Цивилизационная теория общественного развития
В основе цивилизационного подхода лежит реальный факт усиления взаимосвязи и взаимозависимости, глобализации основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, групповыми, национальными. Слово «цивилизация» латинского происхождения, что в переводе означает гражданский, общественный. В настоящее время в научной литературе термин цивилизация используется: · для оценки степени и уровня культуры (различают античную и современную, европейскую и азиатскую и т.д.); · для характеристики стадии развития человеческого общества, пришедшей на смену варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс); · как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и · государств (Н.В. Данилевский, А. Тойнби); · как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката (О. Шпенглер); · как совокупность основных компонентов общественной · как определенную стадию в циклическом развитии общества в целостности составляющих его элементов: наука, экономика, культура и т.д. (Ю.В. Яковец). Углубление интернационализации хозяйственной жизни, развитие интеграционных процессов способствовали выделению и восприятию общественных универсальных форм материальной и духовной жизни, которыми прежде всего являются институт частной собственности и рыночный механизм ее функционирования, демократические принципы политического устройства, права человека и гуманистические ценности. Цивилизационная теория исходит из признания универсальности и всеобщности определенных форм и принципов, обусловливающих целостность материального и духовного развития. Цивилизационная целостность имеет как функциональный, так и смыслообразующий характер. Теория цивилизации позволяет обратить внимание на преемственность исторического процесса, показать его во взаимосвязи и преемственности, накоплении материального и духовного богатства человеческого рода. Одним из примеров периодизации общества согласно цивилизационнои теории является теория политического развития общества, смены цивилизаций. В соответствии с этой теорией, можно выделить семь цивилизаций: неолитическая, восточно-рабовладельческая (бронзовый век), античная (железный век), раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная и постиндустриальная.
8. Критерии социально- экономического прогресса
Сложность экономических отношений обусловливает необходимость применения многообразных критериев экономического прогресса. Их классификация может быть осуществлена по-разному. Так, подход с точки зрения единства производительных сил и производственных отношений позволяет различать критерии на стороне производительных сил (технико-экономические критерии, определяющие уровень развития производительных сил) и на стороне производственных отношений (социально-экономические критерии, определяющие уровень развития производственных отношений). Кроме того, выделяют социальные критерии, оценивающие прогрессивность развития с точки зрения социальных условий жизни человека. Следует различать общеэкономические критерии, применимые ко всем ступеням развития, и специфические критерии, по которым следует оценивать экономический прогресс на отдельных этапах экономического развития. Если за исходный пункт взять единство всех фаз воспроизводства, то можно выделить критерии на стороне производства (увеличение объемов производства), распределения (справедливость или несправедливость распределения), потребления (реальные достижения в росте благосостояния). Если избрать вариант оценки экономического прогресса через характеристику самих производительных сил, то в этом случае возможна его оценка как через изменение в самих факторах производства, так и через формирование новых технологических способов производства (инструментализация, механизация, автоматизация). Обобщающим критерием экономического прогресса выступает рост производительности общественного труда.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|