Признаки главных институтов общества
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок. Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. Функция(от лат. functio – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функции института – это принесение определенной пользы личности и обществу, удовлетворение их потребностей. Однако можно говорить и о дисфункциях института. Дисфункция института – это когда деятельность института приносит какой-либо вред обществу или отдельному индивиду. Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными и латентными. Рассмотрим функции и дисфункции на примере социального института образования. Так к явным функциям школы относятся: приобретение грамотности, подготовка к обучению в вузе, усвоение базовых ценностей общества и т. д. Скрытые функции – это приобретение социального статуса, который позволяет быть выше неграмотного, завязывание дружеских связей, льготы при трудоустройстве и т. д. Если говорить о высшем образовании, то здесь явной функцией является подготовка кадров, специалистов. В качестве неявной функции можно рассматривать функцию снятия социального напряжения, когда молодежь, не нашедшая возможности трудоустройства, на какое-то время охватывается системой высшего образования и, тем самым, снижается нагрузка на рынок труда. В качестве дисфункций образования можно назвать следующее: исследователи отметили, что при росте образованности возникает часто неудовлетворенность трудом, если труд ниже по своей сложности того образования, которое получает человек. Также в качестве дисфункции может выступать и трудность в устройстве личной жизни при получении определенного образования. Как показали социологические исследования, женщины с высшим гуманитарным образованием имеют проблемы при создании семьи. Запросы к своему спутнику по жизни возрастают, но они не всегда реализуются, в силу чего многие из них оказываются незамужними. Кроме специфических функций для каждого социального института есть функции общие для всех институтов: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Институты обеспечивают тем самым устойчивость общества. 2. Регулятивная функция. Институты делают поведение людей стандартизированным и предсказуемым. 3. Интегративная функция. Происходит сплочение людей, охваченных действием институциональных норм. 4. Транслирующая функция. Функция передачи социального опыта, ее можно назвать и функцией социализации. Комбинация универсальных и специфических функций может быть представлена следующей таблицей (см.: табл. 6.2.3). Таблица 6.2.3 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|