ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 7 страница
Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, в условиях которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений" По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо- собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит "переработка" значений. Они соотносятся с потребностями, интересами, целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл выступает как освоенное личностью значение. Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношении и культуры религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие "культура" не является базо- вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз- нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно католическим воззрениям, культура - философия, мораль, искусство, техника - представляет собой исторический факт, продукт деятель- ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является подлинной культурой. Христианство - это не культура, а религия, поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен- ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре- хом. Существует "христианская квалификация культуры". По мнению Иоанна Павла II, культура представляет собой "привилегированный сектор евангелизации". Последняя, будучи автономной от культуры, должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение Евангелия в какой-либо культуре - "инкультурация" - совершается через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству - достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее возвышенном даре - даре любви, человек поднимается через cultura animi ("культура души"). Чтобы культура сложилась как подобает, весь человек должен участвовать в этом - вся его творческая сила, разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер- твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу* Папа говорит: "...первым и самым важным является тот труд, который совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя и своего предназначения. Именно этой плоскости касается специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль- туры"1. Подлинной культурой является христианская (католическая) культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев- ного стимула, данного религией. Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают религию. Обратим внимание на идеи "единой философии культа", раз-
работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч- но базировались на религиозных заповедях. Культ - "средоточное" место культуры, в узком смысле он - богослужение, богослужебное действие, а в широком - феургия (греч. theurgea - богоделание). Фе- ургия является "материнским лоном всех наук и искусств"2. В культе встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре- менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры. Культура - это то, "что от культа присно отщепляется, - как бы про- растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни - это первичное творчество человека; культурные ценности - это производ- ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа..."3. Вспомогатель- ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа, в процессе усложнения и автономного развития превращаются в "свет- скую философию, светскую науку, светскую литературу"4. Немецко-американский протестантский теолог и философ П. Тиллих (1886 - 1965) в своей "теологии культуры" исходит из идеи отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа- дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче- ском времени. Главное для П. Тиллиха - "определить способ соотнесения христианства и секулярной культуры"5. Религия и куль- тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство. "Религия, - полагает П. Тиллих, - есть высшая забота... Религия есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека"6, она питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль- туры, а культура - форма религии. Субстанция и форма постоянно стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез. Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря, религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де- струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче- скую ситуацию - Кайрос (греч. kairos - надлежащая мера, норма, надлежащая пора) соединяет ее с "вечным значением" и придает фор- ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную (греч. theos - бог, nomos - обычай, порядок, закон), гетерономную (греч. heteros - другой), автономную (греч. autos - сам). Теономная культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В историческом отчужденном существовании представлены гетероном- ный и автономный типы. Гетерономная культура - это крайне ав- торитарная система, которая подчинена религии, а автономная выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо- центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,
религиозный опыт, хотя бы в негативной форме - переживания пус- тоты и бессмысленности. Осознание явлении культуры началось со сферы материального производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале употреблялся термин "агрикультура" (лат. agricultura - уход за зем- лей), а впоследствии уже слово "культура" стало обозначать и город- ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния явлений духовного порядка. Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира - знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис, орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче- ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры - искусство, мораль, философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль- туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще- ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач- ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на- уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и философия в античности, религия - в средние века, философия - в XVIII - XIX вв., наука - в XX в. Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре- делах собственной области синтезирует определенные явления искус- ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии "звез- дным часом", она доминирует, охватывает почти всю область куль- туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века. В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус- ство, мораль, наука - постепенно освобождались от религиозного санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус- ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про- цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая философия составляла 100% содержания философских систем, то в XX в. (1900- 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг- ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се- куляризации философии. В XX в. (1900 - 1920) доля эмпиризма во всех философских системах составляла 53%, материализма - 23,3,
3 3ак. 536 65
скептицизма - 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века определялись почти полностью религией, а затем религиозная ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус- ство составляло: до X в. - 81,9%, в X - XI - 94,7; в XII - XIII - 97; в XIV - XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1; в XIX - 10; в XX в. - 3,9%8. Постепенно происходила и секу- ляризация этических систем, выражением чего было появление и развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде- монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли соответственно в IV - XIV вв. 100 и 0%, в XV - 91,3 и 8,7; в XVI - 56,5 и 43,5; в XVII -61,6 и 38,4; в XVIII - 63,7 и 36,3; в XIX - 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) -57 и 43%9. Религиозная культура Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспек- ты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че- ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ- лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным центром является культ. Содержание культурных ценностей задается религиозным соз- нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на- полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет- воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства. В религиозных системах шло накопление опыта развертывания отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя- зей, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ- ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических исследовании и образования, в проведении экономической, коммер- ческой, благотворительной деятельности. Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо- раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические, логические, социологические, антропологические и другие проблемы. Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-
стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским, исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых "живут" религиозные символы. Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред- ственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь. Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон- фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных конфессиональных разновидностях) культура. Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам, в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру в целом, а также на отдельные ее части. Глава V ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммар- ный результат, последствия выполнения ею функций. Функции религии Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, ком- муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль- туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж- де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер- цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсо- люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы- рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на
достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, не- счастий, одиночества, морального падения. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перест- ройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное не- равенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; цер- ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере- распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен- ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично- стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна- чение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя- тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос- редников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении" и т. д. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен- ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы- чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо- бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо- рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на- казаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном су- ществовании) . Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении- объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня- ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу- ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен- ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко- лению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако- нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен- ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, .утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре- деленных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сфор- мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени. 1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест- венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя- тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через де- ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест- венные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон- тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу- ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве- дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне- религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,
противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя- ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. 3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на- правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отно- шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "че- ловека экономического", "человека политического", "человека мораль- ного", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен- ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на- правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж- национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет- ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями. 4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно- шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и свя- зей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за- блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че- ловека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно- шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду- ховной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры
отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культу- ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла- ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо- мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. 5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер- вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет- вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве народностно-националь- ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз- ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "за- креплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.
Раздел второй ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ Глава VI ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ Основные подходы Одна из концепций происхождения религии к решению проблемы была выдвинута представителями тео- происхождения религии логических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", или первобытного монотеизма. Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844 - 1912) в его книге "Становление религии". Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868 - 1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу "Происхождение идеи Бога". Суть теории "прамонотеизма" сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос- ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт- верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию, факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей генеалогического древа религии. Была выдвинута гипотеза о существовании "дорелигиозного периода" в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер- ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст- венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст- ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведения о суще-
ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы- чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна- руживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании "дорелигиозного периода" так и осталась гипотезой. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|