Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности поведения



Поведение в широком смысле слова - система взаимосвязан­ных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособ­ления в среде. В психологии человека поведение рассматривается как внешнее проявление его деятельности, т.е. динамической систе­мы взаимодействия субъекта с миром.

Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Натуральное поведение превращается в культурное; воспитанные социальной жизнью внеш­ние приемы и культурные навыки становятся внутренними процес­сами.

Поведение регулируется общественными условиями (нормами, традициями, запретами и так далее), но определяется и индивидуальными особенностями человека, зрелостью эмоционально-волевой сферы, психическим здоровьем, системой отношений личное) и дей­ствительности, а также особенностями центральной периной систе­мы, темпераментом. Правосообразное и культурное поведение- одна из важнейших целей воспитательного процесса и одновременно усло­вие для успешной деятельности и социализации ребенка.

Поведение - наиболее интегральный внешний пока указатель внут­реннего состояния личности учащегося (адаптации дезадаптации, эмоционального благополучия, настроения, мотивационных и нрав­ственных установок и так далее).

Для достижения воспитания социально одобряемою попечения педагог должен решить ряд конкретных задач: помощь ребенку при включении его в систему социальных отношений; формирование со­стояния социальной значимости; формирование навыков удовлетворения социальных потребностей общественно приемлемым нормам; воспитание умения осознанно подчиняться нормам и требованиям общественной морали.

Отклонения в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Переживания неуспеха во взаимодействии порицания, насмешки, наказания, отторжение со стороны окружающих ведут к накоплению опасного состояния дезадаптации, т.е. стойкого рассогласования лич­ности со сферой.

Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает так называемая аффективно-волевая сфера, что обозначает психо-эмоциональный потенциал личности, который обес­печивает силу, сбалансированность и волевую подконтрольность эмоций и психических состояний.

В норме аффективно-волевые механизмы обеспечивают уравнове­шенность поведения, самоконтроль, саморегуляцию эмоций, баланс про­цесса возбуждения и торможения, устойчивость к вовлечению в состо­яние аффекта. Расстройства в аффективной сфере заключаются в сни­жении возможности произвольной регуляции поведения, что проявляет­ся либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.

У детей с ЗПР реализация задач по воспитанию нормального по­ведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфе­ре наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Неред­ко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы.

Длительные наблюдения за учащимися с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер) позволяют выделить несколько групп учащихся в за­висимости от их психических особенностей и поведения - уравно­вешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относи­тельно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к сво­им обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользу­ются уважением товарищей, могут организовать одноклассников. Дру­гая часть - менее активные учащиеся, но они от общественных пору­чений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.

В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффектив­ны методы воздействия - убеждение, беседы, порицание. Они при­слушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. На замечания реагируют спокойно, могут признать свою вину, хотя и не всегда сразу. В затруднительных ситуациях сами просят помощи.

Несмотря на многие положительные качества таких детей, упус­кать их из-под контроля нельзя, так как они не обладают устойчивы­ми положительными навыками и привычками, могут внести разлад в коллектив, пойдя по неправильному пути, увлечь за собой осталь­ных и т. д. Не следует часто использовать похвалу для л ой катего­рии, что может сформировать завышенную самооценку. 11ох налу сле­дует адресовать одновременно нескольким ученикам, что предуп­редит появление чувства превосходства над одноклассниками.

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможен и, не об­щительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделенные, равно­душные к окружающему миру; они слабо реагируют па замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участия и общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказы каются.

Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реак­циями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе, В рабо­те с ними педагогу необходимо развивать общественную активность и потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к товарищам, к делам коллектива, развить интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные реакции, уверен­ность в своих силах.

Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции: более частых вызовах к доске и обращениях к ним, индивидуальных заданиях, связанных с необходимостью обращаться к одноклассни­кам, вовлечении в игры, постоянном одобрении и эмоциональной оцен­ке их успехов, хотя бы и не очень больших, посильных заданиях с учетом интересов и склонностей ребенка.

Третью группу составляют легковозбудимые дет. И их поведе­нии преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость.

Для психически неустойчивых детей характерно сочетание им­пульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Ос­новные мотивы поведенческих реакций у психически неустойчи­вых детей - получение удовольствия или подражание, неспособ­ность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро ока­зываются в подчинении у лидеров с более сильным характером; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного на­строения, как правило, неустойчивого; они некритичны к своим по­ступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу не-сформированного самосознания.

Развитие психически неустойчивых детей имеет неблагоприят­ный прогноз: негативные проявления сохраняются до 16-17 лет, с трудом или незначительно компенсируется воспитанием (Лебедин­ская К.С, Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффектив­ной среде. М., 1988.). Для детей с повышенной аффективной возбудимостью характерно стойкое преобладание таких психичес­ких состояний, как импульсивность, бурные реакции (слезы, гнев­ливость, ярость, резкие движения), склонность к агрессии (физи­ческая и словесная), конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказ от контакта с педагогом.

В связи с тем что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчивают­ся головной болью, повышением температуры, состоянием усталости.

Дети с данным типом поведения часто являются лидерами в клас­се, подчиняют и ведут за собой психически неустойчивых и пассив­но заторможенных сверстников. Нередко аффективное поведение сочетается со склонностью к асоциальным поступкам.

У детей со стойкой аффективной возбудимостью необходимо: выработать определенный охранительный режим, предполагаю­щий медикаментозную терапию и целенаправленное воспитание; активно формировать навыки самоконтроля, саморегуляции. В работе с ними наиболее эффективны не прямые задания-требо­вания, а косвенные: требование-одобрение, требование-просьба и др., они нуждаются в постоянном поощрении, что укрепляет их уверенность.

Расторможенность влечений как вариант возбудимого поведе­ния проявляется в том, что учащийся не может сдерживать ин­стинкты и агрессивные наклонности. У детей с расторможенными влечениями наблюдаются онанизм, ранние проявления сексуаль­ности, тяги к алкоголю, курению, проявление жестокости вплоть до садизма, склонность к побегам и бродяжничеству, страсть к во­ровству.

У детей с ЗПР при врожденных нарушениях аффективно-волевой сферы социализация инстинктов и влечений осуществляется менее успешно. Благоприятной почвой для патологического развития сфе­ры влечений являются незрелость психики, инфантилизм мотивации, дефицитность механизмов регуляции. Дети с ЗПР особенно зависи­мы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а ничем и никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения.

Из инстинктивных влечений наиболее трудно поддаются воспи­тательной коррекции сексуальные отклонения, алкоголизация, агрес­сивность и бродяжничество.

Школьник с ЗПР самостоятельно без поддержки взрослых оттормаживать, подавлять, контролировать свои повышенные патоло­гические влечения не может. Он нуждается, во-первых, в медика­ментозной терапии для снятия напряжения влечений; во-вторых, в систематической мягкой коррекции импульсивных проявлений, уп­реждающем контроле, формировании четких представлений о долж­ном, общепринятом, правильном, приличном поведении.

Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью за­висит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массиро­вания воспитательных воздействий, от характера социальной сфе­ры, в которой живет ребенок. В своей повседневной рабою педагог изучает и оценивает особенность поведения школьника методом наблюдения.

Для преодоления субъективности при оценке поведения учаще­гося необходимо прибегать к расширению диапазона компетентных лиц, знающих ученика, с просьбой охарактеризовать его поведение.

Вывод о преобладающем типе поведения учитель может сде­лать на следующей ориентировочной основе:

1. Уравновешенное поведение: ровное настроение, по склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, нет стойких проявлений патологических влечений, и меру подви­жен и активен, положительно восприимчив к педагогическому воз­действию.

2. Возбудимый тип поведения: двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раз­дражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивирован­ные перепады настроения, плаксивость, бурные слезы, плач по не­значительному поводу, аффективные вспышки агрессии, заражае­мость, повышенная внушаемость, патологические влечения (куре­ние, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность к побегам, бродяжничеству, воровству, жестокость).

3. Заторможенный тип поведения: замедленный темп деятельно­сти, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе вы­полнения задания, игры, дела; безынициативность, застенчивость, замкнутость, необщительность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.