Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 9. Феномен одиночества в социальной психологии



 

Содержание

1. Одиночество: философский и социально-психологический аспекты одиночества.

2. Причины, виды одиночества и его переживание

 

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Одиночество – это специфическая ситуация, сложившаяся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

Ситуацияэто тип взаимодействия субъекта с окружающим миром, характеризующийся относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд.

Теоретическое и художественное осмысление проблемы одиночества имеет древние традиции в целом ряде наук о человеке. Это – философия, психология, медицина, социология, педагогика. Тема одиночества нашла также широкое отражение во всех мировых религиях и в творчестве многих выдающихся писателей и поэтов.

В философии проблема одиночества вызывала интерес у мыслителей, придерживавшихся самых разных ориентаций. Г.В.Ф.Гегель и К.Маркс – использовали более общее понятие "отчуждение" и придавали ему явно негативную смысловую окраску. В их представлении это – своеобразная социальная "болезнь", корни которой, скорее, в системе, нежели в самом человеке.

Даже анализ только философской литературы показывает, что понятием "одиночество" можно обозначить отличающиеся друг от друга явления. В одних случаях под ним подразумевается пространственно-временная (физическая) изолированность человека от других людей. В других – отсутствие у него близких отношений, взаимопонимания с людьми при наличии для этого всех объективных возможностей. Одиночеством называют и добровольный отказ от взаимодействий с социальным окружением или сознательное нежелание сближаться с кем бы то ни было, и вынужденное ограничение моторно-визуальных и (или) информационных связей на тот или иной промежуток времени.

Зарубежными социальными психологами одиночество трактуется как психическое состояние или переживание Р.С.Вейс, У.А.Садлер и Т.Б.Джонсон, В.Серма, Д.И.Янг и др.. При этом обращается недостаточное внимание на его объективную сторону, а позитивные переживания одиночества практически не изучаются.

В отечественной психологии проблема одиночества изучалась намного меньше. Она рассматривалась в работах В.Г.Асеева, Е.В.Бондаревской, В.С.Гершунского, Е.И.Головахи и Н.В.Паниной, В.В.Давыдова, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, Л.И.Кононовой, О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева, Р.С.Немова, Ю.М.Орлова, З.Н.Сафиной, Ю.М.,Швалба и О.В.Данчевой. и др., но чаще в общем виде. Имеется явный недостаток эмпирических исследований. В работах указанных авторов в основном анализируются те же положения и идеи, что и в зарубежных исследованиях, хотя обращается большее внимание на позитивные переживания одиночества.

Одиночество человека – сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Многие годы у нас поддерживался тезис о том, что одиночество – неизменный спутник отчуждения – присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе в силу его гуманистического характера одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью.

Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, отчаяние, одиночество.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и обычных людей, не обладающих выраженными талантами. Хорошо известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда такая потребность актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей и условий для ее удовлетворения также может вызывать негативные последствия.

Научная объективность требует, чтобы явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Одиночество нельзя сводить к психическому состоянию только с отрицательной модальностью переживаний. Это – гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, который может приводить к возникновению разнообразных психических состояний и переживаний.

Центральным в содержание одиночества является понятие «ситуация», которая понимается как некий тип взаимодействия субъекта с окружающим миром, характеризующийся относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла (Б.С.Алишев). Ситуация в строгом смысле является ни объективным явлением, ни субъективным явлением. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные ситуации, которые часто повторяются и в которые попадают совершенно разные люди.

Одним из понятий, обозначающей человека на ситуацию, в том числе ситуацию одиночества, является понятие «переживание».Переживание у него оказывается связанным с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать её, справиться с ней. Это и означает пережить что-то. Критическая ситуация определяется им как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации необходимостей своей жизни. Четыре ключевых понятия, которыми описываются критические жизненные ситуации – стресс, фрустрация, конфликт, кризис. (Василюк Ф.Е.)

Классификация видов одиночества проведена по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим социальным миром, б) по временной протяженности (длительности), в) по происхождению (причинам, факторной структуре). В рамках первого основания классификация мы выделили ситуации одиночества 4 уровней:

а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;

в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;

г) духовное одиночество, понимаемое как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.

Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. Одиночество нужно считать эпизодическим, если оно в любой момент может быть прекращено самой личностью, или, если ей известно, когда оно будет прекращено в результате наступления определенных событий. Хроническим же будет такое одиночество, временная перспектива которого бесконечна или неопределенна в направлении будущего и уже достаточно велика в направлении прошлого.

По третьему из приведенных оснований выделяются две сильно отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное. В объективном плане отличие между ситуациями крайне мало. Например, в обоих случаях человек может быть лишен возможности в течение определенного времени с кем-нибудь поговорить, но в первом – это его личный выбор, его собственное желание, или его сознательная жертва, а во втором – все происходит вопреки его желаниям.

Выделение указанных разновидностей связано с причинами, приводящими к ситуации одиночества. Их можно сгруппировать следующим образом:

- причины, исходящие от самой личности;

- причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.);

- причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий других людей).

В свою очередь, первая группа причин делится на две подгруппы: а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству; б) тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, затрудняющих коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.

Очевидно, что только при наличии собственного стремления человека к тому, чтобы остаться одному, можно говорить о добровольном одиночестве. Все остальные случаи будут восприниматься личностью как вынужденное одиночество. Даже если оно является следствием ее собственных черт характера (застенчивость, робость и др.), но не желания, она будет винить себя, казнить и, конечно, ни о какой добровольности здесь нет и речи. Для обозначения этих двух разновидностей одиночества используют понятия "уединение" и "изоляция".

Причины одиночества чаще всего проявляются в комплексе, т.е. в определённой взаимосвязанности и взаимообусловленности. В этом комплексе можно выделить например, наличие неблагоприятной обстановки в семье, конфликтные отношения со сверстниками, позицию «изолированных» и отвергаемых. Описать разнообразие причин практически невозможно. Следует отметить, что такие причины существуют объективно и независимо от самой личности. Поэтому следует говорить о функционировании одиночества как объективного явления. Однако объективные причины преломляются через личность и приобретают субъективный характер. Так, неадекватная идентичность как результат не разрешившегося возрастного кризиса может привести личность к одиночеству.

Ключевым звеном возникновения одиночества является сам субъект, то есть внутренние причины находятся в самой личности, в его личностных особенностях, в структуру которых входят направленность, характер, чувства и способности, вся система, навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт человечества, особенности природно-биологической организации Несомненно, что некоторые личностные характеристики ведут к одиночеству. Например, неадекватная самооценка, застенчивость, тревожность, некоммуникабельность. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляются напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности либо агрессивности. Учащиеся с низким уровнем коммуникативных связей в дальнейшем могут стать отчуждёнными, эгоцентричными. Данное положение имеет с принципиальное значение. Диагностируя вышеназванные личностные особенности педагоги и специалисты могут выявить предрасположенность личности к одиночеству, что позволяет вести определённую работу по её профилактике.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение понятий «Одиночество», «Переживание», «Ситуация». Проанализируйте соотношение этих понятий.

2. Перечислите и дайте характеристику основных воззрений на одиночество.

3. Как Вы можете определить феномен одиночества.

4. Какие виды одиночества Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них..

5. Какие причины возникновения одиночества Вы знаете?

 

Литература

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной ус­тойчивости человека. – Казань: Изд-во КГУ, 1987. – 230с.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. –М.: Наука, 1977. – 224с.

3. Алишев Б.С. Психологические проблемы построения теории ситуаций и ее приложения к педагогическим взаимодействиям // Социально-психологические проблемы среднего профессионального образования. – Казань: ИСПО РАО, 2002. – С. 4-24.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во ИПП, 1995. – 352с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: МГУ, 1980. – 192с.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – 142с.

7. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. – М., 1972. – 244с.

8. Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Кн.1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

10. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – Казань, 1994. – 167с.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.