Индетерминистские и детерминистские концепции развития человеческого общества.
Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности и закономерности. В индетерминистских концепциях история человечества представляется не как закономерный естественно исторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов, локальных культур или культурных суперсистем, каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. Примером индетерминистской теории является концепция А.Д. Тойнби, Для него характерна религиозная концепция исторического процесса, согласно которой основную роль в истории играют. Законы Бога, а не Законы Природы. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие локальной цивилизации, которое служит для обозначения проживающей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Движущей силой развития цивилизации он считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства. Детерминизм - учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Детерминистские концепции исторического процесса признают прогрессивное развитие человеческого общества. Различают: 1. Демографический детерминизм, согласно которому все социальные явления зависят от демографического фактора. Представителями этой теории являются Т. Мальтус, А. Кост, А. Секретан, О. Буше. Мальтузианство - это пессимистическая форма демографического детерминизма. Согласно Т. Мальтусу, рост населения является источником бедности и нищеты масс. Оптимистическая форма рассматриваемого направления (А. Кост и др.) определяет зависимость всех социальных явлений от демографического фактора, который лег в основу предложенной А. Костом периодизации исторического процесса. Эта периодизация состоит из шести эпох: феодализм, когда население состоит из отдельных семей, проживающих в укрепленных поселках; коммуникализм - рост населения приводит к тому, что основной формой поселений становятся города; этатизм — население возрастает настолько, что центрами жизни становятся крупные города-полисы типа Рима; в период четвертой и пятой эпох замедляется рост населения, устанавливается монархическая форма правления; шестая эпоха — начинается с буржуазных революций: увеличение населения способствует расширению границ, росту столиц, ручной труд сменяется машинным, углубляется социальное неравенство, возникает и обособляется законодательная власть. 2. Географический детерминизм обусловливает развитие человечества географической средой (Ш. Монтескье, И.Г. Гердер, Г.Т. Бокль, Л.И. Мечников). Взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды. 3. Технологический детерминизм абсолютизирует технический прогресс (П.К. Энгельмейер, Ф. Десеауер, М. Шнейдер, П. Струве, У.У. Ростоу). Американский экономист У.У. Ростоу выделяет пять основных стадий роста: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для взлета; 3) взлет; 4) движение к зрелости; 5) эпоха высокого «массового потребления». Теория У. Ростоу признает ведущую роль материального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие социальной среды. 4. Периодизация развития общества по формам хозяйства Институционализм - течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К. - А. Виттфогель) и другие институты. Сторонники этого направления считают, что в основе развития общества лежит изменение права, социальной психологии, мотивов деятельности людей. Структурообразующим элементом в концепции К. - А. Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Он выделяет три основных типа деспотий: 1) гидравлическое общество» (Египет, Вавилон, Индия, Китай); 2) «маргинальное общество» (Византия); 3) «субмаргинальное общество» (Турция и Россия). Если в обществах первого типа возникновение более или менее централизованного деспотизма диктуется природной необходимостью (строительство дамб, каналов и т.д.), то в обществах второго и третьего типа деспотическая власть возникает под влиянием «гидравлического общества». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|