ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 10 страница
рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп- ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма. Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном употреблении - Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле- гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию н. э. характер религиозных верований всего иранского народа. Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа- тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель- ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее - около 700 г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох- ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо- жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос- тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами. Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет "семе- рых святых", наиболее почитаемые из которых, кроме него самого, Митра - Солнце и Анахита-Ардвисура - богиня плодородия. Демо- нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла - Анхра-Манью. Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более широко известной, - Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп- ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию в ней, выбрать порядок-"арта" ("аша"), добро, труд, правду, свет, чистоту, воду, огонь - или ложь-"друг", тьму, зло, хаос, разрушение. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво- бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо- стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту- альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворитель- ность, рождение и воспитание потомства. Решающим для оформления 'зороастризма был период на рубеже нашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз- деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за- паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке - с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилось в борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращение зороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмы и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-
Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи осквернения и очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены до представления о спасителе мира Саошьянте - очистителе мира от скверны в конце его существования. Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ- ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксирован он был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустно сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась; в IV - VI вв. она редактировалась и кодифицирова- лась, снабжалась комментариями - Зенд. Было широко распростране- но извлечение, состоявшее из молитв, - так называемая Малая Авеста. Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара- бами-мусульманами, а с середины IX в. на- чалась политика насильственной исламизации населения. В начале X в. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местного правителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии, недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговых центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливается купеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом- бея богател, занимался благотворительностью и все больше становился властным центром парсийской общины. В первой половине XX в. подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах, превратившись в массе своей в "средний класс". Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра- щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду (кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи - судра, обяза- тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не- возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач- ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные церемонии - барашном - напоминали индуистские. Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен- ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать специфическое для парсов "взятие ваджа" - священные заклинания (мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки. Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре. Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецами в храме, является инициация. Главное в нем - надевание священного шнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.
Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма - о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое (включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь, а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение с нечистым требует ритуального очищения" Для этого разработаны очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального очищения - барашком. Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящего очищения породили множество запретов: ограничения в совместных трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с мусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избегание трупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали особый похоронный обряд. Специальные могильщики - насассалары, которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят труп в астодан - каменную башню без крыши и с уступами внутри. Там труп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюют птицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко- лодец этой "башни молчания". После поминок и периода траурного воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми обрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможности широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах- ме, хоронят и в земле, точнее - в цементе. С конца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы, а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон- фессиональный характер их общины. § 5. Конфуцианства Конфуцианство - это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Конфуцием (551 - 479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Ко- реи, Японии и некоторых других стран. Учение Конфуция Конфуций заимствовал первобытные веро- вания: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и ле- гендарного первопредка - Шан-ди. Впоследствии он стал ас- социироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом на- звании страны - "Поднебесная", и в титуле ее правителя - "Сын Не- ба", сохранившемся до XX в. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости "золотого века" - древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представ-
ления о том, что древние мудрецы создали институт государства ради защиты интересов каждого индивида. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических пот- рясений: гибла власть чжоуского правителя - вана, нарушались патриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства. Выступив против царившего хаоса, философ выдвинул идею социаль- ной гармонии, опирался на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, пиетет перед которыми стал постоянно действующим импульсом духовной и общественной жизни Китая. В "Луньюе", где записаны его беседы с учениками, Конфуций изла- гал идеал совершенного человека (цзюнь цзы), рассматривая личность как самоценную. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личностью лада с Космосом. Благородный муж - источник идеала нравственности для всего обще- ства. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец действует природосообразно, поскольку от рождения приобщена правилам соблюдения "золотой середины". Его назначение - преобразовывать социум по законам гармонии, ца- рящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как "основа и уток" между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Кон- фуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были поло- жены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Воспитывая эти качества, мудрецы выстраивали иерархию в обще- стве, обеспечивали тем самым его жизнеспособность. Заданный социуму природный ритм вносил импульс развития в общество и го- сударство. Трактовка нравственных качеств в ответах учителя ученикам всегда природосообразна, как бы наполнена ритмом и адек- ватна субъекту общения. Предусмотрительность и уступчивость - знак доверия к нравственности собеседника - заранее исключают на- пряженность. Так, взаимность в общении правителя, и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю (по аналогии с отеческой любовью к детям). В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего никогда не воспринималось как унизительное: предполагалось, что в ответ на нормативность своего поведения он получит отклик, его удов- летворяющий.
Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле уп- равления страной. Приобщая подданых к соблюдению чувства меры в большом и малом, ритуал адаптировал человека к "внешней среде" на личностном и социальном уровне, способствовал профилактике на- зревавших коллизий. Ритуал способствовал сохранению разнообразия в социуме, открывал личности перспективу совершенствования, был настоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальных условиях, в частности сгармонизировать потребности населения в ус- ловиях ограниченных материальных и природных ресурсов. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства и ущерба духовности. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся жизнеспособностью китайской культуры, во многом была обязана ритуалу. Эволюция конфуцианства Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В древнем проекте идеального устройства общества и землепользования (системе цзин тянь) он видел путь к достижению человеком гармонии с природой и в межлично- стном общении, достижения лада между верхами и низами общества. В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от неурожаев и непосильных поборов. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу "повеления Неба" новому, добродетельному избраннику. На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тен- денции: к ритуалу как средству управления подданными из арсенала бывших политических оппонентов конфуцианцев - легистов прибав- ляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка: ритуал следует применять премущественно в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, пола- гаясь исключительно на закон и наказание. В II в. до н. э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжун- шу (120-104 до н.э.) придал конфуцианству характер государст- венной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах "инь" и "ян" и пяти первоэлементах (вода, металл, дерево, почва, огонь), составляющих все сущее, в единую систему, охватывающую весь универсум, дал космологическую интерпретацию общественного и го- сударственного устройства, исходя из учения о незримой связи Неба, человека и социума. В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с IV - V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена
4 Зак. 53в 97
кодификация главных канонических текстов: новая их редакция и но- вые комментарии претендовали быть истиной в последней инстанции. Движение за новое толкование древних классиков в итоге вылилось в неоконфуцианство. В XIII в. это учение получило название чжусиан- ство - по имени философа Чжу Си (1133 - 1200). С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажа- ются, выхолащивается их первоначальный смысл. Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие прежде всего к да- осизму , рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало верховным религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сос- ловием все растет. Это способствует постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожест- вление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершен- ством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон. Пышные, поражающие воображение торжественные обряды поклонения Небу, исполнение ко- торых - исключительная прерогатива императора, скрытая и таинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного го- рода способствовали порождению раболепия и покорности подданных. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное. Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего осно- вателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отбро- шено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением. § 6. Даосизм Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -веро- ваниям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне о пути и добродетели" ("Даодэцзине"), приписываемом легендарному 'мудрецу Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV - III вв. до н. э.). Как целостная система
даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV - III BIB. до н. э.) и "Ху- айнань-цзы" (II в. до н.э.). Философские воззрения Главная категория даосизма, дао - своего рода закон спонтанного бытия Космоса, все- общий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и за- вершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао - это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (до- бродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "есте- ственности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой. Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естест- венным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий. По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей мета- морфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п. Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, "питание духа". Человек рассматривался даосами обиталищем мно- гочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе-те- лесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призы- вали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием долголетия является "питание тела" - соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир. Философские построения, древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в средние века как части синкретического комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии 4*
с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо- бенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство, как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе адаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия и фило- софские концепции переходились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства. Эволюция Даосизм оккультный, связанный с магией и верований и институтов физиогномистикой, привлекал широкие на- родные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско- эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной базой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого лотоса" и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, вос- стания "Желтых повязок" в 184 г.). Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму - нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосно- вывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. По- пулярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были врачевателями, гадателями, предсказителями. Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве- рований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми ас- пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Не- беса, уготованные для праведников. В средние века учение о бес- смертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жизни - культом многодетности, богатства и т. п. Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, вклю- чавший в .иерархию божеств легендарных правителей, мифических ге- роев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались поборники справедливости и правого дела - восьмерка бессмертных мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников. Во II в. возникает институциализированное направление "Путь не- бесных наставников". Первый его глава - Чжан Даолин (I - II в.) якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. Его титул "Небесного учителя" передается в роду Чжан по наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали даосские школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности". Они уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания. С IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала создаваться обширная иерархически построенная организация. Был
выработан даосский канон. В V11 - VIII вв. возник институт мона- шества ж монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ, и одна из них - "Учение совершенной метины" - сохранилась до наших дней. Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, сос- тавили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Са- мые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. Танский дом вел свое происхождение от официально обожествленного Лао-цзы. Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине, как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Да- осские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств ме- таллов и минералов. В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы, практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах, а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти пов- семестно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы бо- жеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Да- осские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч ве- рующих. §7. Синто Формирование синто Синтоизм сложился в VI - VII вв. Термин "синто" ("путь богов") появился в средневе- ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе- мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север- ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшего здесь аборигенного населения. Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала "сол- нечная" богиня Аматэрасу, "создавшая" японские острова и отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало "бо- жественной" императорской династии. Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо- жества- "удзигами" ("удзи" - род, "ками" - божество). В функции "удзигами" входило охранение рода, покровительство жизни и разно- образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое значение имели божества - повелители природных стихий: землетря-
сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го- ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками - бога-охранителя, сила действия которого, распространялась именно на этот район и, как правило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско- го пантеона. В культе богини Аматэрасу три "божественные" регалии - зерка- ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции, богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его на землю с наставлением - освещать весь мир и править им, покоряя непокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практике трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало - символ честности, яшмовые подвески - сострадания, меч - мудрости. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе- ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище в Исэ - Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэ дзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культ как верховного божества и божества-прародителя императорского до- ма, а через него и всех японцев. Синкретизация В конце V - начале VI в. в Центральной Японии усилилась, борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне- феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ с жреческим - Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали иноземную религию - буддизм. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья- Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато гораздо раньше. В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар- ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое "неземное", "божественное" происхождение. Стремлению к власти ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|