Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. социальная психология как наука



 

Содержание

1. Предмет, задачи и структура социальной психологии.

2. Возникновение и развитие социальной психологии.

3. Основные отрасли социальной психологии.

4. Методы социальной психологии.

 

Адаптация социальная1) постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

Взаимодействиепроцесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.

Взаимодействие межличностное1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле – система взаимнообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Заражение (в социальной психологии) – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственносмыслового воздействия или дополнительно к нему.

Феноменпонятия, обозначающая явление, данное нам в опыте, которое постигается при помощи чувств.

Феноменология (буквально – учение о феноменах) – учение о явлении. Феноменология означает: 1) одно из основных направлений философии, специфика которого заключается в отказе от идеализаций в качестве исходных положений и принятие единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания (Э. Гусерль) или истолкования фундаментальных структур человеческого существования (М. Хайдеггер); 2) совокупность методов выявления и конструирования феноменов и первоначального их структурирования; 3) совокупность феноменов.

 

В учебных пособиях и словарях социальная психология определяется как отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные об­щности (группы) или отдельные их представители (люди).

Предметом ее выступают социаль­но-психологические явления и про­цессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой ре­зультат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.

Задачи социальной психологии от­ражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целя­ми, которые она ставит перед собой:

— изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов;

— выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях;

— социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность;

— всеобъемлющее изучение соци­ально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализа­ции в различных общностях и условиях;

— осмысление особенностей функционирования социально-психологи­ческих явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

— исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами;

— прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических социально-психологический ана­лиз взаимодействия, общения и взаи­моотношений людей, а также факто­ров, обусловливающих специфику и эф­фективность их влияния на совместную деятельность.

Категории социальной психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает. Глав­ными, системообразующими среди них являются: взаимодействие, общение, взаимоотношения, личность, группа, коллектив, лидерство.

Теоретические основы социаль­ной психологии — это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом иссле­дования и осмысления сущности соци­ально-психологических феноменов и на основе которых делаются выводы о за­кономерностях и механизмах их фор­мирования и функционирования.

Социальная психология как наука выполняет следующие функции: методологическую; теоретико-познавательную; мировозренческую; регулятивную; прогностическую; аксиологическую.

Основными разделами социальной психологии являются:

1. Психология совместной деятельности и общения. Она изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности.

2. Социальная психология личности. Изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.

3. Психология межличностных отношений. Рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (типа симпатий, совместимости, срабатываемости), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия.

4. Психология социальных групп. Исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей.

Социальная психология – отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли книги психолога В. Макдаугалла «Введение в социальную психологию» и социолога Э. Росса «Социальная психология», заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине.

В истории развития социальной психологии выделяют четыре этапа (рис.1).

1-й этап. Родоначальниками накоп­ления социально-психологических зна­ний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппок­рат, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанав­ливали определенные психологические закономерности социального поведе­ния индивидов, выявляли мотивы объе­динения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Дани­левский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни

 
 

 

 


Рис. 1. Этапы развития социальной психологии

 

с ее характерными социальными взаимоот­ношениями и традициями, накаплива­ли и обобщали результаты немногочис­ленных исследований закономерностей уже известных социально-психологи­ческих явлений и процессов — обще­ния и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-пси­хологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психоло­гии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального по­ведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превра­щения социальной психологии в само­стоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представи­телей основных школ психологичес­кой науки на Западе: сначала бихевио­ризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию соци­ально-психологических исследований и применению их результатов на прак­тике придавали войны и военные кон­фликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с пред­отвращением и профилактикой отри­цательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социаль­ной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затра­гивающих все стороны жизни и дея­тельности людей.

4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно на­чинает превращаться в сугубо экспе­риментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и раз­рабатывающую специфические мето­дики изучения социально-психологи­ческих феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и дея­тельности людей.

Начало научного этапа развития связывают с работами В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева.

Большой вклад в развитии социальной психологии в России внесли: Г.В. Плеханов, Н.К. Михайловский, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Е.С. Кузьмин, А.К. Ковалев, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова, Г.А. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Донцов. К сожа­лению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причи­нам практически не развивалась.

Внутри социальной психологии начи­нают зарождаться и в 60-90-е годы наи­более продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли (рис.2). Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают и определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

 


Рис. 2. Отрасли социальной психологии

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

Теперь рассмотрим методы исследования, применяемые в социальной психологии.Методы социальной психологии представляют собой совокупность спо­собов и приемов исследования конк­ретных социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдениенаиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; вневключенном этого не требуется.

Экспериментметод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может бытьлабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельностиметод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опросметод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бываетписьменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге;устным, когда вопросы ставятся устно, и в формеинтервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Тестированиеметод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и не формальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Дайте определение предмета социальной психологии.

2. Какие основные задачи ставит перед собой социальная психология.

3. Перечислить и охарактеризовать методы социальной психологии.

4. Какова история возникновения социальной психологии.

5. Как бы Вы определили задачи социальной психологии в педагогической сфере? Чем могут помочь знания по этому предмету педагогу-практику или школьному психологу?

 

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская А. А. Современная социальная психология на западе. – М.,1978.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Избранные психологические труды. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980.

4. Битянова М. Р. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

5. Ковалев А. Г. Курс по социальной психологии. – Л., 1972.

6. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.

8. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

9. Социальная психология (Под редакцией Е.С. Кузмина, В.Е. Семенова) – Л.: ЛГУ, 1979.

10. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995.

 

 

Тема 2. Общение как соцально-психологическое явление

 

Содержание

1. Понятие общения.

2. Средства общения.

3. Виды общения. Уровни общения.

4. Функции общения.

5. Критерии удовлетворенности общением.

 

Аттракция (привлечение) – это особая форма познания другого человека, которая основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Идентификация – 1) опознание чего – либо, кого – либо; 2) уподобление, отождествление с кем – либо, чем – либо.

Каузальная атрибуция – это универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей.

Социальная перцепция – это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная рефлексия – способность человека представить, как он воспринимается партнёром по общению.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения.

Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л. П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М., 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г. М. Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. В следующих главах эти аспекты будут представлены более подробно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция (см. определения в следующих главах) изучаются в качестве основных функций общения.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена, на наш взгляд, является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека. Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение - с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействие определяется влиянием речи на другого или других. Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, насколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.

Речь осуществляется посредством языка - знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином виде. Язык столь социален по своей функциональной сущности, что профессионалы - языковеды не однажды оказывались в рядах социальных психологов, начиная с момента возникновения социальной психологии как науки. Современное общество обладает множеством знаковых систем, хотя вполне очевидна тенденция к их некоторой интеграции, усилившаяся с развитием компьютерной связи. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения.

Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человека случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне только паралингвистических средств. Например, когда два незнакомых человека с интересом рассматривают друг друга.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соедине­ния в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возмож­ным общение при помощи языка: если я говорю “стол”, я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Выделяют различныевиды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение “лицом к лицу”, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информацию невербальными средствами. Допустим, что волнующийся человек стремится убедить другого, что он абсолютно спокоен. Однако его будут выдавать быстрый темп речи, взгляд, суетливые движения и все то, что можно назвать контекстом взаимодействия. При опосредованном общении субъекту значительно легче скрыть часть информации или передать ее искаженный вариант.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т.е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. В любом случае прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Вполне очевидно, что при таком взаимодействии человек не получает полной информации. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей, рассредоточенных на огромных территориях, в одно время, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки. Обратная связь при массовом общении очень сложна и практически не существует в непосредственном виде.

Общение может происходить на разных уровнях.Исследуя структуру общения и учитывая неразрывную связь общения с деятельностью, социальными, общественными отношениями, обычно выделяют три уровня общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень (Ломов Б.Ф., 1984).

Макроуровень – выражается в том, что человек общается с другими людьми соответственно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.

Мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.

Микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях - простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический и др.

Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Различают фатический, информационный и личностный уровни общения (Андриенко Е.В., 2000).

Самый примитивный уровень общения -фатический (от лат. fatuus - глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция -соглашение). Если слово фатический указывает на его простоту, то слово конвенциональный определяет его стандартизацию. Стандартизация общения, в свою очередь, происходит в таких социальных ситуациях, которые являются обычными, хорошо знакомыми индивидам и поэтому взаимодействие происходит на уровне простой привычки. Такое общение не требует никакого осмысления, не содержит в себе никаких позитивных или негативных моментов: оно не является источником активности человека. В то же время не следует его недооценивать. Фатическое общение необходимо в стандартизированных ситуациях. Если оно не адекватно ситуации, то человек может столкнуться с негативными социальными санкциями. Часто данный уровень общения определяется этикетными нормами социального слоя, представителем которого являются субъекты взаимодействия. Особенность данного уровня общения заключается также и в том, что субъект не получает никакой новой информации.

Следующий уровень общения –информационный.На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Следует отметить, что информационный уровень не связан только с содержанием разговора. Это может быть также информация паралингвистического, контекстного плана. В любом случае данный уровень способствует активному включению человека в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе одного разговора. Например, диалог начинается как информационный, но постепенно переходит к фатическому уровню или наоборот.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т.д. Это особые ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный. Личностный уровень является глубоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними. Личностный уровень общения во многом определяется тождественностью ценностных ориентации взаимодействующих субъектов и возможностями общающихся постигать сущность явлений окружающего мира посредством озарения (инсайта) в процессе взаимодействия.

Личностный или духовный уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень является просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Что касается фатического и информационного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст. Так, фатический уровень может осуществляться при этикетных нормах (просоциальный) и вульгарных (антисоциальный). То же самое можно сказать и об информационном уровне. Следует также добавить, что информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как просоциальным, так и антисоциальным.

Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим.Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся. Содержание диалога включает в себя проблемы и нерешенные вопросы. В то же время диалог позволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу.

Особое значение диалогическое общение приобретает в педагогике при всех процессах обучения и воспитания. Изначально диалог как уникальный метод познания мира и нахождения истины был предложен великим греческим философом Сократом. Поскольку Сократ не вел никаких записей, его диалоги были представлены в работах его не менее знаменитого ученика - Платона. Вслед за Сократом Платон считал, что с помощью диалога можно определить сущность вещи. Чтобы познать истину, человек должен уметь ставить вопросы и давать на них ответы. Педагогическая сущность диалогического общения по Сократу и Платону заключается в том, что оно должно побуждать в других стремление к истине. Обучающий, который обладает диалогическим методом, имеет возможность выяснить те знания, которые есть у собеседника и дать ему ту необходимую информацию, которая обеспечит относительно самостоятельное решение проблемы учеником в зоне его ближайшего развития. Диалогическое общение в таком контексте дает возможность сделать вполне доступным понимание сложной задачи для любого ребенка, даже не совсем подготовленного.

Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое. Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают авторитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязывать их ему в категоричной форме. Иногда императивное общение проявляется при формальных отношениях на уровне “начальник - подчиненный”. Нормативным императивным общением следует считать общение в армии, где жесткая субординация определяет качество военной дисциплины. В то же время следует иметь в виду, что императивное общение на уровне неформальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера – его основная задача. Если же субъект желает скрыть стремление подчинить своей воле другого человека во время взаимодействия, то такое общение уже приобретает манипулятивный характер.

Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный переченьфункций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др. Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то Е. В. Андриенко выделяет совокупность трех групп функций:

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность -общество. Естественно, классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии.

Инструментальная функция общения представляет особый интерес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, такими как, например, природа. Несмотря на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не входит в предмет социальной психологии.

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности общением. Почему индивид с удовольствием общается с одним человеком и стремится избежать контактов с другим, даже в том случае, когда ему это необходимо? Чем вызвана такая всеобщая избирательность при взаимодействии? Каковы наиболее общиекритерии удовлетворенности общением? Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другим. Чем большее количество потребностей удовлетворяется, тем более вероятно, что взаимодействие будет поддерживаться и продолжаться. Среди всего многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е.Литвак).

Если общение инициирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к тем или иным действиям, то можно с уверенностью сказать, что в данном случае удовлетворяетсяпотребность в стимуляции. Человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наиболее важна социальная стимуляция в подростковый период развития человека, когда он ориентируется на референтных для него сверстников и взрослых. Не стоит удивляться, если совершенно разные субъекты, не имеющие на первый взгляд ничего общего, успешно общаются друг с другом длительное время: они удовлетворяют потребность в стимуляции. Именно это обстоятельство объясняет длительное взаимодействие людей, обладающих разным уровнем культуры. Школьным учителям приходится довольно часто наблюдать детскую дружбу, основу которой представляет именно данная причина.

Наряду с потребностью в стимуляции при общении должна удовлетворятьсяпотребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизменные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают. Людям становится скучно, неинтересно друг с другом, и они стремятся прервать общение. В то же время общение может включать в себя весьма сомнительную замену реальных событий - обсуждение других людей на основе слухов и сплетен. Большинство людей, принимающих активное участие в распространении подобной информации, как правило, имеют мало интересных событий в собственной жизни, что компенсируется неподдельным интересом к жизни других людей. Однако общение, включающее в себя подобное содержание, на самом деле не удовлетворяет потребность человека в событиях, а лишь заменяет ее на квазиуровне.

Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность актуализируется и индивид начинает ее осознавать. В такой ситуации у субъекта может развиться специфическое состояние социальной депривации - лишение чувства социальной поддержки, неуверенность в себе, растерянность и т.д. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, которое, в свою очередь, поддерживает его самоидентификацию. Процесс самоидентификации требует опоры на других не в меньшей степени, чем опоры человека на самого себя.

Важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы в процессе общения, являютсяпотребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям. А. Маслоу, выделяя высшие и низшие потребности человека, отмечал, что высшие потребности, не являясь насущными, часто игнорируются людьми, поскольку “по сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется просто роскошью” (Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб., 1999. - С. 156).

Удовлетворениепотребности в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Э.Берн выделял различные виды структурирования времени, которые он определял как способы времяпрепровождения: ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры (см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди... - Л., 1992). Нормальному человеку необходимы различные способы времяпрепровождения и их относительная динамика. К ритуалам относятся все виды конвенционального общения, связанные с общепринятыми нормами. Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий. Общение, сопровождающее развлечения человека, связано с занятиями, доставляющими удовольствие. Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением в отличие от игр (имеются в виду социальные игры - действия со скрытыми мотивами), включающих в себя манипулятивное общение.

Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Если все перечисленные выше потребности будут удовлетворяться во время общения, то, скорее всего, оно будет долгим и продуктивным, если же нет, то, вероятнее всего, оно прервется или будет осуществляться время от времени с большими интервалами. Полноценность общения зависит также от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами можно считать принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов. Чтобы состоялось продуктивное общение субъектов разных возрастных категорий и разного социального статуса, необходимо предпринимать специальные попытки, как и в педагогическом общении.

Вопросы для самопроверки и рассуждений

1. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?

2. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

3. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течениеXX века? Как они могут дальше меняться в следующем столетии? Почему?

4. На каком уровне возможно диалогическое (манипулятивное) общение?

5. Какие функции общения вы знаете?

Литература

1. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М.,2000

2. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1995.

3. Брушлинский А. В., Поликаров В. А. Мышление и общение. - Минск, 1990.

4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.

5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М 1987.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.

7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя -М.,1987.

8. Ломов Б. Ф. Общение и психические процессы // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

9. Мудрик А. В. Общение школьников. - М., 1987.

10. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

11. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

 

Тема 3. МАЛАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Содержание

1. Малая группа: понятие и сущность.

2. Групповое поведение и групповая динамика.

3. Особенности принятия решений в группе.

4. Социометрическаятехника.

Структура социальной власти в малой группе -это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

Лидерствоспонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Различают инструментальное лидерство и экспрессивное лидерство.

Групповые нормыэто определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения с членами группы.

Конформизм- это подчинения суждения или действия личности групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность.

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии.

Критерии выделения малой группы: немногочисленность членов группы; объединение участников общей деятельностью; непосредственное личное общение между членами группы; наличие общих групповых норм и развитой структуры; чувство принадлежности к данной группе.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов:

• чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней при­влекательных для себя людей, тем больше вероятности получить помощь в случае необходимости;

• чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что мо­жет привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных ее участников.

Малая группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Социально-психологический анализ группы может быть осуществлен с помощью двух параметров: собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.

К первым относятся: композиция группы, структура и групповые процессы.

Композиция группы или ее состав - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной и половой состав, национальность, социальное положение и т.д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней (структура предпочтений или социометрическая структура, структура власти и коммуникаций).

К групповым процессам относятся такие показатели динамики как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

Ко второй совокупности показателей относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы.

Классификация групп по различным основаниям: 1) лабораторные и естественные; 2) формальные и неформальные; 3) первичные и вторичные; 4) группы членства и референтные группы; другие.

Лабораторные группы специально создаются для участия в эк­спериментах, естественные функционируют в реальных жизнен­ных ситуациях.

В первичных группах происходят непосредственные контакты (семья, друзья), члены вторичных групп не связаны интимностью отношений (трудовые, политические, религиозные).

Особо выделяются референтные группы. Основные значения референтной группы: группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях; группа, которая служит эталоном для оценки личного пове­дения; группа, членом которой индивид стремится стать.

Преимущества членства в малой группе:

а) группа дает возможность объединения ресурсов, которыми располагают разные люди (информация, взгляды, средства) для более эффективного решения проблемы;

б) участие в группе повышает индивидуальную мотивацию, возрастает ответственность за свои действия, их качество и эффективность;

в) группы лучше, чем индивид, предвидят трудности, обнаружи­вают слабые стороны, что приводит к более качественным решениям;

г) решения группы лучше воспринимаются, чем решения ин­дивида;

д) работа в группе чаще вызывает большее удовольствие, чем работа в одиночку: группа способствует партнерству, обеспечивает возможность проверки идей и чувств, формирует ощущение собственной необходимости, предоставляет средства для самоутверждения. Ограничения, которые накладывает группа на индивида:

а) личные цели могут прийти в противоречие с групповыми целями, что может побудить некоторых людей использовать груп­пу для достижения собственных целей, даже если тем самым это мешает выполнению групповых задач;

б) в процессе принятия решений могут доминировать лишь несколько сильных настойчивых членов, лишающие других возможности высказаться и быть услышанными, при этом значение имеет реальный или воображаемый статус участников: члены группы могут не решиться критиковать суждения индивидов с более высоким статусом, а индивиды с низким статусом могут быть исключены;

в) чем больше группа, тем труднее прийти к консенсусу — некоторые члены группы, продвигающие и настаивающие только на своих решениях и не желающие идти на компромисс, могут разру­шить принятие группового решения:

г) часто для достижения группового решения требуется значи­тельно больше времени, чем при индивидуальном решении;

д) уровень риска, на который готова пойти группа, выше сред­него риска, допускаемого индивидом (так называемый эффект «сдвига риска»).

Причины сдвига риска:

1) разделение ответственности: участник группы несет ответственность за принятое решение не единолично, но разделяет ее с группой;

2) роль лидера: лидер, подтверждая свой статус, предпочитает уровень риска выше среднего, принимает смелые решения, обеща­ющие успех;

3) во время принятия решений участники обсуждения сравни­вают готовность к риску разных членов группы, чтобы установить собственную меру риска. Если оказывается, что их уровень значи­тельно ниже среднего для группы, это может вызвать беспокойство и опасения по поводу того, как к этому отнесется группа. В резуль­тате принимается решение с более высоким уровнем риска.

Групповая структура — это система иерархически расположен­ных внутригрупповых отношений. В группе можно выделить два уровня, или аспекта взаимодействия между ее членами: первый связан с выполнением группой поставленных перед нею задач, это так называемая инструментальная функция группы. Второй уровень связан с установлением и поддержанием отношений между члена­ми группы, это так называемая эмоциональная или экспрессивная функция группы.

Два уровня групповой деятельности — инструментальный и экспрессивный — требует двух типов лидерства. Исследования по­казывают, что в любой группе один и тот же человек не может яв­ляться одновременно идейным лидером и самым уважаемым чело­веком. Складывается модель двойного лидерства.

Централизованная и децентрализованная коммуникационные структуры по-разному влияют на возникновение лидерства, разви­тие группы и удовлетворенность ее членов. Централизованная структура усиливает возникновение лидерства и организационное развитие группы, но препятствует эффективности решения слож­ных задач и уменьшает удовлетворенность членов группы. Виды централизованной структуры: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децен­трализованная коммуникационная структура эмоционально воспри­нимается как более теплая, повышает чувство удовлетворенности членов группы, однако может увеличивать время решения задачи, отрицательно влиять на эффективность работы. Виды децентрализованной коммуникативной структуры: цепная, круговая, полная или неограниченная.

Групповые роли - это функции участников, которые они выпол­няют в групповой деятельности. Член группы может быть нацелен: на выполнение задачи; на улучшение или улаживание отношений между членами группы; на удовлетворение личных потребностей, не связанных с це­лями группы.

На каждом из перечисленных выше уровней можно выделить следующие ролевые функции, выполняемых членами группы;

1. Роли, ориентированные на решение задачи:

1) инициирование — член группы определяет проблему, пред­лагает методы, цели, процедуры, новое направление;

2) информационный поиск — ищет факты, точки зрения, соот­ветствующую информацию, касающуюся проблемы;

3) передача информации;

4) передача мнений, оценок, убеждений, своих чувств по пово­ду обсуждения;

5) прояснение или проработка - разрабатывает идеи других, предлагает примеры, иллюстрации, пытается устранить путаницу, ввести ясность;

6) координирование — обобщение идей, сведение различных предложений;

7) оценивание — оценивает решения и предложения группы, помогает установить стандарты суждений;

8) обеспечение консенсуса — контролирует состояние группо­вого согласия.

2. Роли, ориентированных на поддержание отношений в группе:

1) ободрение и поддержка — проявляет теплоту, восприимчи­вость, отзывчивость к другим, хвалит другого и его идеи;

2) гармонизация - выступает посредником между участника­ми и пытается снизить уровень напряженности в группе, используя юмор или иные способы;

3) привратник — пытается держать открытыми коммуникаци­онные каналы, помогает сдержанным членам группы вносить свой вклада группу, поддерживает дискуссию, если в ней доминируют только один или два человека;

4) компромисс - готов идти на компромисс, чтобы поддержать сплоченность группы.

3. Роли, связанные с ориентацией на себя, чаще всего нарушающие работу группы:

1) блокирование — член группы не согласен и отвергает уси­лия, демонстрирует, что ничего не достигнуто;

2) агрессивность — критикует, обвиняет других, снижает само­оценку других членов группы, чтобы возвысить свой собственный статус;

3) стремление к признанию — пытается стать центром внима­ния, хвастаясь своими достижениями в большей мере, чем группо­выми задачами, говорит громко, демонстрирует необыкновенное; поведение;

4) уход — проявляет безразличие, мечтательность или хмурость,

5) доминирование — настаивает на собственной правоте, пре­рывает других, указывает направления, по которому должна идти группа;

6) стремление исповедоваться — использует других членов груп­пы в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентирован­ные на группу, чувства и мысли;

7) стремление к помощи - пытается вызвать симпатию или жалость у других членов группы.

Причины подобного поведения могут быть связаны:

а) с проблемой идентичности, поиском ответов на вопросы - кто я в этой группе, где мое место, какой вид поведения принят здесь;

б) с проблемой целей и потребностей — что я хочу от группы, соответствуют ли цели группы моим целям, что я могу предложить группе;

в) с проблемой власти, контроля и влияния - кто будет конт­ролировать то, что я делаю, каким качеством власти и влияния я обладаю;

г) с проблемой интимности — насколько близки мы друг с дру­гом, насколько можно доверять друг другу и как повысить уровень доверия.

Групповая динамика это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу. Этапы или фазы развития группы:

1. Фаза ориентации (адаптационная, пассивного напряжения). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится или не нравится, примут ли меня. Члены группы (скрыто или открыто )ждут объяснений цели, пла­нов деятельности. Поскольку они друг друга еще не знают, то опа­саются вести себя активно, наступательно, соответственно уро­вень несогласия между ними невысок. К. Роджерс описывал эту фазу как период осматривания, кружения на месте, смущения, светского разговора, фасадного общения, отказа от личностного самовыражения.

2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе людей волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей и меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное на­пряжение, участники открыто не соглашаются друг с другом, про­исходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе важно управлять конфлик­том, не подавляя его и не уходя от него;

3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно рабо­тающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации правил игры, т. е. норм, оп­ределяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределен­ность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит дру­гим целям — изменению формы разногласий — от прямой оппози­ции к высказыванию предложений;

4. Фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советуется, критикует, прини­мает решения, характеризуется высокой сплоченностью, но не по­давляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждеб­ные чувства. В группе создана структура со множеством изменяе­мых ролей. Замечено, что чем меньше времени существует группа, тем меньше проявлены эволюционные фазы развития. В этом слу­чае деятельность группы построена на концепции динамического равновесия между напряжением и сплоченностью.

Средства, стимулирующие деятельность группы:

а) устранение изначальной неуверенности с помощью ясной и точной информации;

б) указание на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из членов;

в) использование различных технических приемов для разно­образия групповой деятельности.

В целом, можно условной формулой отобразить привлекательную для членов группы деятельность: интерес + активность + общение + личность руководителя + общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + успех + торжество и ощущение личной значимости.

Чем больше времени существует группа, тем с большей степе­нью вероятности запускается механизм групповой динамики. Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.

Групповая сплоченность - это степень взаимной привлекатель­ности членов группы и группы как целого. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценнос­ти группы для индивида:

1) удовлетворение личных потребностей индивида в группе или при помощи группы;

2) симпатии между членами группы;

3) усилия, которые приложил участник, чтобы попасть в груп­пу;

4) дружеская атмосфера;

5) престиж группы;

6) соперничество с иной группой;

7) отрицательное отношение, неприязнь со стороны общества.

Барьеры на пути к групповой сплоченности:

• внутригрупповая конкуренция, когда каждый член группы ви­дит в других угрозу;

• наличие субгрупп, вызывающих феномен дискриминации (чем больше группа, тем ниже сплоченность). Факторы сплоченности:

• лидерский стиль,

• размер группы,

• психологическую совместимость членов группы,

• эффективное участие в работе группы.

Особенности принятия решений в группе. Группа постоянно принимает решения. В случае, когда необходимо сделать выбор — принимать решение группой или нет, нужно ответить на ряд вопро­сов. Среди них:

1. Имеется ли в группе эксперт по этому вопросу? Если да, то решение должен принимать он.

2. Ограничено ли время? Если да, то решение н







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.