Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация конфликтов с участием человека



 

Начнем с классификации конфликтных явлений, описанной в работе Н.В.Гришиной [63], где приводится следующий ряд уровней конфликтующих сторон, на основании исследований А.Г.Здравомыслова:

1. Межиндивидуальные конфликты. На наш взгляд корректнее говорить о межличностных конфликтах, (курсив мой – С.Д.).

2. Межгрупповые конфликты, в зависимости от типа групп, это могут конфликты между группами интересов; группами этнонационального характера; группами, объединенными с помощью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри- и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами разделения общественного труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами и типами культур.

В нашей работе при описании классификации конфликтов будем придерживаться позиции А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова [21]. Авторы предлагают выделять семь видов конфликтов, которые разделяются на две группы – конфликты с участием человека и зооконфликты. В рамках учебного пособия мы намеренно опускаем рассмотрение группы зооконфликтов, как не отвечающих основной цели работы.

Итак, все конфликты с участием человека делятся на две группы: социальные и внутриличностные.

Социальные конфликты, объединяют:

- межличностные конфликты, в том числе между личностью и группой людей;

- между малыми социальными группами, а также между средними социальными группами;

- между большими социальными группами и межгосударственные конфликты, включающие в себя конфликты между отдельными государствами и между коалициями государств.

Внутриличностные конфликты, предполагают:

- конфликт между «хочу» и «хочу», а также «могу» и «не могу»;

- конфликт между «хочу» «не могу», а также между «нужно» и «нужно»;

- конфликт между «хочу» и «нужно» и конфликт между «нужно» и «не могу».

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». В горизонтальных конфликтах оппоненты не находятся в подчинении друг у друга. В вертикальных конфликтах оппоненты находятся в подчинении друг у друга. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. «Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов» [207, с.158].

По своему значению, конфликты делят на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные).

Конструктивный (созидательный) конфликт оказывает положительное действие на состав, движение и исход социально-психологических процессов, являющихся первопричиной улучшения и саморазвития личности [42; 43] и отношений между взаимодействующими людьми.

Деструктивный конфликт оказывает негативное влияние на личность и ее отношения с окружающими людьми. Это находит свои проявления в личностной напряженности, снижении самооценки, снижении эффективности деятельности, возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности [42; 43].

По характеру причин, конфликты могут быть объективными и субъективными. Объективные конфликты чаще разрешаются конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере), хотя процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряженные отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как правило, разрешается деструктивно [207].

По сфере разрешения конфликты могут быть деловыми и личностно-эмоциональными.

По критерию истинности – ложности или реальности, конфликты бывают:

подлинный конфликт – существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

случайный или условный конфликт – зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

смещенный конфликт – когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, «невидимый» конфликт;

неверно приписанный конфликт – это конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

латентный конфликт – конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

ложный конфликт – когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания [207].

По типу разрешения конфликты разделяют следующим образом:

- Конфликты, приводящие к «уничтожению» одной (или нескольких) из противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или группы. Имеет место при антагонистическом характере конфликта.

- Конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденций, сторон.

- Конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок личности или группы, и к утверждению, признанию и победе другой стороны.

- Конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одного из одновременно невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу.

К. Левин [по 203] указывал на следующие типы конфликтных ситуаций:

· конфликт «стремление-стремление»: когда даны два объекта или цели, обладающие равным требовательным характером (валентностью); при этом необходимо сделать выбор между двумя возможностями;

· конфликт «избегание-избегание» возникает в ситуации, когда приходиться делать выбор между двумя негативными тенденциями;

· конфликт «стремление-избегание» представляет ситуации, в которых одно и то же одновременно притягивает и отталкивает. В условиях такого конфликта приближение к объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил. На определенном расстоянии от объекта есть точка равновесия между силами. На большем расстоянии притягивающие силы больше отталкивающих;

· конфликт «двойных стремления-избегания», - это конфликт двойной амбивалентности, проявляющийся в ситуации, когда нужно осуществить выбор между двумя равнозначными стимулами, обладающими одинаковыми положительными и отрицательными сторонами.

Выделяют также классификацию конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.К ним относятся:

● статусно-ролевой конфликт – в его основе лежат социальные потребности;

● конфликт из-за идей, норм и принципов, в основе лежат духовные потребности;

● ресурсный конфликт – в его основе лежат материальные потребности.

Подводя итог сказанному отметим, что вне зависимости от формы (вида) конфликта и причин его вызывающих, он, так или иначе будет отражаться на отношениях субъекта, в том числе и другими людьми. Причем его влияние может быть как позитивным, так и негативным. О функциях конфликта пойдет речь в следующей части учебного пособия.

 

Функции конфликта

 

Конфликты являются составной частью жизни и деятельности каждого человека. Они постоянно возникают как в глубинах психики человека, так и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. «Возникновение и разрешение конфликтов – нормальный путь развития человека» [134, с.263].

В этом отношении, хочется привести слова В.В.Макарова, который говорил о том, что есть формы близости, которые предполагают интенсивный обмен «психологическими пинками». Они позволяют прояснить позицию партнеров, честно и откровенно обсудить все претензии друг к другу, а также негативные аспекты отношений. Это в свою очередь, способствует разрешению конфликтов, даже затяжных, и, казалось бы «вечных» [142].

Таким образом, конфликт имеет как позитивные, так и негативные стороны. Как указывают А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (1999), «один и тоже конфликт может быть конструктивным в одном отношении и деструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную – на другом этапе, в другой конкретной ситуации» [21, с.253]. Опишем конструктивные и деструктивные функции конфликтов.

Конструктивные функции конфликта:

Полное или частичное устранение противоречия. «При завершении конфликтов в более чем 65% удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе» [21, с.253].

Познание индивидуально-психологических особенностей людей участвующих в конфликте. «Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него» [21, с.254].

Ослабление психического напряжения, являющегося результатом участия субъектов в конфликтном взаимодействии.

Развитие личности и межличностных отношений. Взаимодействующие субъекты приобретают позитивный (положительный) социальный опыт, в решении трудных ситуаций взаимодействуя друг с другом.

Самоутверждение личности, как формирование её активной позиции.

Поддерживает активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития.

Высвечивание нерешенных проблем. «Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения» [21, с.259].

- Сплочение оппонентов перед лицом внешних трудностей (К.Кэмпбелл).

- Способствует созданию новых более благоприятных условий, к которым легче адаптируются оппоненты.

Деструктивные функции конфликта:

Оказание негативного влияния на психическое состояние и настроение его участников.

Использование психологического и физического насилия, приводящего к травмированию оппонентов.

Стресс, переживаемый оппонентами, ухудшает их соматическое и физическое самочувствие.

Нарушение отношений между участниками конфликта. «Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть, нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются» [21, с.256].

Формирование негативного образа оппонента – «образа врага», что способствует формированию негативной установки к нему, предвзятому отношению к нему и готовности действовать в ущерб ему.

Снижение эффективности индивидуальной деятельности оппонентов.

Закрепление в опыте конфликтующих субъектов насильственных способов решения проблем.

Рассмотрев положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) стороны конфликтов обратимся к описанию структуры конфликта, об этом речь пойдет в следующей части учебного пособия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.