Здавалка
Главная | Обратная связь

Признаки главных институтов общества



 

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
Привязанность Послушание Производительность Любовь к знанию Почтительность
Лояльность Лояльность Экономность   Лояльность
Ответственность Субординация Производство прибыли Посещаемость Поклонение
Уважение        
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Флаг Фирменная Марка Эмблема вуза Крест
Брачный ритуал Национальный гимн Патентный знак Студенческие песни Иконы
  Герб     Святыни
  Печать     Гимн
3. Утилитарные культурные черты
Дом Общественные здания Магазин, фабрика Студенческие группы Церковные здания
Квартира Общественные работы Оборудование Библиотеки Церковный реквизит
Мебель Бланки и формы Бланки и формы Стадионы Литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция Контракты Правила студентов и учащихся Вера
  Законы Лицензии   Церковные запреты
5. Идеология
Романтическая любовь Государственное право Монополии Академическая свобода Православие
Совместимость Демократия Свободная торговля Прогрессивное образование Баптизм
Индивидуализм Национализм Право на труд Равенство при обучении Протестантизм

 

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок. Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства, находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невестой принято давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Функция(от лат. functio – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функции института – это принесение определенной пользы личности и обществу, удовлетворение их потребностей. Однако можно говорить и о дисфункциях института. Дисфункция института – это когда деятельность института приносит какой-либо вред обществу или отдельному индивиду.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными и латентными. Рассмотрим функции и дисфункции на примере социального института образования. Так к явным функциям школы относятся: приобретение грамотности, подготовка к обучению в вузе, усвоение базовых ценностей общества и т. д. Скрытые функции – это приобретение социального статуса, который позволяет быть выше неграмотного, завязывание дружеских связей, льготы при трудоустройстве и т. д. Если говорить о высшем образовании, то здесь явной функцией является подготовка кадров, специалистов. В качестве неявной функции можно рассматривать функцию снятия социального напряжения, когда молодежь, не нашедшая возможности трудоустройства, на какое-то время охватывается системой высшего образования и, тем самым, снижается нагрузка на рынок труда. В качестве дисфункций образования можно назвать следующее: исследователи отметили, что при росте образованности возникает часто неудовлетворенность трудом, если труд ниже по своей сложности того образования, которое получает человек. Также в качестве дисфункции может выступать и трудность в устройстве личной жизни при получении определенного образования. Как показали социологические исследования, женщины с высшим гуманитарным образованием имеют проблемы при создании семьи. Запросы к своему спутнику по жизни возрастают, но они не всегда реализуются, в силу чего многие из них оказываются незамужними.

Кроме специфических функций для каждого социального института есть функции общие для всех институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Институты обеспечивают тем самым устойчивость общества.

2. Регулятивная функция. Институты делают поведение людей стандартизированным и предсказуемым.

3. Интегративная функция. Происходит сплочение людей, охваченных действием институциональных норм.

4. Транслирующая функция. Функция передачи социального опыта, ее можно назвать и функцией социализации.

Комбинация универсальных и специфических функций может быть представлена следующей таблицей (см.: табл. 6.2.3).

Таблица 6.2.3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.