Здавалка
Главная | Обратная связь

Преодоление разногласий и некоторые правила спора



 

Разногласия и непонимание могут быть обусловлены неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, его болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Частой препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние партнером.

Ниже будут приведены принципы «ненасильственной коммуникации», предложенные М.Розенбергом, способствующие достижению согласия между взаимодействующими субъектами. С его точки зрения существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию и провоцируют непонимание и вынужденную защиту.

1. Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога автономия - возможность самостоятельно выбирать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу.

2. Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это, скорее, испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

3. Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

Согласия, сопереживая можно достичь следующими способами:

Сопереживание открывает широкий путь к согласию. Используйте следующие правила, чтобы полнее почувствовать человека и выразить сопереживание.

Старайтесь точнее разобраться в своих чувствах, а затем и потребностях, которые стоят за ними. Наши переживания больше зависят от наших потребностей, чем от поведения других людей. Нередко, когда мы осознаем наши потребности, чувства, связанные с ними, становятся менее острыми. Так, например, можно ослаблять некоторые неприятные чувства.

Раскрывайте свои чувства. Откровенность порождает честность. Без честности возможен сговор, но не подлинное согласие.

Учитесь наблюдать и описывать поведение человека, не оценивая. Помните, что слова открывают только верхушку чувств. Старайтесь понять чувства и неудовлетворенные потребности другого человека.

Давайте почувствовать человеку, что вы его понимаете. Очень часто человеку необходимо именно это. Почти всегда понимание нужнее совета.

Не стоит заставлять человека вести себя именно так, как мы этого хотим. Лучше дать понять, что его поведение может быть иным - в большей степени удовлетворяющим вас обоих. Для этого, вместо требований или просьб стать другим, скажите человеку, каких конкретно действий вы хотите от него, и узнайте, хочет ли он так поступать. Не следует ожидать, что человек будет поступать против собственной воли и желаний.

Оценку своего поведения или личностных особенностей люди часто воспринимают как обвинение. Из-за одного этого вместо удовлетворения нашей просьбы он начинает не соглашаться с нами.

Легче прийти к согласию, когда целью обсуждения является достижение результата, приемлемого для обоих, а не того, которого больше всего хочется одной стороне. Процесс достижения согласия часто важнее для межличностных отношений, чем его результаты.

Остерегайтесь проявлять готовность мгновенно решить проблему другого человека. Это может быть воспринято, как ваше желание показать неравенство личностных позиций: вашу мудрость и глупость собеседника.

Ниже буду приведены правила спора, соблюдение, следование которым будет также способствовать профилактике и конструктивному разрешению противоречий возникающих между людьми.

● Не начинайте беседу с главной проблемы. Любой разговор, в том числе и предвещающий спор, лучше начать с улыбки. Затем сделать комплимент: сказать несколько приятных слов о собеседнике). Расспросить собеседника о его делах (в общих чертах, конечно) и только потом перейти к проблеме. Закончить разговор, даже принесший малые результаты, словами благодарности и выражением надежды на совместную деятельность или последующее продуктивное обсуждение.

Такие подходы к началу обсуждения иногда могут послужить окончанию дискуссии без ее развертывания, согласием без споров и «обстрела аргументами».

● Ошибочно начинать с заявления: «Я готов вам (тебе) доказать». Такое обращение настраивает собеседника против вас независимо от того, что будет дальше сказано. Если вы признаете, что можете ошибаться, это скорее направит собеседника к откровенности и непредвзятости, покажет вашу готовность идти к истине.

● Позиция - «уверен на 100%», часто заводит обсуждение в тупик. Дискуссия может стать нескончаемой из-за осознанного или неосознанного непринятия этих «100%», без внимания к аргументам и причинам уверенности. В такой уверенности ваш оппонент может усмотреть намек на то, что ваши личностные позиции неравны, стремление принизить его достоинство, желание победить, а не убедить. Эмоциональная реакция на это вызовет упорное сопротивление вашим предложениям. Логика и доводы в таких случаях будут иметь малое значение.

● Первым признавайте правоту оппонента в тех пунктах, в которых он прав. Это усилит, а не ослабит вашу позицию.

● Избегайте долгого перечисления фактов - больше внимания их анализу. Лучше основное внимание уделить рассмотрению недостатков, преимуществ, вероятных следствий тех событий, к которым вы привлекаете внимание и т.д.

Оперируйте только теми аргументами, которые ваш оппонент считает возможным рассматривать как аргументы. Приводите контраргументы после того, как будут обсуждены аргументы оппонента.

Для профилактики межличностных конфликтов, а в случае и разрешения противоречий, на наш взгляд необходимо знать «правила» отношений, которые будут описаны в следующей части учебного пособия.

 

«Правила» отношений и взаимодействий

 

Как было сказано в первой главе, в отношениях между людьми выделяют разные их виды (формы): сексуальные, социальные и психологические. В целях профилактики и разрешения межличностных конфликтов С.В. Петрушин (2009) [166], предлагает использовать следующие правила:

1. В отношениях есть различные уровни (а также виды, формы, подсистемы).

2. Проблема – это результат неосознанного смешивания уровней (а также видов, форм и подсистем) отношений.

3. Решение проблемы заключается в дифференцировании уровней (а также видов, форм и подсистем) отношений.

Перейдем к описанию «законов» видов (уровней – в терминологии С.В.Петрушина) отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.