Здавалка
Главная | Обратная связь

Законы сексуальных отношений.



1. Для успешных отношений на сексуальном уровне важно, чтобы в них не вмешивался социальный уровень, который проявляется в оценочных категориях типа «прилично - неприлично». «В сексе нет ничего запретного. Если это устраивает обоих и не угрожает их безопасности» [166, с.26].

2. Сексуальное удовольствие связано прежде всего с телом. Если телу приятно, то ему все равно, кто это удовольствие доставляет.

3. У тела нет понятия моральности, как нет и альтруизма. Для здоровых сексуальных отношений мы должны знать свое тело, свои центры удовольствия и объяснить партнеру, где они расположены, а не ожидать от него, что бы он догадался о них.

Приведем некоторые результаты собственных эмпирических исследований описанных выше форм межличностных отношений.

Результаты, полученные с использованием анкеты «Межличностная дистанция» и методики «Определение социально-психологической дистанции» (СПД), показали, что дистанция имеет свои различия на каждом уровне межличностных отношений (сексуальном, психологическом, социальном), а также на каждой стадии их развития.

Начнем описание с сексуальной формы межличностных отношений. Установлено, что для 42,8% опрошенных степень доверия между партнерами является очень значимой, для 40,0% испытуемых это же относится и к возможности проводить вместе время, заниматься различными видами совместной деятельности. Для 41,4% опрошенных, значимым является понимание между партнерами, а 42,8 испытуемых считают значимым наличие положительных эмоций в отношениях. Таким образом, для гармоничности отношений для сексуальной формы отношений, ведущими являются коммуникативная и поведенческая (деятельностная) составляющие дистанции.

Результаты, полученные при изучении психологической формы, показали что для 42,8% опрошенных очень значимой является взаимопонимание, а для 44,2% опрошенных доверие. Эмотивная составляющая отношений была оценена как значимая 48,5% опрошенными, тогда как очень значимая лишь 25,7%. Соответственно, для поддержания гармонии для данной формы отношений, на первый план выходит положительный чувственный тон и доверие между партнерами.

Интересная картина наблюдается при рассмотрении социальной формы отношений. Значительное количество опрошенных посчитало, что доверие и положительный чувственный тон являются мало значимыми для поддержания гармоничности отношений (10,0% и 20,0% опрошенных соответственно). Отметим, что 27,1% опрошенных посчитали благоприятный чувственный тон не значимым, для гармоничных отношений. Мы объясняем этот факт спецификой данного уровня, на котором партнеры расположены по отноше­нию друг к другу во взаимосвязанных социальных ролях, то есть отношения на социальном уровне в опреде­ленном смысле «бесчеловечны». Тем не менее, установлено, что значимыми для социальной формы отношений являются понимание (для 45,7% опрошенных), а также возможность совместного осуществления деятельности и поведения (для 40,0% опрошенных).

Кроме того, на основании полученного эмпирического материала были установлены факторы способствующие установлению гармонии в отношениях между взаимодействующими субъектами на разных уровнях отношений.

Улучшению сексуальной и психологической форм партнерских отношений будут способствовать следующие условия:

● повышение интенсивности чувств, преобладание положительных эмоций;

● проявление большего внимания друг другу;

● увеличение времени проводимого вместе;

● большая открытость и искренность друг с другом, отсутствие недосказанности в отношениях;

● переживание общности (единства) находясь, рядом друг с другом.

Специфическими для психологической формы партнерских отношений, являются:

● обоюдное выполнение обещаний;

● проявление интереса и участия при обсуждении проблем и сложностей возникающих в жизни партнеров;

Общими факторами, повышающими удовлетворенность отношениями, в психологическом и социальном плане, выступают:

● стремление, желание партнеров решать возникающие проблемы, а не избегать их;

● отсутствие чрезмерной заботы и опеки друг друга;

● стабильность отношений, предполагающая отсутствие «качелей» - то все хорошо, то плохо, удовлетворяющая взаимодействующих субъектов.

Общими условиями, повышающими удовлетворенность отношениями для всех трех форм (социальной, психологической и сексуальной), являются следующие:

● безусловное принятие партнерами, терпимость к недостаткам и индивидуальности друг друга;

● умение быть гибким, способность идти на уступки друг другу;

● разрешение трудностей, проблем возникающих в отношениях между партнерами без постороннего вмешательства (родителей, друзей, знакомых и т.п.);

● проявление ответственности в отношениях друг с другом;

● отсутствие ревности в отношениях.

Обобщая описанное необходимо указать на то, что эмпирический материал был получен при обследовании испытуемых первого периода зрелости и могут отличаться от данных, которые могут быть получены в группе лиц второго периода зрелости (35 - 59 у мужчин и 35-54 у женщин).

Обратимся к рассмотрению «правил» взаимодействий между людьми, принятыми в транзактном анализе [142].

Будем исходить из того, что вся наша жизнь, равно как и межличностные отношения предполагают «пинки», «поглаживания», а также «взаимодействие без чувств» (равнодушие).

«Пинок» – это все то, что вызывает негативные эмоции или единица ненависти.

«Поглаживание» - единица признания, вызывающая приятные эмоции или ослабляющие неприятные или единица любви.

«Взаимодействие без чувств» – взаимодействие, не содержащее узнавания и/или эмоций, отсутствие ответа на предложение общаться, игнорирование другого человека. Как отмечает В.В.Макаров и Г.Макарова [142], – безразличие травмирует больше чем «пинок».

«Пинки, и поглаживания, и безразличие» – это условия регулирующие (детерминирующие) степень близости – отдаленности между людьми; межличностную дистанцию в отношениях друг с другом.

Для регуляции межличностной дистанции важно знать «правила» «поглаживания», «пинков» и взаимодействия без чувств. Рассмотрим их более подробно.

Правила «поглаживания»

1. Самая острая потребность в «поглаживании» – в детском, подростковом и старческом возрасте. В «поглаживании» мы черпаем энергию для активности и деятельности, что обеспечивает нам сохранение здоровья и психически комфортного самочувствия.

2. Чем старше человек, тем меньше физических «поглаживаний» он получает и тем больше настроен на «поглаживания» психологические. С возрастом психологические «поглаживания» становятся более деференцированными и изощренными.

3. «Поглаживания» подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям «Человек, получающий поглаживания бессознательно, да и осознанно стремиться к нему, чтобы вновь их получать. Мы получаем поглаживания от окружающих нас людей, от себя самих, от комфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся к поглаживаниям, так сильно зависят от них, что они как бы находятся в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни» [142].

4. Чем больше банк «поглаживаний», тем больше человек зависит от себя, обладает высокой степенью автономности. Если он мал или нефункционален – то человек зависит от поглаживаний извне.

5. «Поглаживания» и «пинки»находятся в обратной зависимости. «Чем больше человек принимает поглаживаний, тем меньше отдает пинков. Чем больше принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний» [142].

Правила «пинков»

1. Каждый человек вне зависимости от пола и возраста получает «пинки». Они способствуют выходу из состояния пассивности и часто снижают уровень самооценки человека.

2. С возрастом психологические «пинки» превалируют над физическими, и с возрастом психологические «пинки» становятся более дифференцированными и изощренными.

3. «Пинки» подкрепляют поведение, направленное на них избегание.«Человек, получающий пинки бессознательно, да и осознанно стремиться тому, чтобы вновь их не получать. Мы получаем пинки от окружающих нас людей, от себя самих, от дискомфортных условий жизни. И некоторые люди так сильно стремятся избегать пинков, что готовы пожертвовать многим, что бы их не было» [142].

4. Человек способен накапливать в себе «пинки». Такая способность у каждого человека различна. И зависит от условий воспитания и формирования личности.

5. «Пинки» и «поглаживания» находятся в обратной зависимости. Чем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний.

Рассмотрев правила «пинков» и «поглаживаний», обратимся к описанию правил взаимодействия без чувств.

1. Когда нет достаточного притока чувств, когда по отношению к человеку проявляется равнодушие – человек перестает развиваться, он лишается энергии.

2. С возрастом человек старается меньше вступать во взаимодействие без чувств. Он ориентирован на создание для себя положительной среды, возможно с некоторым количеством «пинков».

3. Равнодушие (взаимодействие без чувств) подкрепляет поведение, направленное на избегание такого взаимодействия. Когда внешняя среда не обеспечивает приток чувств, то человек обращается к собственному банку «поглаживаний» и «пинков», и получает необходимые переживания.

4. Человек стремиться забывать, вытеснять проявленное по отношению к нему равнодушие(взаимодействие без чувств). Это пространство он заполняет переживаниями из собственного опыта получения «пинков» и «поглаживаний».

5. Чем больше человек оказывается в ситуациях проявления к нему равнодушия (взаимодействия без чувств), тем больше он стремиться выйти за пределы этой ситуации и получить если не «поглаживания», то хотя бы «пинки».

Подводя итог сказанному, отметим, что знание и учет «законов» отношений и «правил» взаимодействий, является одним из факторов, способ достижения согласия и гармонии при разрешении противоречий между людьми, а также профилактики их возникновения.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключаются особенности прогнозирования и профилактики межличностных конфликтов?

2. Что такое психогигиена и психологическая устойчивость личности?

3. Опишите приемы поведения в назревающем конфликте

4. Какие существуют способы урегулирования конфликтов?

5. раскройте стратегии разрешения конфликтов межличностных отношениях.

6. Переговоры, как форма разрешения конфликтов в межличностных отношениях

7. Манипуляция в решении межличностных конфликтов

8. Опишите техники разрешения конфликтов в межличностных отношениях

9. Раскройте «правила» отношений и взаимодействий как формы профилактики и разрешения конфликтов

 

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.