Здавалка
Главная | Обратная связь

УМЕНИЕ ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ



Конечно, знакомство — лишь начало межличностных отношений. Контакт может легко завершиться после первой или второй встречи, если партнер покажется нам неинтересен или несимпатичен, если мы сами не вызовем у него симпатию.

Умение вызвать симпатию принадлежит к числу очень важных умений, от которых зависит количество и интенсивность наших межличностных контактов. Симпатичные люди привлекают внимание, с ними хочется встречаться вновь и вновь. Взаимная симпатия — это то, что укрепляет межличностные отношения, делает их более насыщенными. Удовлетворенность своими межличностными отношениями тоже не в последнюю очередь зависит от уровня симпатии.

Безусловно, оптимистичные и уверенные в себе (не самоуверенные) люди притягивают к себе других людей, их, как показал в своих исследованиях Мартин Селигман, выбирают на ответственные должности, им легче добиться от других выполнения собственных желаний.

В содружестве с молодым аспирантом Гарольдом Зулловым Селигман (Zullow et al., 1988) заинтересовался проблемой, близкой к сфере интересов политологов. Он предположил, что при явном соперничестве двух кандидатов (какое, например, имеет место в ходе президентских выборов) более оптимистичный кандидат должен побеждать.

Основание к этому Селигман видел в следующем. Во-первых, оптимистичный кандидат будет более активным и деятельным, успеет встретиться с большим количеством людей и т. д. Во-вторых, в ходе этих встреч он больше понравится избирателям. В-третьих, он будет более убедителен (в хорошее охотнее верят) и вызовет у избирателей большие надежды, связанные с ним персонально. В итоге, при сильной разнице в уровне оптимизма при прочих приблизительно равных условиях, победить должен депутат оптимистичный.

Селигман решил проверить это предположение на материале президентских выборов. В качестве стандартных выступлений


88

 

были выбраны речи с согласием баллотироваться претендентов на президентский пост в Америке с 1948 (с этого года выступления достигали широкой аудитории благодаря телевидению) по 1984 годы. Уровень оптимизма оценивали независимые эксперты по специально разработанной схеме.

В итоге было обнаружено, что в девяти случаях из десяти победил более оптимистичный кандидат. Причем кандидаты, существенно опережавшие соперника по уровню оптимизма, выигрывали с огромным перевесом. У кандидатов же с небольшим преимуществом по показателям оптимизма и перевес на выборах был небольшим. Так было установлено, что знание разницы в уровне оптимизма позволяет предсказать исход выборов значительно точнее, чем любые другие технологии. Более того, влияние телевизионной трансляции также не было решающим фактором. Анализ речей кандидатов, начиная с 1900 года, показал, что из двадцати случаев в восемнадцати американцы отдавали предпочтение более оптимистичному кандидату.

Тренируясь видеть хорошее в других людях и говорить об этом, участники группы научатся также хорошо говорить и о своих достоинствах. А эти умения, как мы видели раньше — один из существенных компонентов уверенности в себе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.