Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура как фактор социальных изменений



 

Несмотря на то, что культура пронизывает все сферы общества, она не совпадет с обществом. Культура выражает качественные особенности общества, выражает специфику отношения общества к природе, особенности взаимодействия индивидов внутри общества, отношение индивидов к самим себе.Культура – это своеобразный генный код общества, который в своем развертывании формирует общество как полнокровный социальный организм, как функционирующую и развивающуюся социальную систему. Изменение этого кода даже при сохранении тех же самых людей порождает качественно другое общество. Культуру можно сравнить также с программой деятельности компьютера, которая определяет совокупность операций осуществляемых им. Соответственно, коррективы в этой программе влекут за собой изменения в спектре операций даже при сохранении материальной базы этого компьютера.

Культура – это средство приспособления людей к окружающей природной и социальной среде, их своеобразный ответ на «вызов» обстоятельств. Выживает и побеждает то человеческое сообщество, культура которого наиболее отвечает сложившимся обстоятельствам.

Исходя из понимания культуры как средства, надо решать вопрос о соотнесенности традиций и новаторства в культуре.

Традиции–это элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

Сама по себе длительность традиций не является показателем ее жизнеспособности. Каждое новое поколение из культуры предыдущих поколений должно выбирать те элементы, которые отвечают современным условиям. При этом не должно быть ни слепого преклонения перед традицией, ни пренебрежения, исходя из того, что они несут печать вчерашнего дня. Наличие традиций позволяет сохранять преемственность в развитии общества. Однако новые обстоятельства (новые потребности, изменение природного и социального окружения) вызывают необходимость культурных новаций, новых ценностей и норм.

Для необходимого изменения общества недостаточно создать культурную новацию в виде ценности, нормы, некоего образца деятельности. Необходимо, чтобы культурная новация сталадостоянием всех членов общества, стала элементом их личностной культуры. Затем эта личностная культура определит мотивы, навыки деятельности людей и воплотится в результатах их деятельности некой материально-вещественной форме.

В обществе может быть существенное расхождение между должной, официально поддерживаемой культурой и реальной деятельностью людей, которые, даже зная о высоких образцах должной культуры, могут следовать иным ценностям, нормам, образцам поведения.

Например, рабочий, зная, какова современная технология производства определенной детали, может не соблюдать ее в силу того, что это требует дополнительных усилий и лично для него невыгодно.

Подобный факт свидетельствует о низкой личностной не только производственной (технологической), но и нравственной культуре данного рабочего. Или население жилого массива может знать о нормах санитарии и гигиены часто не соблюдает их в силу чего на территории этого микрорайона грязь и мусор, в подъездах исчерканы стены, лифты исцарапаны надписями. Это будет свидетельствовать о недостаточной санитарно-гигиенической, бытовой, нравственной культуре данного населения.

Нормы, ценности, образцы поведения, воплощенные в реальной деятельности большинства членов общества, характеризуют социокультурные особенности этого общества.

Процесс изменения социокультурной специфики общества – это обычно длительный процесс, носящий, как правило, эволюционный характер. Переделать общество только с помощью каких-либо новых законов, декретов, постановлений невозможно. Здесь нужна упорная работа по изменению личностной культуры людей, изменению их сознания.

В свою очередь изменения в сферы культуры сказываются на всех сферах общественной жизни, в том числе и на фундаменте общества, на экономике. Исследователи связывают становление капиталистического общества с культурными новациями, прежде всего в сфере религии.

Так, вследствие религиозной реформации М. Лютер при переводе Библии на немецкий язык придал труду значение не наказания за первородный грех, как это было ранее, а статус божественного предназначения, призвания. И на сегодняшний день в немецком языке слова призвание (Berufung) и профессия (Beruf) имеют один и тот же корень и родственны по смыслу. Отсюда труд стал людьми восприниматься не как источник добывания средств к существованию, а как высший смысл жизни. Всякая праздность, даже в лице монашества осуждалась: упорный труд занял место молитвы. Добросовестно следуя своему призванию, верующий человек надеялся заслужить спасение в ином мире. Все это явилось нравственной основой упорного труда и источником повышения производительности труда в целом. В настоящее время подъем экономики российского общества требует не только инвестиций, изменений в технике, но и изменений в трудовой мотивации населения (здесь очень важна ориентация на качество труда), овладения новыми производственными технологиями, навыками работы в условиях рынка.

В создании культурных новаций и их распространении в массах населения решающую роль играет интеллигенция.

Определенных усилий требует от общества не только создание и распространение культурных новаций, но и поддержание полезных традиций прошлого. Функцию поддержания культурного образца, сохранения преемственности общества выполняют, прежде всего, семья, школа, общественное мнение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.