Здавалка
Главная | Обратная связь

Индетерминистские и детерминистские концепции развития человеческого общества.



 

Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности и закономерности. В индетерминистских концепциях история чело­вечества представляется не как закономерный естественно исто­рический процесс, а как совокупность сосуществующих, рожда­ющихся и умирающих культурно-исторических типов, локальных культур или культурных суперсистем, каждая из которых соверша­ет свой самостоятельный путь.

Примером индетерминистской теории является концепция А.Д. Тойнби, Для него характерна религиозная концепция исто­рического процесса, согласно которой основную роль в истории играют. Законы Бога, а не Законы Природы. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие ло­кальной цивилизации, которое служит для обозначения проживаю­щей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Движущей силой развития цивилизации он считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства.

Детерминизм - учение о закономерной взаимосвязи и причин­ной обусловленности всех явлений. Детерминистские концепции исторического процесса признают прогрессивное развитие чело­веческого общества. Различают:

1. Демографический детерминизм, согласно которому все со­циальные явления зависят от демографического фактора. Предста­вителями этой теории являются Т. Мальтус, А. Кост, А. Секретан, О. Буше. Мальтузианство - это пессимистическая форма демо­графического детерминизма. Согласно Т. Мальтусу, рост населения является источником бедности и нищеты масс. Оптимистическая форма рассматриваемого направления (А. Кост и др.) определяет зависимость всех социальных явлений от демографического фак­тора, который лег в основу предложенной А. Костом периодизации исторического процесса. Эта периодизация состоит из шести эпох: феодализм, когда население состоит из отдельных семей, прожива­ющих в укрепленных поселках; коммуникализм - рост населения приводит к тому, что основной формой поселений становятся горо­да; этатизм — население возрастает настолько, что центрами жизни становятся крупные города-полисы типа Рима; в период четвертой и пятой эпох замедляется рост населения, устанавливается монар­хическая форма правления; шестая эпоха — начинается с буржуаз­ных революций: увеличение населения способствует расширению границ, росту столиц, ручной труд сменяется машинным, углубля­ется социальное неравенство, возникает и обособляется законода­тельная власть.

2. Географический детерминизм обусловливает развитие че­ловечества географической средой (Ш. Монтескье, И.Г. Гердер, Г.Т. Бокль, Л.И. Мечников). Взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды.

3. Технологический детерминизм абсолютизирует техни­ческий прогресс (П.К. Энгельмейер, Ф. Десеауер, М. Шнейдер, П. Струве, У.У. Ростоу).

Американский экономист У.У. Ростоу выделяет пять основ­ных стадий роста: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для взлета; 3) взлет; 4) движение к зрелости; 5) эпо­ха высокого «массового потребления». Теория У. Ростоу признает ведущую роль материального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие социальной среды.

4. Периодизация развития общества по формам хозяйства
(Б. Гильденбранд, А.А. Богданов), критерием чего является фор­ма обмена. Б. Гильденбранд говорит о трех этапах развития как последовательной смене натурального хозяйства денежным, а де­нежного - кредитным. А.А. Богданов выделяет три основных типа
«строения общественной организации»: дробное натуральное хо­зяйство, меновое хозяйство, объединенное натуральное хозяйство (коллективизм).

Институционализм - течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношени­ями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К. - А. Виттфогель) и другие ин­ституты. Сторонники этого направления считают, что в основе раз­вития общества лежит изменение права, социальной психологии, мотивов деятельности людей.

Структурообразующим элементом в концепции К. - А. Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Он выделяет три основных типа де­спотий: 1) гидравлическое общество» (Египет, Вавилон, Индия, Китай); 2) «маргинальное общество» (Византия); 3) «субмарги­нальное общество» (Турция и Россия). Если в обществах первого типа возникновение более или менее централизованного деспо­тизма диктуется природной необходимостью (строительство дамб, каналов и т.д.), то в обществах второго и третьего типа деспотичес­кая власть возникает под влиянием «гидравлического общества».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.