Техника 4. Определение внимания
Упражнение 1. Дайте своим клиентам инструкцию в следующий раз, когда они почувствуют, что расстроены, создать мысленную кар. тину того, что их беспокоит. Если они смогут, пусть сделают набросок ключевых компонентов. 2. Предложите им затем построить еще одну мысленную картину, но сфокусировавшись на других ключевых компонентах. Это будет трудно, потому что к ним постоянно будет возвращаться изначальный образ. Вдохновите их на то, чтобы они продолжали практиковаться иизменять свой фокус. Вскоре они смогут обнаружить, что то, что они видят, достаточно случайно и основано на их выборе видеть именно это. Техника 5. Избирательность памяти Упражнение 1 Объясните своему клиенту принципы избирательности памяти. Возможно, вы пожелаете предложить ему их письменное изложение, подобное предлагаемой инструкции об избирательности памяти. Инструкция: избирательная память Каждый раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом: о великих событиях, произошедших с вами, когда вы были старшеклассником, о своей первой любви, о том чудном времени, что вы провели, живя в Петербурге, — вы должны быть осторожны, потому что ваши воспоминания могут обманывать вас. Вы могли создать фантазию о том, чего никогда не было, потому что выборочно опустили те предметы, эмоции и события, которые не совместимы с желаемым настроением. Обманываясь таким искажением и принимая его за истину, вы воспринимаете это сфабрикованное прошлое как реальное. Иногда искаженная память о прошлом создает ощущение счастья в вашем настоящем. В таких случаях единственный способ стать удовлетворенным в текущий момент — заставить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Только в том случае, если вы будете вспоминать о своей истории самым беспристрастным и непредубежденным образом, уроки прошлого опыта станут вашим ориентиром. Лучше осторожно выбирать свое прошлое. Упражнение 2 1. Смутное припоминание. Попросите клиента вспомнить какое-нибудь событие, но не в деталях, а общее впечатление. Пусть он запишет свои воспоминания на бумагу или аудиокассету. 2. Релаксация. Затем введите его в состояние релаксации либо дайте ему прослушать запись со звуками природы или успокаивающей музыкой. 3. Детальное припоминание. Пусть он представит, что путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним воспоминаниям. Выберите определенную сцену для рассмотрения. Напомните клиенту, чтобы он подключил все ощущения для ее эспроизведения. Зрение — какие цвета, освещение, предметы, движения, перспективу он видит? Слух — может ли он слышать разговоры? Воспринимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседней комнате, гул машин на улице? Обоняние — какие замечает запахи? Кинестетика — двигается, стоит или лежит? Эмоции — чувствует себя счастливым, грустным, испуганным, разозленным? С какой силой и в какой комбинации? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Используйте как можно больше деталей. Память можно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Попросите его вспомнить о других событиях, происходивших ! это время. Используйте любые подсказки, которые могут помочь вспомнить прошлое. 4. Запись. Кратко набросайте то, о чем вспомнил ваш клиент. 5- Сравните первое смутное воспоминание с последним, детальным. Что не удалось вспомнить? О чем он забыл? Техника 6. Определение атрибуции Упражнение 1. Сосредоточьтесь на характерных для клиентов ситуациях (АС). 2. Что, по их мнению, вызвало их проблемы? 3. Пусть они в своем воображения нарисуют все другие возможные причины, какие они только могут себе представить. Продолжайте до тех пор, пока каждый не составит большой список. 4. Помогите им найти объективные доказательства «за» и «против» каждого пункта их списка. Отберите причину с наибольшим числом доказательств «за» и наименьшим — «против». Техника 7. Определение оценки Упражнение 1. Помогите клиентам составить список из десяти событий их прошлого, которые сильно расстроили их. 2. Помогите им отметить степень их расстройства на шкале от 1 до 7. В приведенном примере расстройство, вызванное неким событием, было оценено в 6 баллов (вербальная характеристика *г кошмарное и ужасное). 3. Затем пусть клиенты оценят урон, который они понесли вследствие этого события. В приведенном случае урон оценен как небольшой (2 балла). 4. Разница в баллах показывает, насколько клиент преувеличивает события (+4). 5. Напомните своим клиентам, чтобы в следующий раз, когда они будут расстроены, они вспомнили, насколько преувели- чивают событие, и попробовали снизить свой страх до реалистичного уровня. Многие оценки клиентами своих эмоций очень изощренны. Они выкручивают и выворачивают свои эмоции так, что не мо-vt справиться с ними. Можно привести следующие примеры. • «Я не должен чувствовать это». • «Неправильно, что я должен испытывать это». • «Чувствовать опасно». • «Я должен уметь контролировать эту эмоцию и справляться с ней». • «Если я не избавлюсь от этого чувства, то оно одолеет меня и будет управлять моими действиями». • «Я не вынесу этого чувства». Техника 8. Определение самоинструктирования ■ Упражнение 1.Скажите своим клиентам, чтобы, когда они не заняты чем-то особенным, они обратили внимание на свой автоматический внутренний разговор. Пусть они записывают, о чем думают. Или, если им необходима помощь, вы можете вместе записать это на одном из сеансов. Вы должны начать исследование ответных реакций после нескольких первых из них, чтобы позволить всем мыслям проявиться. Скажите клиентам, чтобы они не сообщали о них привычным образом. Пусть не пытается построить законченное предложение или выбросить неуместные или отвлекающие мысли, не подвергают их грамматической или личной цензуре. Пусть они записывают все дословно каждый раз, как появляется какая-нибудь автоматическая мысль. 2. Попросите их отложить свои записи на несколько дней и принести на следующий сеанс. Помогите им соотнести их записи с теми основными мыслями, что собрали вы. 3- Продолжайте спонтанные записи клиентов. Они станут Для вас четкими снимками их внутренних процессов. Техника 9. Определение скрытого знания -------А--------Сэ--------В--------Сп— Скрытоеубеждение Упражнение 1. Попросите клиентов сосредоточиться на том случае, когда в последний раз они вели себя импульсивно. Ищите поведение, а не мысль или эмоцию. Выберите ситуацию, когда они хлопнули дверью, проклинали кого-то или убегали от какой-нибудь опасности. 2. Помогите клиенту припомнить те скоротечные мысли и ключевые когниции, которые позволили им действовать. Вот несколько возможных мыслей, которые вы можете обнаружить. • «Я должен выразить свои чувства». • «Я не могу их контролировать». • «Это правильный образ действий». • «Так я смогу избежать наказания». • «Я не виноват, что-то вынудило меня сделать это». • «Я должен сделать это». • «Я обязан так поступить». • «Я не могу избежать этого». • «Я желаю это сделать». 3. Сосредоточьтесь на одной из мыслей клиента и измените ее, чтобы убедиться, что вы нашли нужную когницию. Пусть клиент представит, что он думает противоположным образом. Пусть он вообразит себе эту сцену так живо, насколько это возможно. Спросите его затем: «Если бы вы думали по-другому, вы бы все равно так себя повели?» Если он ответит, что нет, он не повел бы I себя подобным образом, значит, вы нашли его скрытое знание. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|