ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУСтр 1 из 7Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К дипломному проектированию по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»
УДК
Составители: док. эконом. наук., проф. Р.А. Галиахметов,
Методические указания к дипломному проектированию по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)» для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения/ Ижевск. гос. техн. ун-т. Под общ. ред. Галиахметова Р.А. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – 28 с.
Рецензент: д.э.н., проф. Ревенко Н.Ф.
Редакция автора
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры «Экономика предприятия». Протокол №8 от 30 августа 2013 г.
Данные методические указания предназначены для выполнения дипломного проекта студентами специальности 080502 "Экономика и управления на предприятии (в машиностроении)" очной, заочной и очно-заочной форм обучения. Предлагаемые материалы также могут быть использованы при выполнении отчета по преддипломной практике.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дипломное проектирование - завершающая стадия подготовки специалистов, при выполнении дипломного проекта (ДП) студенты должны продемонстрировать знания в ключевых областях экономической науки - организации, планировании, управлении производством и трудом в условиях рыночной системы хозяйствования. Дипломный проект должен показать степень соответствия их квалификации требованиям современного этапа перестройки управления экономикой. Задача настоящих методических указаний - дать студенту-выпускнику представление о требованиях к тематике, содержанию и оформлению ДП, помочь ему правильно организовать работу над ним. Пособие может быть использовано как на этапе преддипломной практики при сборе и систематизации студентами исходных материалов к дипломному проекту, так и в процессе его написания. Методические указания составлены с учетом опыта подобных пособий других кафедр и ВУЗов. I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ Дипломное проектирование является самостоятельной работой студента и позволяет преподавателям определить уровень знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом. Основными учебно-методическими задачами дипломного проектирования являются: 1) Выявление глубины и основательности усвоения студентами знаний, в первую очередь, в областях организации управления производством и экономики предприятия; 2) Определение степени овладения навыками проведения научных исследований, умения применять выводы и положения науки к решению конкретных производственно-хозяйственных задач; 3) Выявление организаторских способностей студента по реализации на практике разработанныхим предложений. Общая формулировка требований к дипломному проекту может быть определена следующим образом: · ДП должен разрабатываться на конкретных производственных материалах, его тема должна быть обусловлена реальными производственными задачами предприятия, на котором работает студент; · объем ДП может колебаться в пределах 70…90 страниц машинописного текста; · ДП должен носить комплексный характер, т.е. в процессе его выполнения должны рассматриваться организационные, экономические, технологические и социальные стороны объекта проектирования; · предложения и выводы ДП должны иметь высокий уровень обоснования, что обеспечивается использованием статистической информации, корректностью выбора методологиями методов исследования, включая современные научные подходы к анализу и проектированию организационно-экономических систем, и применением средств вычислительной техники при обработке информации и формулировке предложений; · ДП должен содержать конкретные разработки по управлению предприятием. Вместе с тем в ДП должны содержаться предложения, значимые для экономики в целом. Последнее должно характеризовать способность студента к обобщению, к анализу и выявлению не только единичных (случайных) проблем, но и к охвату проблемы в целом; · ДП должен содержать элементы новизны в постановке задачи, методах их решения, методах анализа сложившейся производственной ситуации, организации внедрения предложений ДП, определении его эффективности; · желательно, чтобы практическая значимость ДП подтверждалась актами внедрения материалов, используемых при дипломном проектировании. II. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Содержание и состав разделов ДП определяются сложностью избранной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала. В любом случае ДП должен содержать следующие основные разделы (табл. 1).
Таблица 1 - Структура дипломного проекта
Содержание разделов ДП по теме имеет свою специфику, однако общие рекомендации, которые могут быть использованы независимо от избранной темы, сводятся к следующему. ВВЕДЕНИЕ должно содержать краткую характеристику избранной темы, обоснование её актуальности, важности рассматриваемых в ДП проблем для повышения эффективности деятельности предприятия. Студент должен аргументировать выбор объекта исследования, сформулировать цель ДП и основные задачи, решения которых предусматриваются в ДП. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ДП. В этой части дается подробный технико-экономический анализ объекта проектирования. Для этого необходимо описать состояние внутренней и внешней среды предприятия. Основными источниками информация для анализа являются данные управленческого учета, специальных самостоятельно проведенных наблюдений и обследований, первичная документация (наряды, личные карточки рабочих и др.), планы и проекты, нормативные документы (инструкции, положения и т.п.) и др. В результате анализа должны быть сформулированы аргументированные выводы о сильных и слабых сторонах объекта проектирования и обоснована необходимость решения выбранной темы для данного предприятия. Сделанные выводы являются исходной базой для последующего проектирования и обоснования мероприятий по совершенствованию исследуемого объекта. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ. Эта часть включает в себя анализ современного состояния исследуемой проблемы. В данном разделе необходимо дать характеристику предмету исследования: 1) определить основные категории и понятия, провести при необходимости их классификацию; 2) обозначить и обосновать выбор возможных методов исследования и решения проблемы; 3) сформулировать основные закономерности развития и т.д. При наличии интересного опыта решения выбранной проблемы на других предприятиях целесообразно кратко охарактеризовать его и дать ему оценку. При этом, ссылаясь на научные публикации, студент должен представить краткое изложение различных точек зрения специалистов по вопросам, являющимся дискуссионными, и датьим свою собственную оценку, ясно характеризующую позицию автора ДП. Целесообразно также осветить достижения передовой зарубежной науки по исследуемым проблемам. Изучение теоретических основ темы предполагает хорошее знание специальной литературы по вопросам организации производства и труда, экономики промышленности, управления и планирования производством и т.д. В данной главе обязательны ссылки на литературные источники. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. Это наиболее сложная и ответственная часть дипломного проекта. Именно здесь проявляется умение студента решать на научной основе конкретные производственные задачи. В проектной части желательно выделить личные предложения автора. Содержание проектных предложений и организационных мероприятий, обеспечивающихих внедрение, зависит от характера и целевой установки каждого ДП. Однако в любом случае они должны быть научно обоснованными, реальными для выполнения, прогрессивными по содержанию и форме реализации. Проектирование любой системы должно опираться на осуществление глубокого анализа состояния вопроса выбранной темы, оценке его положительных характеристик и недостатков. Глубина анализа определяется темой дипломного проекта. Разработанная система должна получить экономическую оценку эффекта внедрения. В зависимости от существа разработки эффект может быть выражен в виде различных экономических показателей. Применение тех илииных из них необходимо обосновать в ДП. Следует предусмотреть источники покрытия затратна осуществление проекта. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДП. В данной части возможно предусмотреть выполнение следующих разделов: 1) разработка регламента процесса внедрения проекта; 2) разработка плана внедрения проекта; 3) оценка управленческих возможностей осуществления проекта. В данном разделе формируются этапы внедрения рекомендаций дипломного проекта, разрабатывается календарный план реализации проекта. Более подробно данные разделы рассмотрены в прил. А. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДП. Структура и содержание данной части ДП определяются консультантом по кафедре «Юриспруденция». В разделе необходимо описать основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность организации, перечислить содержание государственных стандартов на продукцию, работы и услуги предприятия. В качестве правовых норм могут быть также рассмотрены процедура лицензирования нового вида деятельности, система сертификации, система стандартизации и обеспечения единства измерений, правовые нормы охраны окружающей среды, охраны труда и т.д. Допускается, что данные вопросы могут быть рассмотрены в дипломном проекте без выделения в отдельную главу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение в сжатом виде формулируются основные выводы и результаты, к которым пришел студент, систематизируется его предложения по решению рассматриваемых вопросов, обобщаются данные об их эффективности, отмечаются проблемы, которые требуют дальнейших углубленных исследований. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. В обязательном порядке в состав ДП входит список используемых литературных источников, который располагается после заключения. В работе должно быть использовано не менее 20…30 литературных источников, включая правовые акты. При этом не менее одной четвертой части литературных источников должны иметь год издания давностью не более двух-трех лет. Рекомендации по оформлению списка используемых литературных источников приведены в прил. В. Приложения. В состав ДП могут входить приложения, содержащие статистическую информацию в виде таблиц или графиков, справочные материалы, нормативы, выдержки из ГОСТов и других методических документов, с помощью которых осуществляется анализ исследуемой проблемы и формулируются предложения. Приложения оформляются после списка литературы в соответствии с требованиями прил. В. Иллюстративный материал. Последним в дипломный проект подшивается иллюстративный материал, который отражает в графическом виде основное содержание проекта, и используется при защите дипломного проекта. Титульный лист иллюстративного материала должен быть подписан руководителем ДП и самим студентом.
Окончательная структура дипломного проекта может быть уточнена научным руководителем в соответствии с особенностями объекта дипломного проектирования и в зависимости от выбранной темы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|