Здавалка
Главная | Обратная связь

ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ



1.Класификация парфюмерно-косметических товаров

2.Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров

3.Парфюмерные товары. Состав парфюмерных жидкостей.

4.Гигиеническая косметика

5.Средства гигиены полости рта

6.Средства ухода за волосами

7.Средства декоративной косметики

 

Введение

К парфюмерно-косметическим товарам (ПКТ) относится большая группа средств, предназначенных для ароматизации и гигиены человека: для ухода за полостью рта, волосами, кожей лица, рук, тела, для их защиты, украшения и т. п.

 

 

Глава 1

Классификация парфюмерно-косметических товаров

По классификатору ОК 005-93, в основу которого положена общность технологии производства, выделяют одеколоны и душистые воды (9155), духи и эфирные масла в сувенирных наборах (9156), парфюмерные наборы и серии (9157), продукцию косметическую (9158), продукцию прочую (9159). По классификатору ТН ВЭД парфюмерные и косметические товары относятся к группам 33 и 34.

В соответствии с Руководством по косметической продукции, утвержденном ЕЭС (приложение 2 к СанПиН 1.2.676-97), ПКТ делят на 20 категорий:

-кремы, эмульсии, лосьоны, гели и масла для кожи (рук, ног, лица и др.);

-маски для лица (за исключением масок для глубокой эксфолиаии);

-оттеночная продукция (жидкости, пасты, пудры);

-пудры для макияжа, пудры после принятия ванн, гигиенические пудры;

-туалетные мыла, парфюмерные мыла;

-парфюмерная вода, туалетная вода и одеколон;

-средства для приготовления ванны и душа (соли, пена, масло, гель и др.);

-депиляторы;

-дезодоранты и препараты для уменьшения потения;

-продукция для ухода за волосами (6 подгрупп);

-средства для бритья (крем, пена, лосьон и др.);

-препараты для нанесения и снятия макияжа с лица и век;

-продукция для губ;

-средства гигиены полости рта;

-средства для ухода за ногтями и лаки для ногтей;

-средства для интимной гигиены;

-средства для загара;

-средства для загара без солнца;

-продукция для отбеливания кожи;

-средства для устранения морщин.

По торговым комплексам ПКТ делят на парфюмерию и косметику. Торговля ПКТ производится как в специализированных, часто фирменных, торговых предприятиях, так и в специализированных отделах супермаркетов или универсамов. Часть продукции, обладающая лечебным или лечебно-профилактическим эффектом, продается в аптеках.

 

Глава 2

Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров

По функциональному назначению парфюмерно-косметические товары предназначены для ароматизации и гигиены человека.

Под косметическим средством подразумевается любое вещество или препарат, который может быть нанесен на тело человека (кожу, волосы, ногти, губы и др.) или на зубы или слизистую оболочку рта исключительно с целью очищения, устранения запаха, придания привлекательного внешнего вида, защиты и поддержания в хорошем состоянии. Для ПКТ наиболее характерна универсальность, т. е. выполнение основной функции и ряда дополнительных, например мытье волос и их питание, освежение, лечение, защита, окрашивание.

Эргономические свойства выражаются в удобстве использования, гигиеническом действии, косметическом эффекте, придании приятного запаха.

Надежность. ПКТ относятся к группе непродовольственных товаров с ограниченным сроком годности, поэтому надежность выражается в установленном сроке годности. Большинство ПКТ имеет срок годности от 6 до 18 мес. В настоящее время использование новых видов сырья, современных технологий и стерильных условий производства, применение консервантов и другие приемы позволяют увеличить сроки годности этих товаров до двух лет, но не более чем до 30 мес.

Эстетические свойства ПКТ оцениваются на основании органолептических показателей (внешний вид, цвет, запах). Дизайн упаковки должен соответствовать стилю времени и направлению моды. Для наборов и серий одного наименования необходимы гармония формы и цвета, выразительность. В парфюмерии ценится оригинальность флакона и соответствие его наименованию изделия, а также качество материалов, используемых для производства тары, футляра и др.

Безопасность. В соответствии с Руководством по косметической продукции опубликован список веществ, состоящий из 412 наименований (он систематически пересматривается), которые не должны входить в состав косметических продуктов. В частности, это антибиотики, соединения сурьмы и мышьяка, соли золота, колхицин и его производные, ряд красителей, растворителей и биологически активных веществ. Для некоторых соединений их этого перечня установлены пределы применения в продукции, например, дисульфид селена - 1% и пиритион цинка - 0,5% (в шампунях против перхоти). В этих случаях должны быть даны условные обозначения на этикетках, ярлыках или вкладышах при их применении, например, "Не должно использоваться в средствах для детей до трех лет", или "Придерживаться инструкции", "Не использовать для..." и т. п., и (или) пиктограмма "кисть руки на открытой книге". Дан перечень консервантов, разрешенных к использованию в косметической продукции и предел концентрации при их введении. Например, бензиловый спирт - 1%, бензоевая кислота и ее сложные эфиры - 0,5%, 2-хлорацетамид - 0,3%, формальдегид - 0,1-0,2% и. др. Вся готовая продукция, содержащая формальдегид в количестве свыше 0,05%, должна иметь надпись "Содержит формальдегид". Приведен список красителей, а также УФ-фильтров, разрешенных к применению в косметической продукции.

Основные положения Руководства по косметической продукции использованы в российских нормативных документах, в частности в Санитарных правилах и нормах для парфюмерно-косметической продукции (СанПиН 1.2.681-97) и средств гигиены полости рта (СанПиН 1.2.676-97). Показатели безопасности ПКТ приведены в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Показатели безопасности косметической продукции и средств гигиены полости рта

Вид Показатели

Безопасности

 

Химическая Величина рН, отсутствие солей тяжелых металлов (свинец, мышьяк, ртуть), кислотное и карбонильное числа, массовая доля щелочи; для зубных паст допол­нительно - содержание фторидов и отсутствие сахаро-

зы и других легко ферментируемых углеводов

Микробио- Для стерильной продукции, детской косметики, зубных логическая паст, гелей - отсутствие патогенных стафилококков и

энтеробактерий, псевдомонад, дрожжеподобных и

плесневых грибков, Для прочих видов нормируется

количество мезофильных аэробных и факультативно-

анаэробных бактерий (КОЕ на 1 г не более 102)

Токсикологи- Класс опасности (4 - нетоксичные), отсутствие кожно-
ческая раздражающего и сенсибилизирующего действия на

кожу и слизистые оболочки мелких животных (либо по
биологическим неживым объектам)

Клинические испытания На пробантах- добровольцах определяется рН кожи, гидратантность, содержание липидов, кожно-раздра-жающее или сенсибилизирующее действие; средства гигиены полости рта (по индексу гигиены, противовос-палительному действию, деминерализации и др.)

 

Информация для потребителей на этикетке (или футляре упаковки) должна соответствовать Закону "О защите прав потребителей" и требованиям СанПиН и содержать: наименование и назначение изделия; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес); массу или объем упаковки; состав (наименование основных ингредиентов); условия хранения; дату изготовления и срок годности, либо дату истечения срока "использовать до...", "годен до.,."; обозначение ГОСТ или ТУ (для отечественной продукции); знак соответствия в системе сертификации; способ применения и предостережения; штриховой код и товарный знак - при наличии. Гарантийный срок хранения товаров устанавливает изготовитель продукции.

 

 

Глава 3

Парфюмерные товары.

Состав парфюмерных жидкостей

Слово "парфюмерия" происходит от шт.рег/итит - через дым и фр. раг/ит - приятный запах. Ароматные дымы использовали при богослужениях, сжигая ароматические смолы и древесину; в виде смеси масел и смол духи использовали для ароматизации тела с глубокой древности.

Парфюмерные товары - это традиционно жидкие духи, туалетные воды, одеколоны, душистые воды, к ним могут быть отнесены и парфюмерные лосьоны. Духи могут быть также в виде твердых помад и в порошкообразном виде (саше). Парфюмерные изделия выпускаются в виде единичных изделий (упаковочных единиц), подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. К парфюмерии можно отнести также средства для ароматизации гостиной, спальни (аэрозоли, эфирные масла, ароматические свечи и бумага). Наиболее распространенными являются парфюмерные жидкости.

Парфюмерные жидкости - это спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы душистых веществ - парфюмерных композиций сложного состава. Духи и туалетные воды применяют как ароматизирующие средства, а одеколоны и душистые воды применяют чаще всего как гигиенические и освежающие средства. Парфюмерные лосьоны и дезодоранты применяют как гигиенические, ароматизирующие и освежающие средства.

Для составления парфюмерных композиций в промышленности используют душистые вещества натурального и синтетического происхождения. Натуральные душистые вещества извлекают из растительного или животного сырья. В составе парфюмерных жидкостей в настоящее время лишь около 20% составляют натуральные душистые вещества и вероятнее всего в дорогой эксклюзивной продукции. Основная масса парфюмерной продукции на 100% состоит из синтетических душистых веществ (СДВ). СДВ - это продукты переработки каменноугольной смолы, продукты лесохимии, нефтехимии и прямого химического синтеза, т. е. это либо полусинтетические, либо синтетические вещества. Введение СДВ в парфюмерные композиции началось только в 20-30-е годы нашего века.

Натуральные душистые вещества применяют ограниченно из-за высокой стоимости и сложности получения, ограничения сырьевой базы. Наиболее известные предприятия по переработке натурального растительного сырья находятся в районе г. Грасса на юге Франции; в России - в Краснодарском крае.

Душистые вещества растительные - это эфирные масла, выделяемые из цветков, листьев и других частей эфиромасличных растений: цветочные - роза, жасмин, фиалка душистая, лилия, тубероза, азалия; цветочно-травянистые - базилик, лаванда, мята перечная, шалфей мускатный; зерновые - анис, кориандр, тмин, фенхель; из плодов ванили натуральной; корневые - аир, ирис, ветивер; цитрусовые - мандарин, апельсин и др. Используются также эфирные масла, выделяемые из деревьев и кустарников: иланг-иланг - из цветков кананги душистой, гвоздичное - из нераспустившихся цветков гвоздичного дерева; из кустарника пачули; из лишайника - дубовый мох; из почек тополя, березы; из коры коричного дерева и т. п.

Эфирные масла являются легколетучими соединениями, их выделяют современными способами перегонки с водяным паром, перегонки под вакуумом и другими. Известно, что из 1 т лепестков розы получается 3 кг неочищенного масла (конкрет) или около 1 кг (700-800 г) чистого эфирного масла (абсолют).

Менее летучими душистыми веществами являются растительные смолы и бальзамы, которые в композициях служат для сохранения стойкости запаха. Их выделяют из надрезов в коре или корнях деревьев или кустарников. Гальбанум - смола из корней растения ферула гальбаносная; ладан - смола из дерева босвеллия; стиракс - смола из коры дерева ликвидамбар; используются также бензойная смола (росный ладан), хвойная смола. Используют камеди и бальзамы - толуанский и перуанский. Камедь - это нелетучая, твердая часть ароматических смол, которая получается при их перегонке.

К животному, более дорогому, сырью относятся малолетучие высоковязкие жидкости, которые служат в композициях фиксаторами запаха. Наиболее известными являются мускус - выделения желез мускусного оленя (мускусная кабарга), амбра - воскоподобное вещество из брюшной полости кашалота, цибет (цивет) - гормональные выделения африканской цибетовой кошки (виверра), выделения желез бобра. В композициях используют спиртовые растворы этих веществ. Ароматические вещества животного происхождения придают высокую стойкость запаха, гармонизуют запах духов и кожи человека. Сейчас применение животного сырья существенно ограничено из соображений сохранения животных и ареалов их обитания, экологических аспектов.

Синтетические душистые вещества широко используются в парфюмерных композициях и отдушках, и это связано с развитием промышленного производства СДВ. В настоящее время выделено или синтезировано и применяется более 150 СДВ, например: жасминальдегид, ионон, цитраль, ванилин, кумарин, гелиотроп, нерол и изонерол (запах розы), синтетические бензойная и коричная кислоты, различные сложные эфиры, линейные и циклические кетоны, ацетали и др. На основе синтетических душистых веществ составляются искусственные эфирные масла и базовые композиции с запахом определенного характера. Наиболее известным примером первых духов с введением в их состав СДВ являются духи "Шанель № 5".

Характер аромата парфюмерной жидкости классифицируют по разным признакам. В настоящее время в мире принята классификация ароматов, разработанная французским парфюмерным обществом. Все известные ароматы объединены в семь семейств или основных нот: цветочные (основная тема - запах цветка чистый или с добавлением других ароматов); шипровые - с преобладанием аромата композиции: пачули, дубовый мох, бергамот и ладанная камедь; цитрусовые (лимон, мандарин, горький апельсин бигардия, бергамот); древесные (сандал, пачули, кедр, ветивер, лаванда); фужере (лаванда, бергамот, кумарин, дубовый мох); амбровые (ориентальные - восточные) - с запахом ванили, ладанной камеди, мускуса; кожаные с запахом табака и кожи. Ароматы кожаные, фужере и древесные - типично мужские; цветочные и амбровые - типично женские; шипровые и цитрусовые ароматы используются в парфюмерии и для женщин, и для мужчин.

Технология изготовления парфюмерных жидкостей является достаточно простой. Вместе с тем сложным является процесс создания оригинального аромата и составления парфюмерной композиции. Во всех случаях композиция духов является тайной фирмы-изготовителя.

Готовые душистые вещества, вспомогательные вещества, входящие в рецептуру данной композиции, взвешивают в закрытых емкостях. Часть веществ растворяется в спирте, часть готовится в виде настоев в дистиллированной воде. Для приготовления парфюмерных жидкостей используют только ректификованный этиловый спирт высшей степени очистки (денатурированный примесью дибутилфталата). Все компоненты композиции перемешивают и выстаивают в баках из нержавеющей стали или эмалированных, обычно объемом от 100 л до 50 тыс. л. Процесс выстаивания и "созревания" запаха зависит от вида продукции и длится от нескольких до 25-30 суток. При выстаивании и отстаивании парфюмерной композиции происходит физико-химический процесс взаимодействия компонентов со спиртом и между собой. Вещества грубо-дисперсные или коллоидные частицы оседают на дно, и жидкость осветляется. По завершении процесса жидкость фильтруют. Более простой является технология смешения готовых парфюмерных баз и композиций с применением СДВ. Отпадает необходимость процессов настаивания, выстаивания и зачастую - фильтрации. Готовые парфюмерные жидкости разливают по флаконам, укупоривают, этикетируют и упаковывают в футляры.

Сухие духи - саше, используемые обычно для ароматизации белья, одежды, готовят с применением парфюмерной композиции, но вместо спирта и воды применяют порошок крахмала и талька (без примесей асбеста), в качестве порошка-носителя используют целлюлозу, лепестки розы или измельченные в порошок корни ириса или фиалки. Используемый ранее для этой цели асбест в настоящее время запрещен. Сухие духи выпускают упакованными в шелковые мешочки (саше, сашет) или пакетики.

Концентрированные твердые духи представляют собой смесь жировых и воскоподобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде помады-карандаша имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время они практически не выпускаются.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.