Здавалка
Главная | Обратная связь

Позиция рассказчика



1) война безумна, бессмысленна, противоестественна в

самой своей основе;

2) безумие войны способно лишить человека его лучших

душевных качеств;

3) смысл и радость человеческого существования

заключается не в разрушении и уничтожении себе

подобных, а в свободном сознательном труде, в

наслаждении творчеством, в приобщении ко всему

лучшему, что создано человеком, в заботе о своих

детях;

4) человеку свойственно не сосредоточиваться на

тяжёлых мыслях, обычно он стремится скорее забыть о

них.

С 3

(1)Сострадание – активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда

больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,

чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

(6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность,

благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста.

(11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)… кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым

мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко

мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29)И

пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием.

(30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет

радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.

(33)Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Основные проблемы:

1) проблема воспитания сострадания (можно ли

воспитать чувство сострадания?);

2) наличие или отсутствие у человека способности к

сочувствию (как влияет на жизнь человека обладание

способностью к сочувствию или отсутствие у него

такой способности?);

3) взаимосвязь сочувствия и активной помощи человеку

(каким должно быть настоящее сочувствие?).

Авторская позиция:

1) талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать

в человеке с детства, и начать надо с себя;

2) человек, который никогда никому не сострадал,

оказывается незащищённым перед собственными

бедами и может остаться в одиночестве;

3) человек, обладающий способностью к сочувствию,

сумеет понять боль другого человека и услышать его

безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие

должно стать содействием.

С 4

(1)…На вечерних улицах светятся огни, мерцают гирлянды

фонариков на клубах, кафе. (2)Позади праздники, а между тем мы все прочно входим в будни. (3)Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные

задачи. (4)И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. (5)Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать…

(6)Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних

сумерек – это то, что доступно каждому из нас, причём абсолютно

бесплатно. (7)Может быть, настало время задуматься: возможно, человек, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен для общества. (8)Нерадостный человек дома, нерадостный на работе… (9)Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли?

(10)И важно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир? (11)Из этих детей вырастут люди с нерадостным мировосприятием, ведь их внимание сконцентрировано на грустных сторонах жизни. (12)Может быть, нам всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней? (13)И это окажется для нас всего полезней?

(14)Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали.

(15)Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается.

(16)Не нужно скрывать радости!

(17)Нужно учиться культуре радости! (18)Сегодня очень часто

радость подменяется удовольствием, из этого складывается стереотип жизни, состоящей из погони за удовольствиями. (19)Не нужно лишать себя удовольствий, нужно научиться различать эти понятия. (20)Радость всегда одухотворённа, её свет озаряет лицо человека. (21)Удовольствие же несёт на себе налёт суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту.

(22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие

существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность (24)Вероятно, трудности будут. (25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? (27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь – путь радости. (29)Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. (30)Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. (31)Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой,

плодотворной жизни.

(По В. Никляеву)

 

Основные проблемы:

1) обретение радостного мировосприятия (нужно ли

учиться радоваться жизни? Зачем?);

2) формирование культуры радости (радость и

удовольствие – это одно и то же?);

3) умение противостоять трудностям (как лучше

противостоять жизненным трудностям?).

Авторская позиция:

1) каждому человеку важно научиться находить радость

в однообразных и трудных буднях жизни, в простых

мгновениях бытия, тогда мир взрослых не будет

казаться детям нерадостным и они усвоят радостное

мировосприятие;

2) нельзя подменять понятие радости понятием

удовольствия, поскольку только радость одухотворена

и поэтому приводит человека к духовному развитию,

росту;

3) основа долгой плодотворной жизни – умение человека

радоваться.

 

С 5

(1)Возвращаясь к своему детству, я вспоминаю маленькую, ныне

уже не существующую библиотеку имени Достоевского, неподалёку от Чистых прудов. (2)Заведующая этой библиотекой, не имевшая учительского диплома, была истинным педагогом по душевной, нравственной своей сути. (3)Радистка, прошедшая войну, тяжело раненная под Кёнигсбергом, потерявшая в войну близких, знающая цену одиночеству людскому и горю, немногословная, угловатая… (4)В ней было живое любопытство к нам, нескладным подросткам послевоенного времени, «огольцам», топтавшимся по Чистым прудам, обменивавшим марки на трофейные немецкие ножички или пробки, роскошные альбомы с дрезденскими Венерами на зачитанный, без начала и конца драгоценный томик «Графа

Монте-Кристо».

(5)Дети дотелевизионной эпохи, мы были читателями книг.

(6)В тёмных сыроватых закутках библиотек жили наши герои –

наши знаменитые капитаны. (7)Часами простаивали мы у «Колизея», чтобы посмотреть замечательный боевик того времени – фильм «Два бойца». (8)А она скликала нас в библиотеку, мы сидели в тёмном зальчике, и к нам приходил неведомый нам ещё тогда, непрочитанный, но завораживающий необычными, как бы с трудом, из глубины добытыми словами Андрей Платонов и другой писатель, которого мы знали в основном как друга Аркадия Гайдара, – Константин Паустовский. (9)И слава его, и книги дошли до нас позже, а тогда мы читали, пожалуй, только маленькую повесть со странным названием «Кара-Бугаз».

(10)О чём они говорили в те далёкие вечера, казавшиеся нам тогда

обычными, само собой разумеющимися и видящиеся сегодня как сон, который ни вспомнить, ни забыть?

(11)Что они рассказывали? (12)Чему учили?

(13)А скорее всего, и не учили. (14)А просто говорили о самых

обыкновенных случаях из самой обыкновенной жизни, о том, что, может, не всегда было так уж и интересно нам, так как ничего чрезвычайного и сверхъестественного в этих рассказах не было. (15)Никаких драк, приключений, выстрелов, погонь… (16)Простая жизнь, человеческие отношения, человеческие судьбы, но что-то западало навсегда, как зерно, брошенное в благодатную землю, и прорастало много позже, и обретало бескрайнюю, бесконечную уже теперь жизнь.

(17)«Случайно на ноже карманном найти пылинку дальних

стран», – глуховато читал Паустовский, и мир, ещё не оттаявший и

полуразрушенный, просыпался в цветном тумане обещанием будущего.

(18)Как важно, чтобы была на пути такая вот библиотека имени

Достоевского или другое учреждение, где работают взрослые, которые постараются понять тебя и принять не только благополучного, успевающего, чистенького, но и блуждающего впотьмах, ищущего, туманно представляющего, что тебе в жизни надо. (19)Такие люди оставляют в формирующейся юношеской душе след навсегда.

(По В. Амлинскому)

Основные проблемы:

1) проблема личности педагога (каким должен быть

истинный педагог?);

2) проблема становления личности в подростковом

возрасте, формирования «юношеской души» (что

влияет на формирование личности человека?);

3) проблема роли взрослых в жизни подростков (как

могут взрослые повлиять на жизнь подростков?).

Авторская позиция:

1) педагог – это необязательно человек с педагогическим

образованием; истинный педагог – это неравнодушный

человек, испытывающий живой интерес к детям,

способный понять и принять любого ребенка – и

благополучного, и потерявшегося в жизни;

2) на формирование личности подростка влияют не

только книги, фильмы, яркие жизненные события, но и

встречи с людьми, беседы о жизни, о человеческих

отношениях, о человеческих судьбах; такие встречи и

беседы навсегда оставляют след в душе человека;

3) очень важно, чтобы в жизни ребёнка, подростка были

неравнодушные взрослые, которые направили бы его

на верный путь.

 

С 6

(1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный

сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья

начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная!

(8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал пропадать из дома…

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил

ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками,

в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими

косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало.(13)Наш сын…

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить

ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера.

(18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

(19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

Основные проблемы:

1) отцы и дети (конфликт отцов и детей неизбежен? Есть

ли рецепты поведения в этой ситуации?);

2) проблема поиска себя, собственной индивидуальности

в подростковом возрасте (почему так важно для

каждого человека найти свою дорогу в жизни?

Должны ли родители помогать детям в этот трудный

период?).

Авторская позиция:

1) конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но

каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и

важно суметь преодолеть его остроту, сделать так,

чтобы противоречия не переросли в противостояние;

2) переходный возраст – это трудное время не только для

подростка, но и для родителей, от которых требуются

терпение и понимание.

 

С 7

(1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле

начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны,

поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям,

непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

(3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то

сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом,

необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной

проницательностью.

(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль,

оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды,

томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко

упрекаемые теми, кому они искренне служили. (5)Помните титана

Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? (6)Как же

отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза

прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых

варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной

действительности.

(9)10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла

границу России. (10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе.

(11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-

Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо

знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с

врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил

отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то

что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил

иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений.

(15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его

родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.

(16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а

победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый

ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность:

французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно

было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы

дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих

солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(20)К Москве подошла только половина французской армии.

(21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая

не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно

представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его,

взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили

славы победного сражения.

(24)… Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых

станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому

станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа.

(26)Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (27)Пришлось

адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился

несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего

решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если

приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила

надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем

воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает

старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и

глотает горькие слёзы.

(По В. Лаптеву)

Основные проблемы:

1) трагическое одиночество человека, избравшего для

себя путь беззаветного служения делу (почему

человек, непоколебимо верный своему призванию,

часто оказывается в одиночестве?);

2) верность человека своему долгу (что помогает

человеку не отступать от намеченного пути?);

3) роль личности в истории (какое влияние оказывает

личность на ход истории?);

4) объективная оценка исторических событий и лиц

(возможна ли объективная оценка исторических

событий и лиц?).

Авторская позиция:

1) люди часто оказываются не способны по достоинству

оценить свершения выдающихся современников, их

самоотверженное служение делу, и только

последующим поколениям вполне открывается

масштаб личности великого человека;

2) именно уверенность в своей правоте, верность своему

призванию помогает человеку выстоять в самые

трудные минуты жизни и довести своё дело до конца;

3) огромное влияние на ход исторического прогресса

оказывает личность человека, которому доверено

принимать решения, определяющие судьбы миллионов

людей, и важно, чтобы этот человек был способен

забыть о личном благе во имя долга, способен отстоять

свою позицию вопреки непониманию и жестоким

нападкам тех, кому он беззаветно служит;

4) масштаб и подлинный смысл исторических событий,

истинную роль в этих событиях отдельных людей

можно объективно оценить только по истечении

времени.

С 8

(1)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать

лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток»

добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев,

находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с

легендарным китом произошла в Тихом океане. (3)Под вечер на горизонте

китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый

кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине.

(6)Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу… (7)На земном

шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно

редко», – читал я дальше рассказ молодого научного работника

В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел,

как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны

тёмно-синие, густые. (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью.

(12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада

плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть:

море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев

кричит: «Белого, белого!» (17)Хлопает выстрел.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита?

(19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости,

душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и

зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент,

должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за

бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу

уплыть дальше в легенды.

(23)«Киты-самоубийцы» – статью с таким названием прочитал я

недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью

Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и

отмели. (26)Острые камни разрывали тела животных, многие из них,

быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.

(27)Это далеко не первый случай массового самоубийства китов.

(28)Что заставляет их «сознательно» идти на верную гибель? (29)Учёные

пока ничего не могут ответить на этот вопрос».

(30)Я отлично знаю, что уже u1076 давно существуют конвенции по

охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что

среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы,

рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в

моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося

боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря

сбрасывают отравленные воды химических заводов…

(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа

Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что

самоубийства китов – это нечто вроде акта самосожжения. (34)У них нет

иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

(По В. Конецкому)

Основные проблемы:

1) потребительское, безжалостное, бездумное отношение

человека к миру природы;

2) беззащитность мира природы перед агрессией

человечества (может ли противостоять природа

жестокости, которую проявляют по отношению к ней

люди?);

3) роль учёных в деле охраны природы (какова роль

учёных в деле охраны природы?).

Авторская позиция:

1) люди, даже интеллигентные, порой проявляют

бессмысленную жестокость по отношению к

животным, и этим наносят природе непоправимый

вред; такое отношение к природе губительно для неё и

поэтому недопустимо;

2) животные беззащитны перед жестокой агрессией

людей, не умеющих u1094 ценить их уникальность, но

защитить живую природу от уничтожения могут

только люди, осознающие важность её сохранения;

3) задача учёных – беречь уникальный мир природы, не

допускать исследований, которые могут нанести ей

колоссальный ущерб, и разъяснять несведущим

важность бережного отношения к природе.

С 9

(1)Давно мечтаю я написать книгу о чести. (2)Собрать в ней

благороднейшие поступки. (3)Примеры порядочности, великодушия,

добра, чести, красоты души.

(4)Там было бы про Петра Николаевича Лебедева, перед которым в

1911 году встал вопрос об уходе из Московского университета (тогда в

знак протеста против притеснений студентов ушли в отставку многие

профессора: К. Тимирязев, В. Вернадский, С. Чаплыгин и другие). (5)К

тому времени он с великим старанием собрал первую русскую школу

физиков. (6)Его лаборатория только начала работать. (7)Куда пойти? (8)На

что жить? (9)Его уговаривали остаться. (10)Ему бы простили это

отступничество, потому что понимали особенность его положения. (11)Но

всё же он ушёл из университета. (12)Понимал, видимо, что иначе сам себя

не простит. (13)[…]

(14)В той книге чести была бы история отношений Чарльза Дарвина

и Альфреда Уоллеса. (15)Как щедро уступали они друг другу приоритет!

(16)Уоллес прислал Дарвину рукопись своей статьи, где излагал теорию

естественного отбора, связь отбора с борьбой за существование. (17)В ней

было изложено всё, что Дарвин сам готовил к печати в своей книге

«Происхождение видов». (18)Друзья, зная, что Дарвин начал свою работу

двадцать лет назад, решили опубликовать одновременно статью Уоллеса и

частное письмо Дарвина, написанное год назад и содержащее аннотацию

своего труда, и доложить обе работы королевскому научному обществу.

(19)Уоллес заявил, что считает их действия великодушными, и никогда

позднее он не претендовал на всемирную славу, которая досталась

Дарвину и его великой книге. (20)Он же первый применил термин

«дарвинизм».

(21)Мне хотелось бы написать про учёных, которые выступали

мужественно, разоблачая собственные ошибки и заблуждения. (22)Про

русских учёных, которые снимали с себя звания академиков, если

академия поступала несправедливо.

(23)Или про сэра Барроу, английского профессора семнадцатого

века. (24)Неплохой математик, он заметил успехи нового своего ученика и

стал всюду подчеркивать его талант, признал вскоре его превосходство.

(25)Мало того, отказался от кафедры, потребовав, чтобы её занял ученик,

которого тогда мало кто знал. (26)Звали молодого учёного Исаак Ньютон.

(27)«Ваше место здесь, – сказал ему Барроу, – а моё пониже».

(28)Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о

талантливых, честных, порядочных, мужественных людях.

(По Д. Гранину)

Основные проблемы:

1) проблема гражданского мужества и поступка (какой

поступок можно назвать благородным?);

2) проблема нравственного и профессионального долга;

человеческого достоинства (может ли учёный

поступать безнравственно?);

3) проблема истинного величия человека (в чём

заключается истинное величие человека?).

Авторская позиция:

1) порядочный человек в ситуации нравственного выбора

не колеблясь поступит по законам чести и

справедливости;

2) истинная честь состоит в том, чтобы поступать по

законам своей совести;

3) известные люди велики не только благодаря своим

открытиям, они являют живой пример благородства.

С 10

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых

поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже сейчас

несуществующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно

утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу

живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица!

(4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать

знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому

прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то

требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для

меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми

являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так

или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького

человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и

ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда,

конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)Это была та живая

нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным

миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то

живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские

мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе

с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга – это весенний

солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы

детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву

семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную

духовную семью, которая не знает этнографических и географических

границ.

(14)Здесь мне придётся сделать небольшое отступление именно по

поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом

наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты,

следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на

полях – одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только

одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно

дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов

домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую

книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего

духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Основные проблемы:

1) проблема памяти (в чём заключается долг памяти

перед теми, кого уже нет с нами?);

2) детство как поэтическая пора жизни (какие чувства

вызывают у каждого человека воспоминания о

детстве?);

3) роль книги в становлении личности ребёнка (какую

роль играет книга в становлении личности ребёнка?);

4) бережное отношение к книгам (почему книги требуют

бережного к себе отношения?).

Авторская позиция:

1) близкие люди, которых уже нет с нами, всегда живы в

нашей памяти; мы благодарны им за всё, что они для

нас сделали, и, чувствуя долг памяти, мы стремимся

стать лучше;

2) воспоминания о детстве пробуждают в человеке самые

сильные и яркие чувства;

3) детская книга пробуждает душу ребёнка, соединяет его

со всем миром;

4) книга – это предмет высшего духовного порядка, и

поэтому она требует к себе особенного уважения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.