Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и система функций местного самоуправления.



В юридической науке, а именно в науке управления, обычно под определением понятия “функций” любого органа публичной власти принято обозначать основные главные направления деятельности органа власти, обусловленные особенностями его юридической природы и содержания осуществляемых им своих полномочий.

Все функции органов местного самоуправления обычно в литературе по их содержанию принято классифицировать на 2 вида:

1. общие (основные) функции;

2. специальные (управленческие) функции.

Что касается содержания общих или основных функций органов местного самоуправления, то все они носят политико-правовой характер и прямо вытекают из особенностей юридической природы самих органов местного самоуправления.

Первой такой функцией является представительная функция, суть которой заключается в том, что деятельность органов местного самоуправления должна быть в конечном счёте направлена на обеспечение максимально полного представительства и выражения интересов всего проживающего населения муниципального образования выборных органов власти.

Механизмом реализации указанной функции на практике является организация и проведение муниципальных выборов представительного органа и главы муниципального образования.

Вторая функция – функция обеспечения планового и комплексного экономического и социально-культурного развития территории муниципального образования (хозяйственная функция). Содержание функции предполагает деятельность органов местного самоуправления, направленную на эффективное распоряжение и управление объектами муниципального имущества и рационального расходования средств местного бюджета.

Кроме того, в значительной степени реализация содержания данной функции на практике зависит от осуществления полномочий органов местного самоуправления по поддержке и развитию предпринимательской деятельности в муниципальном образований в сфере малого и среднего бизнеса в целях привлечения дополнительных инвестиций в развитие муниципального хозяйства, увеличение местной налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест и решение проблемы занятости населения.

Согласно Закону № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать и развивать международные и внешнеэкономические связи, в том числе с участием иностранных партнёров.

Третья функция – функция удовлетворения коммунально-бытовых, социально-культурных и иных жизненно важных интересов и потребностей проживающего населения муниципального образования (коммунальная функция). Суть этой функции выражается в том, что на органы местного самоуправления по действующему законодательству возлагается прямая юридическая обязанность по оказанию гражданам разнообразных услуг в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры и иных социальных услуг помимо того перечня социальных услуг, предоставление которых гарантируется со стороны государственных органов в соответствие с утверждёнными минимальными государственными социальными стандартами.

Четвёртая функция – функция охраны общественного порядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (функция правозащиты). Согласно ст. 131 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления призваны осуществлять свои полномочия по поддержанию и обеспечению охраны общественного порядка на своей территории.

В частности Законом № 131-ФЗ предполагалось то, что органы местного самоуправления должны осуществлять общее руководство деятельностью подразделений муниципальной милиции, которая помысле законодателя должна была быть полностью выведена из системы МВД и переподчинена органам местного самоуправления.

В настоящее время, согласно ФЗ 2011 “О полиции” все органы охраны общественного порядка переданы в федеральное подчинение и их финансирование должно полностью осуществляться из средств федерального бюджетов.

Кроме того, согласно отраслевому законодательству органы местного самоуправления могут наделяться специальными полномочиями по контролю за соблюдением федерального и регионального законодательства на своей территории, включая такие сферы деятельности, как благоустройство территории, архитектура и строительство, охрана окружающей природной среды и контроль ха охраной земель. Они могут также наделяться специальными регистрационно-разрешительными полномочиями и давать разрешения на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, осуществлять функции органов опеки и попечительства.

Наконец, в структуре местной Администрации могут создаваться и действовать специальные органы исполнительной власти, обладающие полномочиями в сфере административной юрисдикции (напр., административная комиссия и комиссия по делам несовершеннолетних).

Специальные функции местного самоуправления можно условно классифицировать на 2 вида в зависимости от той сферы или отрасли управления муниципального хозяйства, где они осуществляются:

1. отраслевые функции управления;

2. функции межотраслевого управления.

Отраслевые функции управления осуществляются главным образом через полномочия отраслевых органов исполнительной власти, входящих в структуру местной администрации: функции планирования, организации, руководства, финансирования и контроля.

Функции межотраслевого управления, как правило, охватывают 2 и более отрасли либо сферы управления муниципального хозяйства и реализуются через полномочия соответствующих функциональных и территориальных органов исполнительной власти, входящих в состав местной администрации. Напр., функция координации, обеспечения и функция прогнозирования, функция содержания и т.д.

В целом необходимо отметить, что все функции органов местного самоуправления имеют свои определенные правовые формы реализации. Первая форма – нормотворческая деятельность, предусматривающая принятие муниципально-правовых актов, имеющих общеобязательное юридическое значение. Вторая форма – оперативно исполнительская или правоприменительная деятельность, предусматривающая издание индивидуальных нормативных актов по разрешению конкретных вопросов управления муниципальным хозяйством (присуща администрации и главе муниципального образования) третья форма – контрольная деятельность, предполагающая проверку исполнения и проведения иных контрольных мероприятий по осуществлению контроля за надлежащим исполнением принятых актов органов местного самоуправления (занимаются все органы местного самоуправления, но прежде всего – контрольный орган муниципального образования).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.