Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях носят подвижный характер и определяются правовым положением, содержанием деятельности и конкретными задачами. Для охраны общественного порядка в зоне аварии организуется патрульно-постовая служба. При этом используются как виды нарядов, предусмотренные действующим Уставом ППСМ, так формируются специальные наряды и группы, предназначенные для выполнения специфических задач в зоне аварии. К первой группе относятся пешие патрули и посты, патрули на автомобилях, «традиционные» наряды, задачей которых является охрана общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан как в зоне аварии, так и на примыкающей территории. Особенности организации и тактика несения службы этими нарядами обусловлены рядом обстоятельств, как правило, сопутствующих аварии: наличие жертв из числа граждан, а иногда и сотрудников милиции; угроза возникновения паники; нарушение путей сообщения и линий связи; наличие большого количества товарно-материальных ценностей, временно оказавшихся без охраны; хаотическое, неорганизованное перемещение населения; повышенные физические и психические нагрузки на личный состав; возможная активизация преступного элемента в зоне аварии, а также другие дестабилизирующие факторы. Таким образом, к обычным обязанностям по поддержанию общественного порядка на заданных маршрутах и прилегающей территории добавляются специфические: контроль за обстановкой в зоне аварии, оказание помощи по спасению людей и материальных ценностей, разъяснение населению обстоятельств происшествия, предупреждение и пресечение распространения ложных слухов, выявление и задержание провокаторов и подстрекателей. Как правило, в условиях аварии возникает потребность в выставлении дополнительных постов охраны. Эти посты выставляются; для охраны специальных объектов в пунктах сбора вывозимого (эвакуируемого) имущества (когда его охрана не может быть обеспечена силами собственника); в пунктах сбора эвакуируемых из зоны аварии, а также в местах хранения останков погибших. В обязанности этих нарядов входит, помимо охраны имущества, допуск уполномоченных лиц, а также контроль за законностью вывоза охраняемого имущества. На основных магистралях, ведущих в зону аварии, выставляются контрольно-пропускные пункты, которые предназначены для регулирования беспрепятственного проезда специальных формирований и выезда транспортных средств с пострадавшими и имуществом. Ко второй группе организационно-правовых форм построения охраны общественного порядка относятся группы, которые создаются исходя из конкретных условий аварии. Так, при необходимости изоляции зоны аварии производится ее оцепление, для чего формируется группа оцепления, которая в зависимости от обстановки выполняет свои функции путем выставления постов или сплошных цепочек по периметру зоны. Ее задачи – не допустить к месту происшествия притока посторонних граждан и транспортных средств, задерживать правонарушителей, пытающихся скрыться из оцепленного района или проникнуть через рубеж оцепления, и направлять их на фильтрационный пункт. При необходимости эвакуации пострадавшего населения, задержанных, а также материальных ценностей формируется группа эвакуации. Сотрудники этой группы обходят дома и квартиры, разъясняют гражданам необходимость эвакуации, принимают меры по охране оставленных жилищ. Кроме того, они привлекаются для сопровождения автобусов с эвакуируемыми к посадочным площадкам, обеспечивают установленную очередность посадки и др. Группа патрулирования предназначается для охраны общественного порядка, рассредоточения мелких групп нарушителей, задержания разыскиваемых преступников и иных противоправных действий в зоне аварии и формируется из личного состава патрульно-постовой службы и военнослужащих внутренних войск. В зависимости от причин и масштаба аварии, катастрофы могут создаваться и другие группы. В то же время успешное выполнение задач каждым сотрудником милиции независимо от вида наряда или группы, прямо зависит от знания им некоторых общих положений и правил, характерных для любых аварий и катастроф. Это относится к механизму поведения людей, оказавшихся в зоне аварии и подвергшихся в результате этого физическим и (или) психологическим травмам. Вступая в служебные контакты с такими людьми, тем более применяя те или иные формы административного принуждения, сотрудник милиции должен учитывать, что сразу после аварии большинство из них прибывает в состоянии острого психологического шока. Эти люда плохо понимают, что произошло, но у них резко снижается способность к целенаправленным действиям. Затем шоковое состояние постепенно проходит и наступает депрессия. Необходимо учитывать это и отличать злостное неподчинение своим требованиям от естественной в экстремальных условиях растерянности. Другое, общее для всех сотрудников, требование касается максимальной собранности и внимательности. Необходимо фиксировать малейшие изменения в поведении людей, которые являются признаком обострения обстановки, возникновения паники, указывают на назревание беспорядков, и принимать меры к своевременному их устранению.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|