после 1922 г. Союзное государство распалось вопреки воле большинства народа союзных, выраженной на референдуме в марте 1991 г. по вопросу о его сохранении. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате была подписана Декларация об образовании СНГ. К СНГ, присоединились Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. 25 декабря М.С.Горбачев сделал официальное заявление об отставке с поста президента СССР. СССР перестал существовать как субъект международных отношений. С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство ‑ Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочерёдных задач было принятие мёр по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооружёнными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жёсткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Её результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жёсткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения. Проведённая в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжёлая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объём сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворённость и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряжённости в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие чёткого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали её приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведён к присяге новый президент А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), «Российское движение демократических реформ», предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР возрождение российского государства в рамках до 1977 г. В результате проведённых на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в её составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчёркивалась самостоятельность органов трёх ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости. Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах. На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с чёткими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путём советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны. Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоёв. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения. В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% «Наш дом Россия», 11% ЛДПР, 10% блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% независимые и 14% другие избирательные объединения. Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряжённостью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооружённые столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооружённым конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооружённые силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооружённых сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. На думских выборах 1999г. стабильный результат, как и раньше, был у коммунистов (24,2% голосов), но они не получили большинства. Оно оказалось у новых общественно-политических сил — «Единства» (23,3%) и «Отечество — вся Россия» (13,3%). В августе 1999г. началось выдвижение на высшие государственные посты В.В. Путина, который вначале был назначен главой Правительства, а затем стал преемником Ельцина. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В. Путину. Таким образом, завершилась «эпоха Ельцина». 26 марта 2000г, состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94% голосов избирателей, победил В.В. Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. В мае 2000г. российское Правительство возглавил М.М. Касьянов. Первой реформой Президента В.В. Путина после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране. В соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000г. Россия была разделена на семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), во главе которых встали полномочные представители Президента Российской Федерации. В августе 2000г. вступили в силу законы, позволяющие Президенту отстранять от должности глав субъектов Федерации, а также были изменены принципы формирования верхней палаты парламента — Совета Федерации, в соответствии с которыми в этот орган с 1 января 2002г. стали входить не главы исполнительной и законодательной (представительной) властей субъектов Федерации, а их представители. Чуть позже (1 сентября 2000 г.) был создан Государственный совет Российской Федерации с совещательно-консультативными функциями, куда вошли главы исполнительной власти субъектов Федерации. Работу Совета возглавил Президент. Таким образом, у руководителей регионов сохранялся контакт с верховной властью страны. Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране. В выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся 7 декабря 2003г., приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. Убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия» (37,1% голосов избирателей). 12,7% набрали коммунисты, 11,6% — ЛДПР. Прошел вДуму и новый избирательный блок «Родина» — 9,1% голосов. Право на представительство в парламенте, не преодолев 5%-й барьер, не получили партии «Яблоко» и «Союз правых сил», что свидетельствовало о кризисе доверия избирателей к правым политическим силам и изменении электоральных предпочтений граждан России. 24 февраля 2004г, за три недели до президентских выборов, В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, объяснив это двумя причинами: политической и административно-организационной. Первая — стремление познакомить общественность с человеком, который будет представлен в качестве председателя Правительства Российской Федерации. Вторая ‑ необходимость повышения эффективности работы правительства в рамках административной реформы и доведения ее до логического завершения. После недельной паузы Президент предложил на пост премьер-министра М.Е. Фрадкова, кандидатура которого была утверждена Государственной Думой 5 марта 2004 г. Убедительную победу на президентских выборах 14 марта 2004г. вновь одержал В.В. Путин, за которого проголосовали большинство избирателей ‑71,31%. Распад СССР изменил положение России на международной арене, её политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнёрство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на её интеграцию в мировую экономику. Совет Европы, созданный в 1949 г., объединял в указанное время 39 европейских государств. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнёрами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объёме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, ещё одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов её размер превышал 6 млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключён договор о коллективной безопасности, разработан и утверждён устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами её участия в вооружённых столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией. Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству. Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями: - смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве; - переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике; - появление нового направления во внешнеполитической деятельности — отношений со странами СНГ (бывшими советскими республиками). Главными направлениями внешней политики страны с 1992г. являются: 1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО); 2) российско-американские отношения; 3) Россия и страны СНГ; 4) взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, стала приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996г. наша страна вступила в Совет Европы — организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы. Были нормализованы отношения с НАТО. В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия — НАТО: новое качество» (май 2002г.), в соответствии с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств-членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия — НАТО. В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую «восьмерку») в 1998 г. Российско-американские отношения всегда занимали важное место вмеждународной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение на 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г. Во время визита президента США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995г. таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992г., шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции. В сентябре 2003г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве. Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет, в котором заложены основы для широкого сотрудничества. В августе 2003г. во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран. Активно развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном — по сооружению атомной электростанции, что, правда, вызывает резкое недовольство США. В 1994г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними. Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Курильских островов. Традиционным экономическим и политическим партнером продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей. Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами большинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России. В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям, как на глобальном, так и региональном уровнях. Таким образом, в своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.
Контрольные вопросы: 1.Как развивалась борьба в руководстве СССР после смерти Сталина? 2.Что такое «совнархоз»? 3.Каково историческое значение ХХ съезда КПСС? 4.Кто подготовил смещение Н.С.Хрущева? Как оно было проведено? 5.Что такое «стагнация»? Чем она отличается от стабильности? 6.Можно ли назвать диссиденство реальной оппозицией в стране? 7.Назовите основные направление экономических реформ А.Н,Косыгина. 8.Почему реформы брежневского руководства носили формальный характер. 9.Что такое «теневая экономика»? Почему она возникла? 10.Перечислите этапы «перестройки». 11.Достигла ли «перестройка» поставленных перед ней задач? Почему? 12.Назовите причины распада СССР. 13.Кто был автором политики «шоковой терапии»? Охарактеризуйте её последствия. 14.Отчего партия «Яблоко» получила своё название? 15.Перечислите политические партии, вошедшие в Государственную Думу II созыва. 16.Охарактеризуйте личность Б.Н. Ельцина. 17.Кто стал вторым президентом России? 18.Сколько федеральных округов существует в Российской Федерации? Для чего они нужны? 19.Что такое «большая восьмерка». 20.Какие страны вошли в договор коллективной безопасности?
Семинар 11. Тема:СССР в 1920–е гг. План: 1. Политическая система СССР в 1920-е гг. 2. НЭП. 3. Культурная жизнь страны в 1920-е гг. 4. Российская эмиграция. Цели: охарактеризовать эволюцию советского общества в 20-е гг.; проанализировать возможные альтернативы развития внутрипартийной борьбы. Задачи: 1) Образовательные: проанализировать эволюцию политической системы советского общества; противоречия в проведении НЭПа; оценить значение «культурной революции». 2) Воспитательные: эстетическое воспитание на основе знакомства с произведениями искусства и художественного творчества. 3) Развивающие: умение сопоставлять факты на примере общественные процессы в СССР и в среде русской эмиграции, умение анализировать возможные альтернативы развития внутрипартийной борьбы в ВКП(б); умение давать характеристику историческим деятелям. Проблемные вопросы для самоподготовки: 1. Назовите основные причины поворота к НЭПу. 2. Каковы причины победы И.В.Сталина за власть? 3. Что такое «культурная революция»? Темы докладов и рефератов: 1) Образование СССР; 2) И.В.Сталин – путь к власти; 3) Новая экономическая политика; 4) Орловщина в годы НЭПа; 5) Хлебный «кризис» 1928 г. – причины и последствия. Семинар 12. Тема:Советское государство в 1930-е гг. План: 1. Основные черты тоталитарного государства. 2. Осуществление и итоги первых пятилеток. 3. Осуществление и итоги сплошной коллективизации. Цели:проанализировать особенности перехода от аграрно-индустриальной экономики к индустриальной; проследить за процессом складывания режима личной власти И.В. Сталина; охарактеризовать внешнеполитическое положение СССР в 1930-е гг. Задачи: 1) Образовательные: работа с понятями «тоталитаризм», «большой террор», «режим личной власти», «индустриализация», «коллективизация», «коллективная безопасность». 2) Воспитательные: воспитывать уважение к труду на примере ударников первых пятилеток. 3) Развивающие:умение давать характеристику историческим деятелям;умение рассуждать об альтернативах экономических и политических преобразований в СССР. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные черты тоталитаризма. 2. В чем заключались истоки культа личности Сталина? 3. Что такое политика «Большого скачка»? 4. Какую роль в жизни советского общества играли массовые репрессии? Темы докладов и рефератов: 1) Политические репрессии в 1930-е гг. 2) Истоки культа личности Сталина; 3) Экономика СССР в годы первых пятилеток; 4) Алексей Стаханов и стахановское движение в СССР; 5) Коллективизация сельского хозяйства в СССР; 6) Л.Д.Троцкий; 7) Репрессии 1930-х гг. на Орловщине.
Семинар 13. Тема:Великая Отечественная война План: 1. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. 2. Причины поражений СССР в 1941-1942 гг. 3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 4. СССР на завершающем этапе II мировой войны. Цели:проанализировать причины войны,ход военных действий на разных этапах войны, итоги и следствия войны. Задачи: 1) Образовательные: проанализировать подготовку сторон к войне и причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны; ход военных действий на втором и заключительном периодах войны; роль полководческого искусства, вклад тыла в победу над врагом; оценить результаты войны. 2) Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примерах героизма солдат и офицеров Советской Армии. 3) Развивающие: умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять факты, умение работать с картой Проблемные вопросы для самоподготовки: 1. В чем суть советско-германского договора о ненападении? 2. В чем заключались причины поражений Красной Армии в 1941 – 1942 гг.? 3. Когда произошел коренной перелом на советско-германском фронте во Второй мировой войне? 4. Какова была цена победы для народов СССР? Темы докладов и рефератов: 1) СССР и начало II мировой войны; 2) Г. К. Жуков; 3) Генерал Власов– глава Русской освободительной армии; 4) Сталинградская битва; 5) Орловско–Курская битва; 6) Орловщина в годы Великой Отечественной войны.
Семинар 14. Тема: СССР в послевоенные годы: 1945-1964 гг. План. 1. Внутриполитическое положение и социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг. 2. Политическая борьба в советском руководстве в 1950-х гг. Реформы 1953-1964 гг. Н.С.Хрущев. 3. Начало «холодной войны». Цель: охарактеризовать положение СССР в послевоенные годы, показать трудовой подвиг советского народа в период восстановления хозяйства, методы восстановления, показать характер борьбы в советском руководстве, умеренно-либеральную направленность реформ периода «оттепели». Задачи: 1) Образовательные. Работа над понятиями: восстановительный период, депортация, репатриация, «холодная война», репрессии, ООН, реформа. 2) Воспитательные: патриотическое, нравственное воспитание на примерах трудового подвига советских людей. 3) Развивающие: умение применять имеющиеся знания, аргументировать свою точку зрения, применять метод экспликации, сравнивать исторические факты, давать характеристику историческим деятелям. Оборудование: 1) Карта «СССР в 1945-1960-х гг.». 1) Н.С.Хрущев. 2) «Холодная война». 3) Восстановление экономики СССР в 1945-1950-х гг. 4) «Оттепель» в политической и культурной жизни СССР. 5) Движение диссидентов. 6) Культура СССР в 1945-1960-х гг. 7) Л.П.Берия. 8) Реформы в экономике 1953-начала 1960-х гг. 9) Российское крестьянство в середине 1940-х-начале 1960-х гг. 10) Орловский край в послевоенные годы.
Семинар 15. Тема: Нарастание кризисных явлений в СССР в 1964-1991 гг. План. 1. Стагнация в экономической и политической жизни СССР в середине 1960-х-первой половине 1980-х гг.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений. 2. «Перестройка» в СССР: экономические и политические реформы 1985-1991 гг. М.С.Горбачев. 3. Попытка государственного переворота в августе 1991г. Распад СССР. Цель: раскрыть причины и системный характер кризисных явлений в СССР, выявить потенциал социалистического строя в СССР, выявить цели «перестройки», роль М.С.Горбачева, охарактеризовать этапы «перестройки» и либеральную направленность реформ 1985-1991 гг., выяснить причины распада СССР. Задачи: 1) Образовательные. Работа над понятиями: роль личности в истории, стагнация, «перестройка», реформа, общественно-экономичекая формация, идеология, политическая партия, федерация, унитарное государство, общественное движение, забастовка, конституция, оппозиция. 2) Воспитательные: патриотическое, нравственное воспитание на основе выявления роли РСФСР в развитии экономики союзных республик и создании оборонительного комплекса, содействие выработке активной гражданской позиции, воспитание познавательного интереса. 3) Развивающие: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять полученные ранее знания, сопоставлять факты, работать с картой. Оборудование: 1) Карта «СССР в 1970-х-1991гг.». 2) Политическая карта мира (1990-е г. - начало 21 века). 3) Портреты российский политических деятелей 1960-х-1980-х гг. Темы докладов и рефератов: 1) Л.И.Брежнев. 2) Ю.В.Андропов. 3) М.С.Горбачев. 4) Б.Н.Ельцин. 5) А.Д.Сахаров. 6) Попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 г. 7) СССР в середине 1960-х-1985 гг. 8) «Перестройка» в СССР. 9) Внешняя политика СССР в середине 1960-х- 1991гг. 10) Распад СССР.
Семинар 16. Тема:Новая Россия. План: 1. Становление новой российской государственности в 1993 – 2000 гг. 2. Проблемы формирования рыночной экономики. Культура современной России конца 20 века. 3. Россия в ряду мировых держав. Цели: проанализировать процесс создания новой российской государственности после развала СССР;охарактеризовать социально-экономические реформы правительства Б.Н.Ельцина и борьбу за власть внутри новой российской элиты; реформы и внешнюю политику В.В.Путина. Задачи: 1) Образовательные:работа над понятиями «рыночная экономика», «шоковая терапия», «приватизация»; выявление противоречия в социально-экономическом курсе правительства Ельцина-Гайдара; характеристика политическиого спектр партий Российской Федерации. 2) Воспитательные: правовое воспитание на основе знакомства с Конституцией РФ, патриотическое воспитание на основе примеров исполнения долга российскими солдатами и офицерами во время антитеррористической операции. 3) Развивающие: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять полученные ранее знания, сопоставлять факты. Проблемные вопросы для самоподготовки: 1. Почему возник политический кризис в октябре 1993 г.? Каковы его последствия? 2. Каковы цели радикальных социально-экономических и политических реформ в России? 3. Каково место России в ряду мировых держав в новой геополитической ситуации? Темы докладов и рефератов: 1) Рыночная экономика в России: плюсы и минусы; 2) Конституционная реформа 1993 г. – методы и результаты; 3) Становление новой российской государственности; 4) Социально-экономическая модернизация России в 90-е гг. ХХ века.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|