Здавалка
Главная | Обратная связь

Орел и воробьи. Сказка-притча



(1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”.

(6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.

(8) И сказал тогда Орел воробьям:

- Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

(12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”…

(14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

 

 

Сочинение

Почему люди используют данное им от Бога только для того, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться, почему не стремятся к непостижимым высотам? Над этими вопросами задумывается автор текста « Орел и воробьи», размышляя о проблеме отсутствия интереса ко всему новому и более современному.

Он, приводя в пример птиц, но подразумевая под ними людей, пытается убедить читателя в том, что многие останавливаются на уже приобретенном, живут скучно, однообразно, не стремясь к чему-то неизведанному или недостижимому. Главный герой текста Орел рассказывает Воробьям, живущим на ферме, о других мирах и зовет с собой в неведомые дали. Но маленькие птички с короткими крылышками не понимают его и возмущаются этим речам.

«Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» -- в этом состоит главная мысль текста и позиция автора.

Я согласна с его мнением и считаю, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно совершенствоваться и расширять свой кругозор. Докажу это с помощью нескольких примеров.

Хотелось бы вспомнить роман И.А.Гончарова «Обломов», в котором главный герой лежит на диване в «четы

рех стенах» и совсем не хочет «продвигаться вперед», как-то менять свою жизнь в лучшую сторону. Даже любовь не в силах была ничего исправить. Ещё в качестве доказательства к моему мнению и мнению автора можно вспомнить пьесу М. Горького « На дне». Это произведение как нельзя кстати отражает проблему текста-притчи «Орел и воробьи». Главные герои пьесы так же слушают неведомого странника, как и маленькие пташки гордую птицу высокого полета, и так же не понимают красивых речей о чем-то неизведанном и новом.

Таким образом, я хочу сказать, что люди не должны использовать данное Богом только для скромного существования. Пускай каждый живет и знает, что есть ещё много интересных вещей на свете. Мы просто обязаны стремиться к новому, к неизведанному, а иначе наш небольшой мирок накроет волна однообразия, серости и скуки.

Чекунова Л.

 

№ 3

Текст

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Сочинение

Для чего нужна ребенку игрушка, и какой она должна быть? Над этими вопросами задумывается автор, размышляя о проблеме первоначального восприятия детским сознанием окружающего мира и последующего отражения этого восприятия в деятельности уже сформировавшегося человека.

Составитель данного текста, приводя примеры, пытается убедить читателя в том, что игрушка во многом влияет на характер ребенка, она помогает получить представление о причинно-следственных отношениях , о сути человеческого взаимопонимания, о сложном устройстве мира. Автор говорит о современных игрушках, которые становятся по своей сути антиигрушками; в них содержится только идея обладания, а не радостное постижение мира. Такие игрушки способствуют накоплению агрессии и дальнейшему её влиянию на кого-либо. « Но ведь игрушка—это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности». В этом состоит позиция автора.

Я согласна с его мнением и считаю, что , безусловно, игрушка должна положительно влиять на характер ребёнка, закладывать в него только хорошие человеческие качества. В доказательство к этому приведу несколько примеров.

Вспомним повесть В.Г.Короленко « В дурном обществе». В нем умирающей девочке Марусе мальчик из семьи немалого достатка приносит куклу своей сестры. Как кажется, благодаря ей смертельно больная девочка прожила на несколько дней дольше. Игрушка если не спасла, то, по крайней мере, подтолкнула на борьбу с болезнью и просто скрасила последние дни, часы жизни частичкой маленького счастья.

Ещё хотелось бы рассказать о моем старом знакомом. С самого рождения своего ребенка он покупал ему только самые современные модели роботов, монстров, компьютерные игры подозрительного содержания. Малыш рос в постоянной агрессии, его восприятие окружающего мира нарушилось. Сейчас этот мальчик учится во втором классе не стремясь к знаниям, а стремясь в общении с одноклассниками обидеть более слабого. Вот и последствия от игрушек, действующих губительно на растущий, развивающийся организм.

Хотелось бы посоветовать юным родителям покупать своим отпрыскам только « добрые» игрушки, не вызывающие агрессию и зло. А иначе на Земле не останется добрых людей, способных на действительно человеческие поступки.

Чекунова Л.

 

№ 4

Текст

Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. Как болезнь, как вирус гриппа. Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

Всё переменилось в один день. Он вдруг решил, что станет лётчиком.

В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле—вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости! Жизнь—жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. Но Колька не сдавался. Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стеклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. Куда я еду? Что я там буду делать один? Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…

Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта—всё возвращается назад…

Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолеты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон « Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

( По С. Мизерову)

 

Сочинение

В данном тексте С. Мизеров говорит о том, как рождается выбор жизненного пути.

Влияет ли среда на выбор человеком жизненного пути? Что мешает ему сохранить верность своей мечте?

Над этими вопросами задумывается автор текста. Над этой нравственной , актуальной для нас проблемой предлагает поразмышлять и нам.

С. Мизеров считает, что влияние житейских традиций, привычек часто заставляет человека изменять своей мечте, не позволяет реализовать свои способности до конца. Герой рассказа Колька Велин не смог преодолеть чувство страха перед новым, он предал свою мечту и стал как все.

С автором текста трудно не согласиться. Часто человек теряется перед трудностями. А он, на мой взгляд, должен не просто чего-то хотеть, а стремиться к осуществлению своей мечты. И тогда реализовавшаяся мечта сделает жизнь его полнокровнее, интереснее.

Герой повести Б. Полевого летчик Алексей Мересьев ( он же Алексей Маресьев в жизни), оставшись без ног, мечтал летать. Сколько пришлось перестрадать ему, чтобы снова сесть за штурвал самолета!

Мария из повести В. Закруткина « Матерь человеческая» в невероятно тяжелых условиях, мечтая выжить и сохранить ещё не родившегося ребенка как память о прошлом, смогла преодолеть свой страх и подарить жизнь новому человеку.

Не нужно сдаваться, терять самообладание, а нужно верить в свои силы, в свою мечту, и тогда сердце не будет стонать от «щемящей боли».

(Котуманова Н.А.)

№ 5

Текст

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

 

Сочинение

Однажды ночью мне приснился сон: мне пять лет, и я без всяких забот строю замки в песочнице. Утром проснулась с мыслями о том, как хорошо быть маленькой: мама ведет тебя в детский сад, а ты несмело, ещё зевая, топаешь по дорожке, не задумываясь в этот момент ни о чем.

Но задуматься пришлось после прочтения текста Вадима Сергеевича Шефнера. Сразу возник закономерный вопрос: почему детство традиционно называют «золотой порой»?

Эта социально-нравственная, очень важная, по моему мнению, проблема заставила поразмышлять и автора. Он думает, что по мере того, как происходит накопление человеком жизненного опыта, те трудности, которые он преодолевал в детстве, кажутся незначительными, поэтому детство и представляется беззаботной, «золотой порой».

Я согласна с мнением Вадима Шефнера. Ведь это действительно самое прекрасное время в жизни абсолютно каждого человека. Иду по дороге и вижу резвящихся детей. Хочется, очень хочется побегать, попрыгать с ними, окунуться в ту «безоблачную» атмосферу, когда в мире нет ничего, кроме кукол, мячика и мультфильмов.

Много раз слышала песню Ю. Шатунова: « Детство, детство, ты куда бежишь? Детство, детство, ты куда спешишь? Не наигрался я ещё с тобой, детство, детство, подожди, постой!». Да, это игра, которая обязательно остается в памяти.

А вспомним повесть Л.Толстого « Детство», где великий классик делится яркими воспоминаниями своей «золотой поры».

Сейчас мне шестнадцать лет. Через год оканчиваю школу, и для меня навсегда закроются двери детства. Но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе.

Жеребцова А.

 

№ 6

Текст

1)Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые — старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (З)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8)«...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, — пишет известный генетик XX ве­ка Феодосии Добжанский. — (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

(10История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример — жизнь М.В. Ломоносова.

(12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)0ни мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам...

(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги...

(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, на­пример, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у это­го человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это».

(По Л. Серовой)

Сочинение

Представьте себе ситуацию: родителям каждого новорождённого ребенка в роддоме сообщают, к чему он предрасположен и какие у него есть задатки. Человек сначала с подачи родителей, а затем и сам развивает свои таланты, а на другие «виды деятельности» не обращает внимания, так как заранее знает, что не добьется положительного результата. И так «шествует по жизни» каждый. Звучит настораживающее, не так ли?

Опасность «однобокого» развития человека заметила и Л. Серова. Она затрагивает очень актуальную проблему наследственности и самоформирования. Серова задает вопрос: полностью ли человек определен своим генотипом или у него есть шанс развить себя самому?

Особенно животрепещущей эта проблема стала в последнее время: благодаря развитию генетики человек может не только определить, но и «задать» предрасположенности и таланты. Очевидно авторское негодование: нам самим станет неинтересно жить, если мы будем знать все о своих задатках: все предначертано, нет возможности выбрать – многие страдали бы от чувства обреченности, а если каждому будут расшифровывать его геном – в человеке останется мало человеческого. «Жизнь подарена нам судьбой», - утверждает автор, и мы сами вправе этой жизнью управлять.

Позиция Л. Серовой очевидна: «В некоторой степени человек делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой». То есть только сам человек способен реализовать то, что заложено природой. В подтверждение автор приводит примеры – жизни Ломоносова и Менделеева, которые своими силами достигли высот науки, начав буквально с нуля.

Трудно не согласиться с Л. Серовой, не случайно в русской литературе и в жизни так почитаем образ лесковского Левши. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.

Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

«Терпение и труд всё перетрут», - гласит пословица. Действительно, надо не полагаться полностью на научный прогресс, а стараться сделать свою жизнь интересней в первую очередь для себя самого – тогда это будет Человеческая жизнь, и чем больше людей будет так жить, тем ярче и красочней будет наш мир.

 

№ 7

Текст

Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в темных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

--Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли…- было произнесено в толпе, рядом с Андреем.

Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А на ними подходили всё новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.

Люди видели на войне всё. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые; дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.

Дети тоже были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады, не только странные неразомкнутые рты. Было в них ещё одно, общее—и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и ещё в чём-то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонну,--и можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем другим детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых ещё не было.

Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, ещё военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.

Странной колеблющейся тонкой струйкой вслед за худенькой темной женщиной потекли блокадные вдоль рельсов всё дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робкость первых шагов, слабое покачиванье,--отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться,--неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, и с этой беззвучной станцией, и с этой новой обетованной землёй, которая их взрастит.

Семя , брошенное в жесткую почву, взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом?

( По А. Приставкину)

Сочинение

После прочтения текста А.Приставкина моментально всплыли в памяти слова классика Л.Толстого: « Война не любезность, а самое гадкое в мире дело». Почти каждое предложение текста дает понять основную мысль: «дети… вы

ражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке…».

Читая эти строки, задумываюсь: а вырастет ли из этих

«крошечных людей, закутанных в тряпьё», обессиленных от тяжких испытаний, нормальный человек?

Проблема эта психологическая, жизненно важная и актуальная особенно в наши дни.

Автор считает, что дети, стоявшие на перроне —«посланцы оттуда, из будущего, несущие людям надежду на будущее». Я согласна с автором. Конечно, горько от того, что дети—« жалкие огарки» войны, но всё же радостно, что они

«живые», спасённые, а значит, надежда на лучшее действительно есть.

Сжимается сердце, когда вижу с экрана телевизора документальные кадры: измождённые в концлагере дети, торопясь, освобождают ручонки, чтобы показать варварам свой номер. Видя этот ужас, говорю себе: « Да будь ты проклята, война!»

До недавнего времени о детях, как о жертвах войны, было написано не так уж много. В памяти лишь Ваня Солнцев из повести «Сын полка» В.Катаева да Кузьмёныши из произведения А.Приставкина « Ночевала тучка золотая».

Плачу, читая воспоминания взрослых, уважаемых ныне людей о военном лихолетье, о времени их « счастливого» детства в документальной повести белорусской писательницы С.Алексиевич « Последние свидетели», где название книги говорит само за себя.

Это текст-завещание, предостережение, напоминание всем нам! И это текст-надежда: семя, брошенное даже в черствую, жесткую почву, обязательно взрастёт; обязательно вырастет «шумящий колос», ведь жизнь победить нельзя.

№ 8

Текст

(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов - просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они - как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели...

(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.

(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке - музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни - вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.

(По Ч. Айтматову)

 

Сочинение

Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение—обо всем этом сказано в музыке, которая способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души.

В тексте, автором которого является Ч.Айтматов, раскрывается проблема потребности человека в музыке. Какая необходимость была и есть в ней? Какую роль она играет в жизни человека?

Выдвигаемая автором проблема глубоко философская, вполне актуальная в наше время.

Автор рассказывает о концерте, который он посетил, и о эмоциях, которые испытал в этот момент. Айтматов на собственном примере показывает нам, что музыка, которую мы слушаем, словно исходит от нас, от наших собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов: « Когда открытие делаешь для себя, все в тебе согласно, и наступает просветление души».

С автором сложно не согласиться. Музыка во все времена оказывала мощное воздействие на душу человека, лечила её, помогала лучше понять себя и окружающий мир.

Вспомним повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Главный герой Петр Попельский был слеп, у него не было друзей, но он брал силы для продолжения жизни из музыки, сочиненных им же музыкальных композициях. Петр стал известным пианистом.

В наше время молодежь привыкла к электронному громогласию. У каждого слушателя свои предпочтения в музыке, ведь сейчас существует большое разнообразие музыкальных направлений. Все они очень отличаются друг от друга, но схожи в одном—дают толчок к творческому воображению.

Я тоже очень люблю музыку. Когда у меня плохое настроение или появляются какие-то трудности, я включаю тихую мелодию и успокаиваюсь, ведь красивая музыка придает силы и желание хорошо жить.

Листопадова Ю.

 

Текст № 9

1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (З)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он по­чти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с мил­лионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (б)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и прибли­жается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вече­ринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Про­метеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никог­да не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петро­вич! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе...

(Н.В.Гоголь)

 

 

Сочинение

В своем тексте Н.В.Гоголь показывает нам «оттенки и тонкости» обращения между собой чиновников разного уровня, сравнивает их с французскими и немецкими.

Явно возникает проблема подлинных и мнимых ценностей в жизни общества.

Автор в ирочной форме описывает преображение чиновников в зависимости от обстоятельств, в которых они пребывают. То они похожи на орлов, то на мух. Все дело в том, каков ранг того или иного служащего.

Я думаю, что эта проблема существует давно и будет ещё существовать, пока в обществе приветствуется подхалимство и боголепство к «начальнику». Любой современный рабочий человек должен четко и в полном объеме выполнять свои обязанности. А продвижение по служебной лестнице должны зависеть только от его стараний, умений и, конечно, трудолюбия.

Замечательное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» очень ярко и пронзительно раскрывает эту проблему, показывает нам отношения чиновников одного из уездных городов к мнимому ревизору. Вот где в полной мере раскрылось и боголепство, и подхалимство!

Очень показателен пример Чацкого из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума». Слова этого персонажа: «Служить бы рад—прислуживаться тошно»-живы и по сей день. Да и чеховский «хамелеон», к сожалению, все еще шагает по стране. С.Михалков, всемирно известный автор детских стихов и российского гимна, говорил так: « У каждой бумажки должны быть ноги». Он подразумевал то, что с каждой просьбой нужно ходить по инстанциям самому, а иногда не единожды, и, чаще, не с пустыми руками.

Возвращаясь к Н.В.Гоголю нужно отметить, что в своих произведениях он жестко и мудро высмеивал таких чиновников, у которых истинное служение Родине заменялось боязнью перед начальством.

Лазаренко А.

Текст № 10

 

(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(20) — Зачем?

(21) — А просто так...

(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив?

Сочинение

Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много будет сказано об этом.

В данном тексте автор раскрывает проблему безответственного отношения человека к природе. Как часто мы задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает?

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни и природы—их взаимоотношение. Писатель рассказывает о размеренной жизни леса, которую уничтожает «грянувший выстрел».

Мы, безусловно, согласимся с автором. Бездумное уничтожение природы ведет к гибели всего живого.

Эта проблема ярко выражена в стихотворении С.А.Есенина «Песнь о собаке», где говорится о беспощадном уничтожении человеком ни в чем не повинных кутят.

Однажды на улице я увидела, как мальчишки вытащили из гнезда птенца и бросили его на дорогу. (Так же беспощадно семнадцатилетний парень застрелил дятла в лесу). Мне стало жаль птенчика, и я положила его обратно в гнездышко на дереве.

Из средств массовой информации мы узнаем часто о том, как контрабандисты ради наживы в ужасных условиях перевозят из региона в регион редкие исчезающие виды птиц и млекопитающих.

Так «кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их и всех нас беречь и любить природу? Кто должен разъяснить нам, что лес без птиц скучен и неприветлив?»

Лазаренко А.

 

IY. Проблема.

Проблема—это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Её нужно формулировать общо ( чтобы проблема охватывала не только данный конкретный случай, но и многие подобные. Вот некоторые проблемы:

Проблема семьи:

  • памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)
  • роли детства в жизни человека (Почему детство—важнейший этап жизни человека?)
  • исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?)
  • отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)
  • оценки такого периода жизни человека, как детство (Какова роль детства в становлении личности?)
  • нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных ситуациях проявляется нравственная сущность человека?)

 

Проблема экологии:

  • развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится язык благодаря заимствованиям?)
  • влияния человека на природу (Какова степень влияния? В чем заключаются возможные последствия этого влияния?)
  • восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

 

Человек и общество:

Ø несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на бедных и богатых? Правильно ли устроено общество?)

Ø отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)

Ø выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

Ø ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

Ø свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?)

Ø создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?)

Ø коммерциализации культуры (что допустимо в процессе коммерциализации культуры?) и т. д.

Y. Тексты

C1

(1)В один и тот же день две центральные газеты ударили в набат по

одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема.

(3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала! (5)Даже президент

выразил тревогу. (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые:

доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже академикам некому будет кофе подать.(7) Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят, через пару поколений… (9)Впрочем, стоит ли повторяться? (10)Все слышали, что говорят. (11)Теперь вопрос: а что делать? (12)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (13)Или

повысить нашим интеллектуалам зарплаты раза в двадцать два? (14)Оно бы и неплохо, да где деньги…(15)Однако чем же реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?

(16)На этом имеет смысл остановиться подробнее. (17)Прежде всего

определимся: кто уезжает? (18)Мысль, что родину покидают самые

талантливые, кажется мне более чем спорной. (19)Когда споминают

эмигрировавших ещё в ХХ веке представителей искусства, называют десяток прекрасных имён: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксёнов, Тарковский, Солженицын, Нуреев, Войнович, Владимов. (20)Но, во-первых, практически все они уехали не по своей воле. (21)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (22)А в-третьих, почти все в настоящее время вернулись на родину. (23)Теперь попробуйте назвать пять имён учёных высшего класса, которые эмигрировали, – вряд ли что получится. (24)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одарённые сверстники, кто не смог реализовать себя дома, – словом, научные работники второго, третьего, пятого ряда. (25) Конечно, покидали

страну и подлинно талантливые. (26)Но вспыхнула ли среди российских учёных-эмигрантов хоть одна суперзвезда? (27)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской

культуры в мир. (28)В разных странах, в разных сферах жизни успешно, а порой и блестяще проявляют себя наши соотечественники. (29)И это идёт только на пользу России: Дмитрий Хворостовский или Нина Ананиашвили на сценах Парижа, Милана и Токио служат отечеству не менее достойно и действенно, чем в родных стенах, а наши физики, программисты или инженеры, работающие за границей, держат престиж российского образования на достаточно высоком уровне. (30)Не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с российскими

фамилиями. (31)Поэтому не плакать нужно безутешно, а аксимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.

(По Л. Жуховицкому)

Основные проблемы:

1) непрекращающаяся утечка мозгов из России (что

означает для нашей страны отъезд за границу деятелей

искусства, научных работников, предпринимателей?);

2) самореализация представителей творческой

интеллигенции в современной России (почему деятели

науки и искусства уезжают сегодня из нашей страны?).

Авторская позиция:

1) отъезд за границу представителей русской

интеллигенции не означает их ухода из русской

культуры: за рубежом наши соотечественники

блестяще проявляют себя в самых разных сферах

деятельности, поднимая тем самым престиж

российского образования, науки, искусства;

2) в современной России наиболее одарённые

представители интеллигенции находят возможности

для творческой самореализации, и в последнее

десятилетие уезжают за границу главным образом те,

кто не выдержал конкуренции на родине.

 

С 2

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по

маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.

(5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к

слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно.

(11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать

правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими

близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную

руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать

знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей u1074 воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат

улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.

(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не

решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.

(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву)

Основные проблемы:

1) нравственная оценка факта войны (почему

человеческое сознание не может принять сам факт

войны?);

2) душевное состояние человека в условиях войны (как

влияют военные события и связанные с ними

человеческие трагедии на душевное состояние людей,

на их способность чувствовать, сострадать?);

3) противостояние бездушию и разрушительной силе

войны красоты и гармонии человеческих отношений,

сознательного творчества людей, духовного наследия

человечества (что обнаруживает

противоестественность всего происходящего на

войне?);

4) проблема памяти о пережитых испытаниях (как долго

человек хранит память о прошедших трагических

событиях?).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.