Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль и оценка результатов обучения



ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Наука и религия»

Специальность: 5В020600 – религиоведение

 

 

Астана 2012


ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Л.Н. ГУМИЛЕВА

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

СИЛЛАБУС

По дисциплине «Наука и религия»

Специальность: 5В020600 – религиоведение

 

 

АСТАНА – 2012

СИЛЛАБУС

1. Преподаватель курса:

Аубакиров Еркин Нысанбекович, кандидат философских наук, и.о. доцента

Контактная информация: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Кафедра философии. Раб.тел:: 37-05-88

Научная школа: КазНУ им. Аль-Фараби, факультет философии и политологии

 

Научные интересы: философия, культурология, современные проблемы религиоведения, аксиология

 

2. Название учебной дисцеплины:Наука и религия

Код учебной дисциплины: NR 2208

Количество кредитов – 3

 

3. Время проведения учебной дисциплины: согласно расписанию.

 

4. Пререквизиты учебной дисциплины: общий курс «Философия», «Теория религии», «История религии», «Религиозная философия»

Постреквизиты: не требует специального продолжения

 

5. Характеристика курса:

5.1. Назначение курса:Стремительное развитие научного знания - главное достижение ХХ столетия. К тому же наука - одно из проявлений творческого начала цивилизации. Как философия - это «свое иное» науки, так и наука - это выдающийся результат и в то же время до конца не разгаданная тайна философии. Современная наука подвергла сомнению традиционные религиозные верования во всех мировых культурах. В этом курсе будут рассмотрены проблемы, которые наука ставит перед религиозной традицией, поскольку она в современных условиях с необходимостью должна интегрировать достижения современного естествознания и социально-гуманитарных наук и адаптировать их к особенностям религиозного освоения реальности. Это задача обрисовывает новые горизонты в процессе подготовки специалистов-религиоведов, которые должны знать специфику взаимоотношений науки и религии как основных форм мировоззрения.

5.2. Цель курса:

- проследить взаимоотношение науки и религии в XVII, XVIII и XIX столетиях;

- провести сравнение методов научного и религиозного исследований;

- показать, что во 2-ой половине ХХ столетия в недрах техногенной культуры стали активно формироваться новые мировоззренческие образы, которые неожиданно стали перекликаться с восточными религиозными идеями и

-обратить особое внимание, что современная наука становится своеобразным медиатором взаимодействия западной и восточной культур.

5.3. Задачи изучения дисциплины:

- показать успехи научных методов (наука как метод - вот 1-ая проблема, встающая перед религией в научный век);

- обнаружить новый взгляд на природу;

- представить богословие в новом контексте;

- уделить больше внимания религиозному плюрализму в век глобализации;

- обратиться к проблеме «Угроза для окружающей среды» с позицией современных научных достижений и религиозных традиций.

 

5.4. Содержание учебной дисциплины

Данная дисциплина акцентирует внимание на таких проблемах: возникновение науки и религии, история науки и религия, способы соотношения науки и религии, роль парадигм в науке и религии, физика и метафизика, астрономия и творение, эволюция и творение, философские размышления о боге и природе человека.

 

5.5. План изучения учебной дисциплины

 

Недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРС
Наука и религия как формы мировоззрения.   2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. Сравнительный анализ по проблеме «Наука и религия» (в ХVII веке). 3.Ответить на вопросы из учебного пособия «Философия» (тестовые задания) Астана 2005, (авторы Толгамбаева Д.Т., Фазылова Г.Р.)2-4; 16-20;
Структуры науки и религии.   2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Ответить на следующие вопросы: 1.1 Научные методы соотношение между эмпирическим и концептуальным компонентами науки как проблема философского осмысления. 1.2 Бог и природа ( в свете концепций ХХVIII в.). 2. Сравнительный анализ по проблеме «Наука и религия» (в ХVIII веке).
Соотношение науки и религии. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. 1. Сравнительный анализ по проблеме «Наука и религия» (в ХIX веке). 2. 2. Составить логическую схему по вопросам лекции 3. Научные революции в истории естествознания.
Роль моделей и парадигм в науке и религии. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Объяснить, что означает «Объективная проверка» в науке и религии и 2. «Согласованность» в науке и религии. 3. Работа с тестовыми заданиями
Естественнонаучная, философская и религиозная картины мира.   2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Составить логическую схему по теме «№5». 2.Прочитать и проанализировать содержание параграфов 1-7 из «Критика частного разума» (И. Кант. М. 1964, Т.З. с. 105-124.)
Физика и метафизика в 17 веке. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Провести сопоставительный анализ христианской и буддистской картины мира. 2.Напишите аргументированное эссе на тему «Противоречивость научной картины мира».
Природа и бог в 18 веке. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС Боэций: Утешение философией// Введение в человековяедение: Проект Ага Хана Человековедение. С.239-241 Написание и презентация аргументированного эссе.
Биология и богословие в 19 веке. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Сравнительный анализ науки и религии по характеру исторического исследования. 2.Прочитать и проанализировать выдержки из работ М.Вебера «Наука как призвание и профессия» //см. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991 ч. 2. с. 343-352.
Бог и природа: Классический теизм. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. Дискуссия по теме «Наука, технология и этика». Майкл Фрейн: «Копенгаген»// Личность и общество. Проект Ага Хана. «Человековедение». С.149-181 2.Составить логическую схему структуры научных революций. 3. Работа с тестами
Религиозная магия и наука.Астрономия и творение. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Составить логическую схему построения моделей науки. 2.Ответить на тестовые вопросы
Эволюция и продолжающееся творение. 2 ч. лекции 1 ч. семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1.Дать анализ взаимосвязи социальных и внутринаучных ценностей. 2.Составить логическую схему по вопросу «Средства и методы естественных и технических наук».
Человеческая природа (биологические и библейские воззрения на человеческую природу). 2 ч. лекции 1ч.семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. Составить таблицу по теме(направление, представители, работы, основные проблемы ). 2. Мухаммад Икбал: Реконструкция религиозной мысли в исламе. //Введение в человековедение: Проект Ага Хана Человековедение. С.257-260 (работа в малых группах) 3.Работа с тестами
Парадигма процесса: философия и богословие процесса. 2 ч. лекции 1ч.семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС Блиц-опрос по вопросам: 1.Многоуровневый космос: воззрения средневековья и эпохи Ньютона. 2.Многоуровневый космос: новый взгляд на природу. 3.Экологическая метафизика.
Физика и метафизика современной эпохи. 2 ч. лекции 1ч.семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. Анализ (сильных и слабых сторон) моделей бога 2.Составить логическую схему по темам №№13,14 3.Работа с тестовыми заданиями
Астрономия и творение. 2 ч. лекции 1ч.семинар 3 ч. СРСП 3 ч. СРС 1. Работа с текстом по методу AQCI. Мир философии. Ч.2, раздел 3 2. Заключение: анализ связей, отношений и взаимопосредствований между парадигмами науки и религии.

 

6. Список основной и дополнительной литературы

6.1. Основная литература

1. Бернал Д. Наука в истории общества.-М.,1998.

2. Буддизм и психология. Новосибирск., 1991 г.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1988.

4. Гараджа В.И.Религиоведение. М.,1995.

5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.,1990.

6. Кун Т. Структура научных революций.-М.,1975.

7. Наука, религия, гуманизм. М.,1996.

 

6.2. Дополнительная литература

1. Мир философии. – М. 1991 г. (2 – х частях).

2. Ракитов А.И. Философские проблемы науки.- М.,1977.

3. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

4. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. // Избр. филос. произв. в 3 т. М.: Правда.1955. т.2. -С.435-879.

5. Швырев В.С.Сциентизм и антисциентизм как типы мировоззренческих ориентаций в условиях НТР.-М.,2003.

 

Контроль и оценка результатов обучения

7.1. Критерии оценки письменных работ:

- логичность изложения

- соответствие выбранной теме

- стиль изложения

- ссылки на источники исследования

- раскрытие сущности заявленной темы

7.2. Система оценивания:

- активность на практических занятиях 25%

- промежуточный тест 15%

- исследовательская работа 10%

- выполнение СРС 10%

-экзамен 40%

итого 100%

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.