Структура общества. Гражданское общество и государство
При рассмотрении структуры общества в социологии существуют разные подходы, когда выделяются различные элементы и разный характер связей между ними. В марксистской концепции общество рассматривается как общественно-экономическая формация, имеющая следующую структуру:
Надстройка (Н) – это совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идей, отношений, организаций; Базис (Б) – это совокупность производительных сил (ПС), т. е. квалификации людей + технических средств производства и производственных отношений (ПО), т. е. отношений людей в процессе производства, в решающей степени определяющихся фактором собственности: учетом того, кто является владельцем средств производства. В настоящее время распространено описание общества, когда в нем выделяется технологическая подсистема (сфера), экономическая подсистема, социальная подсистема, политическая подсистема и духовная подсистема. В свою очередь, эти подсистемы являются сложными структурными образованьями, состоящими из множества элементов. В анализе структуры экономической сферы существует несколько подходов. С ними подробно студенты знакомятся в курсе экономической теории. Изложение структуры политической подсистемы дается в курсе политологии. В качестве главных структурных элементов там выделяется государство, политические партии, общественные организации, церковь, средства массовой информации и др. Социальная подсистема (сфера) понимается по-разному. Часто под социальной сферой имеется ввиду сфера непосредственного удовлетворения основных жизненных потребностей. Сюда включают институты образования, здравоохранения, социального обеспечения. В социологии социальная сфера изучается как совокупность различных социальных групп – социально-классовых, социально-профессиональных, социально-демографических, территориальных и др. В качестве наиболее крупных элементов духовной сферы выделяется: · мораль; · искусство; · религия; · наука; · образование. Интерес представляет структура общества, данная американским социологом Т. Парсонсом, одним из основателей концепции структурно-функционального анализа. Он выделяет четыре социальные подсистемы в соответствии с наиболее важными для общества функциями. Так, функцию адаптации выполняет экономика (включая такие социальные институты, как заводы, банки и др.). Функцию целеориентации выполняет политика (включая политические партии, движения). Функцию интеграции, согласно Т. Парсонсу, выполняет подсистема, включающая в себя институты социального контроля, где главным является государство. Функцию поддержания образца выполняет подсистема социализации (включая такие институты, как семья, школа, религии). Существуют и другие подходы в описании структуры общества. На сегодняшний день весьма распространен анализ общества, когда в нем выделяют гражданское общество и государство. Однако если государство понимается более или менее однозначно как элемент политической сферы общества, состоящий из аппарата управления и органов принуждения и защиты, то в отношении трактовки гражданского общества единства мнений нет. Прежде всего, в рассмотрении гражданского общества нужно выделить два подхода – структурный и идеологический. В структурном подходе одни исследователи предлагают под гражданским обществом понимать все общество за исключением политической сферы. Другие предлагают из рассмотрения исключить и сферу экономики и определяют гражданское общество как население, структурированное в различного рода социальные классы, слои и группы. В идеологическом подходе под гражданским обществом понимается определенное качество населения общества, а именно, его способность к самоорганизации, самоуправлению и контролю над государством. Поэтому в той или иной стране при наличии гражданского общества в его структурном понимании может отсутствовать гражданское общество в его идеологическом понимании. Если в стране отсутствует гражданское общество в его идеологическом плане, то импульсы к организации общества и его управлению исходят исключительно от государства, оно является единственным и полновластным «хозяином» в стране и, будучи бесконтрольным, часто действует во вред обществу в целом, действует произвольно, не соблюдая закона. Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в это случае государство станет правовым государством. Но для этого население должно стать гражданским обществом в его идеологическом понимании. Это означает, что население должно быть способно через различные общественные организации и политические партии влиять на деятельность государственного аппарата и направлять его деятельность в соответствии со своими интересами. Население должно быть способно решать различные проблемы в области экономики, образования, здравоохранения, самостоятельно через многочисленные ассоциации, комитеты взаимопомощи, товарищества и т. п., будучи в этом плане независимым от государства. На сегодняшний день задача формирования гражданского общества крайне актуальна для России, ибо население страны еще не имеет ни достаточных навыков, ни желания в отношении самоорганизации, самоуправления, контроля над государством, что во многом объясняет часто встречающийся произвол со стороны различных звеньев государственного аппарата. Отсутствие гражданского общества объясняет и неудачи в реформировании российского общества, которое оказалось жертвой действий некомпетентной и своекорыстной экономической и политической элиты, заставившей государство действовать исключительно в своих интересах.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|