Политика учебной дисциплины 1 страница
Курс включает следующие виды и методы контроля: текущий, рубежный. и итоговый контроли, которые осуществляются в форме промежуточных тестов, защиты рефератов, устного диалога , проведение сопоставительного анализа взглядов мыслителей по изучаемым проблемам. .Студент должен работать с первоисточниками; уметь анализировать различные философские учения; активно участвовать в диалоге. Все виды работ оцениваются по процентному содержанию и выражаются в баллах.
Рассмотрено на заседании кафедры по методической секции, 2012 год «29» августа № 1 протокол.
Утвердила заведующая кафедрой_____________________ К.Б.Данысбекова
ГЛОССАРИЙ к курсу «Наука и религия» Автокефалия - самоуправление, административная независимость православных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий провинций Византии (Александрии, Антиохии, Палестины), вызванного стремлением стать независимыми от императорской к церковной власти, сосредоточенной в руках Константинопольского патриарха. После обособления ряда православных церквей за константинопольскими патриархами осталось согласно традиций лишь «первое место по чести» в ряду других глав православных церквей. Автономия церковная - в православии независимость церкви в вопросах внутреннего управления предоставляемая той или иной автокефальной церковью, в состав которой данная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на Поместном соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной церкви. В настоящее время имеется 4 автономных православных церкви: синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), финляндская и критская (юрисдикции константинопольского патриарха), японская (с 1970 г. в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси). Агнец- ягненок, первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистических верований, которые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется непорочным агнцем, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры. Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в А. -адвентисты седьмого дня. Аджорнаменто(итал. - обновление) - термин, употребляемый с начала 60-х гг. для обозначения курса на обновление католической церкви. Азан (араб. - извещать, объявлять) - призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных исламом, возвещает муэдзин с минарета мечети. Акафист (букв. - не сидящий) - особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений - последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся». Сборники А. называются акафистниками. Аксиос(греч. - достоин) - слово, произносимое при рукоположении диакона, священника и епископа всеми участвующими в совершении данного обряда, начиная с архиерея. Аллах- единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама. Согласно представлениям мусульман, А. создал мир, землю, растения, животных и человека; в тот день, когда наступит конец света, А. воскресит всех мертвых и будет судить людей по их поступкам, посылая одних в рай, а других - в ад. Бог религии ислама - тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане. Время от времени А. посылал людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Муса (Моисей) и Иса (Иисус), Мухаммед - последний посланник А. к людям; в уста ему вложен Коран, слова самого А. Аллилуйя (др.-евр. - «хвалите господа») - в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной Троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, Господи»; у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется Фразой «Слава тебе, Боже». Алтарь (лат, - высокий) - возвышенное место в храме, на котором при богослужение совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутренняя часть А, закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В православных храмах А. ориентирован на восток. Амвон (греч. - край горы) - возвышенное, как правило полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди. Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. Священник обводит новобрачных при совершении церковного бракосочетания. Анафема (греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерковное употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась Русской православной церковью для дискредитации в глазах верующих своих противников. А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье Великого поста. Ангелы(греч. - вестник) - по христианским верованиям, сверхъестественные бесплотные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, выступили против Бога и стали А. тьмы - демонами. Оставшиеся верными Богу А. получили от него небесное блаженство. Через них Бог возвещает людям свою волю. Англиканство, англиканская церковь - одно из направлений в протестантизме, в культуре и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом; соединило протестантское учение с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь в Англии. Антиминс - обязательная и неотъемлемая часть престола, без которой нельзя служить литургию. Представляет собой четырехугольный плат из шелковой и льняной материи с изображением положения в гроб Иисуса Христа орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами - тельцом, льном, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и дан, и подписью этого епископа. Антихрист - образ противника Христа, его антипода, выведенный в Откровении Иоанна Богослова. Его появление мыслится христианам (в т.ч. и православным) как предзнаменование близкого конца света и второго пришествия Христа, в ходе которого А. должен быть навсегда уничтожен. Апокалипсис (греч. - откровение) - одна из древнейших книг Нового Завета (Откровение св. Иоанна Богослова), содержащая пророчество о «конце света» и борьбе Христа с антихристом; современная концепция А. предполагает конец света в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природной среды и т.п. Апокриф (греч. - тайный) - книги, содержащие тайные учения и доступные только жрецам или посвященным. В христианской религии - книги с библейским сюжетом, подлинность которых не признана официальной церковью и поэтому не вошедшие в Новый Завет. А. - сочинение, не имеющее достоверного авторства. Апологетика (греч. - защищаю) - раздел богословия, в котором рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в общественной жизни. Главная задача А. - защита религии от материалистической и атеистической критики. Апостолы (греч. - посол, посланник) - в первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом Завете А. называются двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии - Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса. Армяно-григорианская церковь, Армянская апостольская церковь - одна из древних христианских церквей (основана в 301 г.), принадлежащая к монофизитской ветви христианства; во главе нее находится избираемый пожизненно верховный патриарх - католикос всех армян. Архат (санскр. - достойный) - святой, достигший наивысшего уровня духовного развития - состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю. Архиепископ - священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. В первые века христианства (II - III вв.) из епископов, равных по своей власти, выделяется главный епископ - архиепископ, которому предоставлялось право церковного надзора над Другими. С учреждением патриархатов (IV в.) титул архиепископа стал присваиваться исключительно патриархам и тем из митрополитов, кто возглавлял поместные церкви. Архиерей - общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархи: епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов, патриархов. Употребляется наряду с «иерарх», «архипастырь». Архимандрит - священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; начальник монастыря; высший монашеский чин в православных и некоторых других христианских церквах; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. В Русской православной церкви чин архимандрита дается не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимающим в церкви высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии и т.д.), или присваивается как высшая награда священнослужителям из черного духовенства Возведение в чин архимандрита совершается епископом за литургией по особому правилу. Аскетизм (греч. - упражнение, подвиг) - ограничение, подавление чувственных желаний, полное или частичное воздержание от удовлетворения некоторых естественных потребностей. Религиозный А. выражается в отшельничестве, самоистязании, постничестве, молчальничестве и т.п. А. противопоставляет земное, телесное - в религиозном понимании, греховное - небесному, духовному. А. как мистическое «соучастие в страданиях Христа» пропагандируется церковью в качестве пути к нравственному совершенству; обязателен для монашествующих. Астральный мир - оккультное понятие, которым обозначается вся сфера тончайших чувств, энергии и материи, находящаяся в ином, более высоком, нежели физический мир, измерении. Он включает в себя также, согласно оккультным представлениям, тонкие энергетические оболочки, покидающие физическое тело человека после смерти. Асхаб (араб. - сподвижники, товарищи) - сподвижники Мухаммеда, те, кто принял ислам и участвовал в создании мусульманского государства в период жизни пророка. А. делятся на две категории - ансары и мухаджиры. Атман - одно из центральных понятий индуизма, индивидуальное духовное начало Вселенной и Человека. Абсолютный дух. Высшее Я. Самость. Аура (греч. - веяние) - энергетическое излучение, исходящее в виде лучей или «короны» от всех объектов и живых существ, имеет определенную цветовую окраску, у человека зависимую от его физического и психического состояния. Афон - гора на северо-востоке Греции, на полуострове Айон-Орос. В церковной литературе называется «Святой горой» или «Иноческой страной» и считается центром православного монашества. Первые христианские монахи поселились на А. в VI в. Ахбар (араб. - сообщение) - мусульманские предания о Мухаммеде, его сподвижниках (асхаб) и последователях, синоним термина «хадис», более предпочтительного у суннитов. Термин «А.» наиболее употребителен у шиитов, признающих лишь те предания, которые опираются на авторитет Али и его приверженцев. Аят - наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельными А., написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д., украшают мечети и другие здания, их воспроизводят на надгробиях. Некоторым А. и их частям приписывается магическая сила. А. объединены в суры (главы). Аятолла - высший титул среди шиитского духовенства. Духовный руководитель, пользующийся непререкаемым авторитетом среди верующих и духовенства. Предписания (фетвы) А. обязательны для шиитских общин и обсуждению не подлежат.
ЛЕКЦИЯ 1:Наука и религия как формы мировоззрения. Цель: показать особенности науки и религии как форм мировоззрения. Ключевые понятия: наука, религия, мировоззрение, философия, древние цивилизации. Много столетий продолжается острая идеологическая борьба между научным знанием и религиозной верой. Наука и религия, каждая в отдельности, дают людям определенную совокупность взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, понимание и оценку окружающей действительности. Эта совокупность взглядов и называется мировоззрением. Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Решение основного вопроса философии Мировоззрение человека определяется прежде всего тем, как он решает вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, вопрос о том, как относится наше знание к окружающему миру — можем ли мы познать его или нет. Этот вопрос называется основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Научное, материалистическое мировоззрение исходит из того, что первичным является бытие, материя. Материя - это та основа, которая в своем развитии порождает сознание и предопределяет его развитие. Сознание является вторичным, производным от материи. В своем сознании человек отражает окружающий мир. С противоположных позиций решает этот вопрос религиозное мировоззрение. Первичным провозглашается некое духовное, нематериальное начало. Во всех религиях этим началом является бог, обладающий абсолютной мудростью и всесилием, творец и управитель мира, во власти которого находятся судьбы мира и человечества. Материалистическое мировоззрение признает познаваемость окружающего мира. Человеку доступно познание законов развития природы и общества, сущности предметов и явлений действительности, что предопределяет возможность преобразования мира. Религия, признавая существование всемогущего бога, считает, что человек может познать лишь то, что допустит бог. Таким образом, различное решение основного вопроса философии определяет и различный подход к окружающему миру. Возникновение религиозных верований и научных представлений об окружающем мире Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития. В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей. Защитники религии утверждают, что человек был религиозен всегда, он всегда верил в сверхъестественное. Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Такое понимание действительности прошло ряд ступеней в своем развитии и в конце концов привело к возникновению современных религий. Наши далекие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища - это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности, нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар... Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть, наоборот, — злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ - духов, демонов и т. п. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С переходом к земледелию и с приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в их хозяйственной жизни. О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов (в Индийском океане), стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звезды — это живые сверхъестественные существа. Об олицетворении животных рассказывает в своей известной книге "В дебрях Уссурийского края" В. К. Арсеньев. Нанаец Дерсу Узала на вопрос, почему он называет диких кабанов людьми, ответил: "Это все равно люди, только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай. Все равно люди". Нанаец считал живыми и огонь, и воду, и лес... Наряду с фантастическими представлениями об окружающем мире человечество накапливало и положительные знания. Практические нужды людей, стремление добиться лучших условии существования заставляли их вести борьбу с природой В процессе этой борьбы у человека постепенно появлялось все больше и больше наблюдений, опыта. Сталкиваясь со стихиями природы и испытывая на себе их могущество, люди хотели знать, чем вызвано вредное действие природных сил, почему иногда оно бывает благоприятным, а иногда разрушительным, можно ли подчинить его своей воле и управлять им. Перед людьми вставали вопросы о том, что представляет собой окружающая действительность и каково место в ней человека. Внимательно наблюдая окружающее, они находили действительные причины различных природных явлений. Так рождались зачатки науки. За много веков до начала нашего летосчисления в Вавилонии, в Древнем Египте и Китае велись постоянные наблюдения звездного неба, картина которого меняется в зависимости от времени года и суток. Хозяйственная жизнь этих стран нуждалась в точном календаре. Необходимо было знать, когда наступит время сева, сезон дождей. Это определялось с помощью наблюдений за положением на небе Луны, Солнца, звезд. В Египте, например, посевные работы производились сразу после того, как заканчивался разлив Нила. Египтяне установили, что предвестницей разлива реки служит яркая звезда Сириус, когда она появляется ранним утром на востоке. Изучая движение небесных тел, люди еще тысячи лет назад научились составлять календари, предсказывать солнечные и лунные затмения. Многие тысячи лет происходило постепенное накопление первых научных знаний человека. В Древнем Египте и Вавилонии, Индии и Китае зарождались математика и астрономия, появились некоторые сведения, относящиеся к химии и медицине. Тогда же возникли зачатки механики, агрономии, биологических наук. В отличие от религии, в основе которой лежит вера в то, что написано в "священных" книгах и не может быть доказано, наука опирается на проверенные факты, на опыт, наблюдение, на всестороннее изучение явлений природы и общественной жизни. Каждый научный вывод строго проверяется и доказывается. Наука не говорит нам: вот полная, законченная картина мира, в которой все ясно и уже ничего нельзя прибавить и изменить, природу дальше не следует изучать. Так заявляет религия, которая призывает слепо верить библейским мифам. Нет, говорит наука, в природе многое еще не познано, многое мы знаем еще недостаточно полно. Процесс познания бесконечен. Характер научного познания окружающего нас мира таков, что любые знания приобретаются отнюдь не сразу, а по частям. Но они все больше, все точнее отражают действительность, которая существует независимо от нашего сознания. Знания, добытые наукой, беспрерывно уточняются, расширяются, углубляются, причем наука развивается, сохраняя и используя все ранее нам известное. Старые знания во многом подтверждаются новыми, совершенствуются, становятся все более полными, более точными. А кое-что отбрасывается совсем. Таков путь развития науки. Около 2500 лет назад в Древней Греции родилось материалистическое учение об атомах как "кирпичиках мироздания". Все тела природы состоят из этих мельчайших частиц. Атомы вечны, неизменны, неделимы. Они отличаются друг от друга своей величиной и формой. Так говорили мыслители прошлого. В минувшем столетии было установлено, что в мире существует несколько десятков (около 100) разновидностей атомов; атомы отличаются не только своим весом, размерами, но и химическими свойствами, т. е. способностью вступать в различные химические соединения с другими частицами. Затем в конце XIX — начале XX в. наукой были обнаружены радиоактивные атомы, которые со временем разрушаются. Оказалось также, что атомы можно разделить, поскольку они состоят из других, еще более мелких, так называемых элементарных, частиц вещества - электронов, протонов и нейтронов. Таким образом, за многие столетия развития науки учение об атомах во многом изменилось. Но изменения эти не отвергали само учение, а лишь дополняли, углубляли его все новыми и новыми знаниями. Древние атомисты не могли исследовать недра атомов, чтобы установить их внутреннее строение. Ученые древности заложили лишь основы атомистики, которые впоследствии постепенно развивались. Так развивается любая наука. От первых, еще далеко не полных и не точных знаний она постепенно идет к тому, что наши знания о том или ином явлении природы становятся все глубже, точнее, шире. Наука не боится отбрасывать устаревшие представления. Это религия предлагает людям упорно держаться за старые, давно опровергнутые взгляды. Научное и религиозное мировоззрение о познании мира Научное мировоззрение признает возможность познания окружающего мира, т. е. правильного и глубокого отражения действительности в голове человека. Без этого человек не смог бы приспособиться к условиям своей жизни, не в состоянии был бы изменять действительность в нужном для себя направлении. Истинность знаний людей об окружающем мире проверяется и подтверждается практикой. При этом истина достигается в ходе бесконечного процесса познания, когда человек все ближе и ближе подходит к полному и всестороннему отражению действительности, т. е. к абсолютной истине. Защитники религии заявляют, что научное мировоззрение противоречит самому себе: с одной стороны, оно утверждает, что человек познает действительность, а с другой стороны, получается, что мы никогда не позна-ем до конца эту действительность. В данном случае мы сталкиваемся с диалектическим противоречием. Во-первых, научное мировоззрение не отрицает того, что человек обладает и некоторыми абсолютными истинами (в частности, о том, что материя существует объективно, т. е. независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, о том, что мир познаваем и т. д.). Во-вторых, несмотря на то что человек не может целиком и полностью отразить мир сразу, он познает его по частям, постепенно. Познавая истину относительную, он вместе с тем познает и истину абсолютную, так как абсолютная истина слагается из суммы истин относительных и поэтому в каждой относительной истине есть доля истины абсолютной. Богословы различают два возможных объекта познания: во-первых, это познание "богооткровенных истин" и, во-вторых, познание материального мира. Что касается первого объекта познания, то источником его является откровение бога, воплощенное в "священных писаниях", "видениях" святых и т. д. Воспринимая якобы откровения бога, обнаруживая скрытый в них смысл, люди познают истины, из которых слагается религиозное учение. Часть защитников религии допускает, что объекты религиозного познания, т. е. область сверхъестественного, может в известных точках соприкасаться с областью познания видимого материального мира. Отсюда делается вывод, что познание одной области может осуществляться через познание другой. В частности, поскольку в откровениях бога раскрывается картина материальной действительности, постольку, мол, изучая эти откровения, человек вместе с тем познает и сам материальный мир. Таким образом, природа и общественная жизнь "изучаются" религией не непосредственно, а опосредованно: через бога, через изучение его откровений. Что касается непосредственного познания мира материальных объектов, то, с точки зрения религии, сам по себе человек бессилен познать материальный мир. Он может осуществить это лишь с позволения бога и только с его помощью. Как утверждал один из "отцов церкви", блаженный Августин, "все знания из божественного озарения проистекают, истину человеческий разум получает от бога". Знания человека о материальном мире религия склонна рассматривать как не имеющие большой ценности, по существу не нужные и даже вредные. "Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакое исследование", — заявлял видный деятель христианства Тертуллиан. Библия предупреждает людей: "Таинственного не ищи, сокровенного не исследуй"; "Умножая познания — умножаешь скорбь". Однако исторический процесс и связанный с ним рост авторитета науки заставляет в настоящее время защитников религии маскировать истинное отношение религии к познанию. Теперь некоторые богословы пытаются представить дело таким образом, будто чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше он в ней находит доказательств, подтверждающих бытие бога. "Теоретическое" обоснование служителей культа при этом сводится к тому, что природа есть творение бога, есть воплощение его премудрости, а поэтому, познавая природу, человек некоторым образом познает и самого бога, его премудрость, всесилие и т. д. Подобные попытки церковников направить процесс познания материального мира в нужное для себя русло опровергаются научными открытиями: они слишком явно противоречат религиозным "истинам". Отношение научного и религиозного мировоззрения к разуму Научное мировоззрение с неизбежностью опирается на объяснения действительности с позиций разума. Противоположную позицию по отношению к разумному, рациональному занимает религия. Она несовместима с требованиями разума, иррациональна по своему существу. Там, где беспредельно господствует слепая вера, не остается места для разума. Богословие пытается найти оправдание религиозному иррационализму. "Даже в природе, в тварном мире, - пишет один из современных богословов, — человек встречает явления, которые кажутся ему абсурдными с точки зрения рассудочной, тем более проявляется природная ограниченность рассудочного мышления в царстве духа". Другим доводом в защиту религиозного иррационализма служит ссылка на то, что якобы даже "научные теории никогда не могут вполне быть свободными от положений, принимаемых на веру". Фантастически извращенные представления религии, как и все религиозное мировоззрение в целом, не могут быть обоснованы с помощью логики, являющейся отражением логики вещей Поэтому религия вынуждена обращаться к превратной, ложной системе доказательств — к схоластике, казуистике, которые путем всевозможных уверток уводят человека с пути правильного понимания действительности. Цепляясь за отдельные, разрозненные факты, паразитируя на внешних, случайных связях, отбрасывая проникновение в сущность явлений, богословы создают лишь видимость разумности своих доводов в пользу религии. Общественная роль религиозного и научного мировоззрения Всякое мировоззрение представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуются в своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает ему ориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности. Руководствуясь научным мировоззрением, люди подчиняют себе стихийные силы природы, становясь благодаря этому подлинными ее повелителями. В области социальной научное мировоззрение помогает трудящимся осознать свою роль в развитии общественной жизни, уяснить реальные пути разрушения эксплуататорского мира и построения бесклассового общества. Таким образом, научное мировоззрение - это могучее оружие в руках человека, с помощью которого он познает и преобразует мир. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|