ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 8 страница
Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а мо- жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож- но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага- емых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций. О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ- лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо- да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие. Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда - зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по- лучила название "фетишизм" от португаль- ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-
ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то- темизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот- ных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает "род его". В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че- ловека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю- чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас- тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до- шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо- роты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за- претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на- поминало о древних нормах и правилах. Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними
практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - со- вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским эт- нографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изу- чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро- жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс- ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь- зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко- торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль- ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во- енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п. Обычно магическими приемами занимались специально подготов- ленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол- лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра- щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ- ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей. Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо- мянуть об анимизме (от лат. anima - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан
английским антропологом Э. Тайлором (1832 - 1917) в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред- ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ" вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида- ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож- ные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред- меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же- ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот- ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э. Тайлор выдвинул формулу: "Анимизм есть минимум определения религии". Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетель- ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например, тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы "пре- анимистическими". Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу- все это модификации анимистических представлений перво- бытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу, в гадания, заговоры. На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому
ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком- плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо- лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе- мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму. Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро- в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий, к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен- ности материальной культуры и т. п. Период доклассового общества характеризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социаль- ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам- ках происходили существенные изменения как в общественной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации несуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа- ющей первобытных людей действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло- нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена - диким животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос- тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так- же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников. Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людей не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво- вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были жестко отделены от массы верующих. К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль- ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их
подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак- рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле- мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра- жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде- ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание множества духов - вступает в свою завершающую стадию. На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита- емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест- ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю- страцией становления политеизма могут служить религиозные представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове- ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей, которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо- родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли Тари Пенну. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае, Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан- тропоморфитами, социоморфитами. Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль- бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ- негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество, олицетворяющее небо. Важное значение в политеистических системах имели боги- воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического
пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма. В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития человеческого общества отношения с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу существ. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла- ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед- ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества. Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры- вается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов. Глава VII НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ § 1. Индуизм Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной
Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал. Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур- основные направления ных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха- рактерных для периода становления классового общества (опреде- ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представ- ления о принадлежности последователей ведической религии к одно- му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей, "дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа- лу, описанному в Ведах, жертву богам. К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле- менного общества, становления государств, включения все новых эт- носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, опре- деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), - стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став- шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу. Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы- держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ- нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред- ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах- мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком- ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде- ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто- той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело- века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-
чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле- дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества) или в образе животного. Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной периферии, включение в систему общественного разделения труда все новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор- мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо- лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль- но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю- щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы, почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред- ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес- тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах- манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв- ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире сопровождается циклом обрядов - от зачатия до смерти. Единой религиозной организации в индуизме нет. Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком- плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль- ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас- кет-йогин, отшельник-садху. В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача- ла, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото- рого- использовать накопленную подвижничеством энергию на раз- рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ- нее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо- лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль- шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является весьма абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче- ская могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари. Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на пер--
вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитае- мые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и символике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватары Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха- рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы- разил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего - идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица- ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм. Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма - Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица бога- тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха- нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра- вавок" йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос- таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя- щенных рек. Особенности Условия формирования и развития индуизма философских воззрений определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многооб- разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта религиозная система отличается своей плюралистичностью. Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок- лонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож- ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз- новидности. В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо-
люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|