Действия ОВД в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Условно процесс ликвидации последствий ЧС может быть разделен на шесть этапов: – реагирование на сообщение о ЧС; – оценка обстановки, сложившейся в результате происшествия; – принятие решения; – реализация принятого решения; – эвакуация; – организация охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия. Каждому этапу присущи свои цели и задачи, которые определяют характер и содержание работы различных подразделений и служб органов внутренних дел. Реагирование и управленческое воздействие органов внутренних дел на конкретное стихийное бедствие начинается с момента поступления первичной информации в дежурную часть. Ha первом этапе полученная дежурным по органу внутренних дел информация вначале уточняются с учетом получения следующие дополнительные сведения: – о месте, времени и виде стихийного бедствия; – о наличии человеческих жертв и количестве пострадавших; – о разрушениях и пожарной обстановке; – о степени угрозы населению прилегающих районов. По возможности уточненная и проверенная информация немедленно докладывается руководителю органа внутренних дел, а по его указанию – в органы государственной власти и управления, комиссию по чрезвычайным ситуациям, прокуратуру, органы безопасности. После получения информации руководитель органа внутренних дел отдает распоряжение оперативному дежурному: – провести оповещение членов штаба и других по схемам оповещения и спискам; – установить и поддерживать устойчивую связь с подразделениями, расположенными в районе стихийного бедствия в целях получения необходимой информации о состоянии и изменениях обстановки; – поддерживать постоянную связь с заинтересованными органами, учреждениями и организациями. Этап оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия На этом этапе руководитель органа внутренних дел: – уточняет у руководителей подчиненных подразделений информацию о стихийном бедствии и ставит им соответствующие задачи; – докладывает устно в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, руководителям органов государственной власти и управления о состоянии оперативной обстановки в районе стихийного бедствия, принятых и предлагаемых мерах по стабилизации этой обстановки; – обменивается необходимой информацией и координирует свои действия с командованием внутренних войск МВД и МО, руководством исполнительных местных и распорядительных органов, комиссией по чрезвычайным ситуациям, прокуратурой и подразделениями, непосредственно участвующими в ликвидации последствий стихийного бедствия; – вносит предложения руководителям исполнительных местных и распорядительных органов о закреплении транспорта предприятий и организаций для передислокации личного состава сводных отрядов к местам сбора и выполнения служебных задач; – инструктирует и направляет группу управления в район ЧС. Дает поручение ситуационно-оперативному штабу уточнить в районе стихийного бедствия: – общие характеристики имеющихся и возможных последствий стихийного бедствия, криминогенную обстановку; – состояние подчиненных сил и средств, работающих и расположенных в районе стихийного бедствия; – данные о климатических условиях; – инфраструктурные характеристики и данные о географических условиях. Заслушивает доклады руководителей подразделений. На этом этапе важное значение придается данным группы разведки, которые позволяют определить: – наличие пострадавших, которым необходима неотложная медицинская помощь; – места скопления людей, степень угрозы для их жизни; – объекты и населенные пункты, которым непосредственно угрожает опасность; – пути подхода аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных служб, сил и средств органов внутренних дел, приданных подразделений к месту стихийного бедствия; – объекты и участки сосредоточения основных усилий по локализации последствий стихийного бедствия. Этап принятия решения. На основе оценки обстановки руководитель органа внутренних дел принимает решение о (об): – направлении конкретных сил и средств в район стихийного бедствия; – проведении дополнительных мероприятий для полного обеспечения местных и привлекаемых сил видами необходимого материального, продуктового довольствия, коммунально-бытового и медицинского обслуживания; – поддержании в готовности к применению в районе стихийного бедствия основных сил и средств, резерва; – направлении в органы государственной власти и управления предложений о введения в данном регионе режима чрезвычайного положения, исходя из состояния обстановки; – направлении в соответствующие инстанции обоснованных предложений для привлечения воинских частей Министерства обороны; – направлении предложений в МВД о частичном использовании материально-технических средств неприкосновенного запаса в интересах выполнения поставленных задач; – направлении предложений в органы государственной власти и управления по дополнительному финансированию проводимых мероприятий, а также выделению для этих целей соответствующих материально-технических средств; – введении в действие (с уточнением) специальной операции; – формировании в создавшихся условиях новых коллективов сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел; – формировании психологической готовности личного состава для работы в экстремальных условиях; – определении методов поисковой работы в целях обнаружения погибших, пострадавших, подлежащих спасению и эвакуации людей, ценностей, документов, о разборах завалов, подворном (пообъектовом) обходе жилых массивов (территорий, объектов); – эвакуации спецконтингента учреждений по исполнению наказаний из опасных зон; – развертывании средств обеспечения. Этап реализации принятого решения. После принятия решения на действия в районе стихийного бедствия руководитель органа внутренних дел организует его выполнение, обеспечивает координацию своих действий с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, осуществляет контроль за состоянием и развитием обстановки, проводимыми мероприятиями и оперативным влиянием на стабилизацию и восстановление нормальных условий обстановки. Дает поручение ситуационно-оперативному штабу и подразделениям: – обмениваться оперативной информацией, обобщать и анализировать сообщения; – контролировать состояние и развитие оперативной обстановки, своевременно и грамотно реагировать на ее изменения; – систематически докладывать о ходе выполнения проводимых мероприятий и принятых решений (поручений); – прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации и её последствий. На этом этапе в порядке выполнения принятого решения осуществляются меры по спасению людей и материальных ценностей, недопущению посторонних лиц в опасную зону, организуется охрана общественного порядка в зоне оцепления и на подступах к ней, устанавливается и поддерживается диктуемый обстановкой режим движения автомобильного и другого транспорта, определяются и берутся под охрану все места сбора ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев. Ведется оперативная и следственно-оперативная работа, устанавливаются личности погибших и пострадавших, задействуются схемы оказания помощи родным и близким пострадавших. Главной задачей руководителя ситуационно-оперативного штаба в этот период является обеспечение четкости действия служб и подразделений, оперативных групп по выполнению принятого решения, поддержание взаимодействия между ними и своевременное получение от них информации об обстановке и принимаемых мерах. Важным на этом этапе является взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, а также между ними и местными исполнительными и распорядительными органами, а также приданными силами. Это взаимодействие включает в себя: – согласование планов общих мероприятий по охране общественного порядка и безопасности населения; – участие в спасательных и аварийно-восстановительных работах; – организацию доставки пострадавших из района чрезвычайной ситуации в лечебные учреждения; – совместное инструктирование нарядов; – выставление смешанных постов и патрулей; – взаимное информирование об оперативной обстановке. Эвакуационный этап. Решение на эвакуацию населения, принятое Комиссией по чрезвычайным ситуациям, доводится руководителем органа внутренних дел до членов ситуационно-оперативного штаба с одновременной постановкой задач на подготовку сил и средств к эвакуации. В соответствии с указанием руководителя органа внутренних дел оперативный штаб готовит расчеты сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на эвакопунктах, маршрутах следования эвакуируемых, а также в местах их размещения. Эвакуация населения проводится, как правило, в соответствии с ранее разработанными планами, с некоторыми уточнениями, связанными с особенностями стихийного бедствия. Основными задачами этого этапа являются, прежде всего: – обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению, и заселяемых эвакуируемым населением, в местах посадки населения на автомобильный и железнодорожный транспорт; – сопровождение эвакуационных автоколонн и железнодорожных поездов; – предупреждение паники и дезинформационных слухов среди населения. Подготовка и проведение эвакуации потребует решения с местными исполнительными и распорядительными органами следующих задач: – детальное изучение вопросов о предполагаемых местах расселения эвакуируемого населения; – проведение анализа пропускной способности транспортных магистралей, от чего зависит организованность и быстрота эвакуации; – вывоз населения из опасной зоны и его учет, размещение, трудоустройство, снабжение необходимыми предметами быта на новых местах; – строительство жилья и хозяйственных помещений в местах расселения эвакуируемого населения; – удовлетворение обостренного интереса населения к состоянию обстановки в зоне бедствия, в районах эвакуации, мерам по локализации стихийного бедствия; – обеспечение пожарной безопасности; – обеспечение безопасности дорожного движения; – обеспечение охраны государственного и личного имущества в эвакуируемой зоне. В качестве основного средства оповещения используется радио. Оповещение граждан о начале эвакуации осуществляется также через руководителей предприятий, организаций и учреждений, поквартирного (подворного) обхода жилых домов и микрорайонов работниками жилищно-эксплуатационных служб, милиции. В период эвакуации населения значительно возрастает объем работы ГАИ. С начала движения колонн на оживленных перекрестках по всему маршруту выставляются посты регулировщиков. Колонны сопровождаются работниками ГАИ на автомобилях с громкоговорящими установками. При проведении эвакуации главное внимание служб ОВД сосредотачивается на: – обеспечении общественного порядка в населенных пунктах, подлежащих эвакуации, и в местах расселения эвакуируемого населения путем патрулирования, а также в местах посадки в автобусы, поезда и в местах выгрузки; – сопровождении автоколонн и железнодорожных поездов с эвакуируемым населением. Профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными группами по линии уголовного розыска и экономической преступности, отражают как общие задачи, так и специфические, вытекающие из особенностей обстановки. Усилия сотрудников этих групп направляются на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся после совершения преступлений. Предупредительно-профилактическиая и оперативно-розыскная деятельность в этих условиях серьезно осложняется тем, что ее приходится вести не только среди местного населения, но и среди большого и систематически сменяющегося контингента лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий стихийного бедствия. На этапе эвакуации, наряду с охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, обеспечивается противопожарный режим, личная и имущественная безопасность граждан, сохранность вывозимого и оставленного в эвакуируемой зоне имущества и техники. По мере эвакуации людей вводится контрольно-пропускной и охранный режимы по периметру отселяемой зоны, проверяется техническая укрепленность объектов хранения материальных ценностей. Этап организации охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия. Решение данной задачи требует проведения специального комплекса мероприятий, включающего в себя: – сбор сведений о времени, месте проведения траурных мероприятий, похорон, поминовений погибших, количестве людей, которые будут принимать участие в них; – проведение разъяснительной работы среди родственников и знакомых погибших, населения, а также на предприятиях, в учреждениях; – пресечение ложных слухов, выявление готовящихся акций, могущих привести к групповым нарушениям общественного порядка и возникновению массовых беспорядков; – усиление контроля за лицами антиобщественной направленности; – проведение рекогносцировки объектов, местности, где будут проходить траурные мероприятия; – принятие решения на расстановку сил и средств, доведение задач до исполнителей. При разработке схемы расстановки нарядов на месте предстоящего несения службы во время похорон погибших следует предусматривать наиболее целесообразные способы маневрирования силами, а также оперативного вмешательства в случае возникновения кризисных ситуаций, грозящих общественному порядку и безопасности. По мере нормализации обстановки в районе чрезвычайной ситуации руководитель органа внутренних дел принимает решения: – о возвращении сил и средств на места постоянной дислокации; – об оказании практической и методической помощи подчиненным подразделениям в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в период стихийного бедствия; – по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, оказанию содействия органам государственной власти управления по возвращению эвакуируемых граждан и беженцев на постоянные или новые места проживания; – о проведении профилактических мероприятий в зоне напряженности; – по обобщению опыта действий подчиненных сил в данном стихийном бедствии. Руководитель органа внутренних дел проводит с личным составом разбор их действий, обеспечивает корректировку специальных планов, готовит и направляет итоговую информацию об обстановке, последствиях ЧС, принятых мерах и результатах деятельности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|