Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан



План

12.1 Определение политической культуры

12.2 Типология политических культур

12.3 Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии

12.4 Проблема формирования национальной идеи (историко-политологический аспект). Политические идеи деятелей Алаш.

12.5 Формирование национальной идеологии в суверенном Казахстане (по работам Н.Назарбаева, Стратегии развития Казахстана - 2030)

Список литературы:

1. Мельник В.А. Мораль в политике. Хрестоматия Б.Г. Капустина

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. – М., 1995.

3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008

4. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке, А., 2003.

5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004.

8. Скрипкина Ж.Б. Социальная политика. М., 2005.

9. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке, 2006.

10. Иванич Ю. Наркотики и терроризм. Паутина зла М., 2005

Цель – формирование представлений о политической культуре как сложном социальном феномене. Изучение сущности, факторов, периодов развития политической культуры.

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале XIX века французским философом А. де Треси. Он рассматривает идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на основных принципах которой должны строиться политика, этика. В мировой политической науке сложились различные суждения об идеологии. Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений. Современник Маркса немецкий философ К. Мангейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в шкале представлений которой содержатся приемы «от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии.

Современные оценки идеологии располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство. Так, если П. Рикерт Р. Моска, Р. Михельс придают существенное значение политической идеологии в системе общественных отношений, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, то У. Матц считает, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. Схожих взглядов придерживается и американский теоретик Ф. Уоткинс, который считает, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Хабермас полагает, что, в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура».

Более дифференцированное представление об идеологии предложил Г. Лассуэлл, рассматривающий ее как разновидность коммуникации, направленную на поддержание политического сообщества, как такового. В этом смысле она, по его мнению, включает в себя следующие элементы: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

Английский исследователь Л. Фойер пытался сформулировать некоторые законы функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена. То есть всем идеологиям свойственно представление о собственной миссии избавления из освобождения. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть второго - закона «крыльев» - заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы.

Смысл третьего закона - «генерационной волны» - состоит в том, что каждое поколение ищет новую идеологию. У истоков эта волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на левые силы. Затем движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения.

Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными интересами, возникают несовпадающие устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Но идеология - это не просто теоретически оформленное сознание. Идеология создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие. Политическая идеология представляет собой, прежде всего, определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духовному экспансионизму. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеалам. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом предназначении изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

В современной политической науке политика и идеология рассматриваются как наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснить политику, и подчинить ее себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируются какими - либо внешними событиями или внутренними обстоятельствами.

Идеология, как и политика, универсальна, т.е. способна охватывать различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление, цели и средства. Как известно, основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Таким образом, политическая идеология выступает духовным орудием, «инструментом» элиты в политической борьбе за власть. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. д.).

Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плюрализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества и некоторых других показателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятилетие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т. д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации». Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень, который именуют уровнем социальной философии. На этом уровне формируются, создаются, «отрабатываются» политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства).

Программно-политический уровень – здесь теоретические требования переходят в разряд действительных лозунгов, требований, определенных действий. Актуализированный уровень - здесь рассматриваются степень освоения людьми пропагандируемых идей, ее влияние на практическую деятельность людей, на политическое поведение.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

- прогностическая. Конструирование форм и моделей государственного и общественного устройства. Разрабатывая определенные общественные идеалы и цели, идеология предвосхищает реальные политические и социальные изменения. Например, идеи разделения властей, уважения и защиты государством прав человека и др. до своей политической реализации выступали составной частью либеральной идеологии;

- выражение и защита коллективных интересов и ценностей. Эта функция идеологии во многом является прерогативой идеологии. Обосновывая, четко формулируя и защищая систему коллективных ценностей, она дает позитивную или негативную оценку различным общественным явлениям;

- регулируюшая. Идеология формулирует определенные образцы индивидуального и коллективного поведения, становящиеся в случае превращения в господствующую ценностной базой законотворчества. Например, либерализм ориентируется на индивидуалистические нормы поведения, консерватизм – на традиционалистские, марксизм – на коллективные;

- интеграционная. Обосновывая и выражая интересы, указывая пути их осуществления и предлагая соответствующие образцы поведения, идеология объединяет индивидов, в единую общность. Наиболее значимо эта функция идеологии проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей;

- мотивация поведения политических лидеров и членов группы и тем самым активное влияние на политику и жизнь общества в целом. Идеологическая мотивация может проявляться в принятии политиками тех или иных решений под влиянием императивов идеологии, в голосовании граждан за партии, представляющие ту или иную идеологию.

Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться классические идеологии – либерализм, консерватизм, марксизм.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов – националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, где его классическая форма зародилась в XVII веке как идеология рождающегося класса буржуа, окончательно сформировался к середине XIX века. «Декларация независимости США», обнародованная 4 июля 1776 года, стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Они были сформулированы и приняты к исполнению на официальном государственном уровне. «Мы считаем, - заявили авторы Декларации на весь мир, - самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[27].

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую революцию. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов – «Декларация прав человека и гражданина» (1789), где в системной форме представлены основные принципы классического либерализма: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»[28].

Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка, идею Дж. Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», то есть свободу от социального контроля, от различных ограничений (например, от сословных привилегий и наследственной власти). Во главу угла они ставили проблему свободы не общества, а личности. Среди всех свобод на первое место они ставили свободу экономическую, свободу предпринимательства. Либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулирует развитие производительных сил, демократии.

Таким образом, либерализм воплотился в сфере экономики - в принципе свободного рынка, конкуренции; в сфере политики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма; в области гражданских отношений - индивидуализм, приоритет гражданского общества над государством.

Либерализм формировался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении в либерализме можно обнаружить большое разнообразие оттенков. Но, как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и континентально-европейская.

Англосаксонская традиция ассоциировалась со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм, укреплением демократических ценностей, расширением избирательного права и т.д. Таким образом, здесь индивидуалистическому идеалу придавалось самодовлеющее значение, он рассматривался как исходная цель всякого разумного общества вообще. В своих крайних формах эта тенденция трансформировалась в различные варианты анархизма, либертаризма и другие формы индивидуалистического радикализма. На политической арене носительницей этой традиции стала либеральная партия Великобритании, которая в середине XIX века стала одной из двух ведущих политических партий страны. Однако с выдвижением лейбористов на политическую авансцену либералы постепенно стали утрачивать свои позиции.

В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказа от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Разнородность либерализма как идеологии и либеральных партий объяснялась тем, что в разных странах с разной степенью остроты вставали различные проблемы: конституционных реформ, экономических свобод, секуляризации государства. В Италии и Германии либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственного объединения.

Идеи либерализма в итоге были взяты на вооружение существенной частью политической элиты Запада, но воплощение их не обеспечивало социальную гармонию в обществе. Важнейшие положения либерализма приобрели функцию защиты интересов привилегированных слоев населения. Обнаружилось, что свободный не регулируемый рынок не обеспечивает социальную гармонию, ведет к организации и обогащению крупных собственников и разорению мелких. Поэтому идеи либерализма стали терпеть кризис, теряя сторонников.

В 30-е годы возникает попытка обновления либерализма, появляются новые направления неолиберализма: «новый либерализм», или «социальный либерализм» и т. д. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный либерализм стал Великий экономический кризис 30-х годов. Основополагающее значение в этот период имело кейнсианство, построенное на признании необходимости дополнения традиционных либеральных принципов принципами государственного регулирования в экономической и социальной сферах. Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент - реформатор Ф.Д. Рузвельт провозгласил и начал реализовывать программу «нового курса», этот процесс стал набирать силу в европейских государствах. Смысл нового либерализма четко изложил бывший сенатор США Дж. Кларк-мл., который в частности писал: «Здесь либерал определяется как тот, кто верит в использование всей силы правительства для продвижения социальной, политической и экономической справедливости на муниципальном, штатном, национальном и международном уровнях»[29]. Как видим, это радикально пересмотренный вариант либерализма.

Таким образом, неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия», с обязанностью правительства ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.

В целом, либерализм – это комплекс принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий. Вместе с тем, либерализм – это тип и способ мышления и поведения. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни.

Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике, особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т. д.).

История консерватизманачинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам «старого порядка». Именно с этого времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду (континентальное направление), и вторая, связанная с английским мыслителем Э. Бэрком (англосаксонское направление). Общепризнанным пророком консерватизма считается английский политический деятель Э. Бэрк, который в 1790 году выпустил в свет эссе «Размышления о революции во Франции». Выступая против идей французской революции, Бэрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях. Стабильность, равновесие, постепенное обновление – вот те принципы, которым должно следовать общество. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества, привилегий и сословий.

Консерватизм в отличие от либерализма – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации выше, чем интересы отдельного человека: «быть консерватором… означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству» (М. Оукшота)[30].

После Второй мировой войны консерватизм приобрел новые формы. Особенность этого периода состояла в кризисе левых – от коммунистических до кейнсианских – моделей общественного развития. Консерватизм, по сути, заполнил тот образовавшийся идеологический вакуум. Однако, если после Второй мировой войны многие политические партии консервативной ориентации еще не рисковали принять название «консервативных», боясь быть отождествленными с фашизмом, то в уже к 70 годам консерватизм вновь приобретает популярность. В ряде европейских стран возникают политические партии под названием «неоконсервативная», правда, с дополнением «прогрессивная», «народная», «демократическая». Приход к власти в США Р. Рейгана и его избрание на второй срок, победа Консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд, результаты парламентских выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи консерватизма созвучны настроениям широких слоев населения.

Идеологи неоконсерватизма пытались обосновать третий путь – а именно, соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, развитие образования и культуры). Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Не случайно, Ж. де Местр, о котором сложилось представление как о решительном и бескомпромиссном защитнике абсолютистских порядков, определял консерватизм как «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». В итоге сформировались различные направления неоконсерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, рейганизм в США, тэтчеризм в Англии.

В современном консерватизме предлагаются следующие ценности:

- укрепление законности и порядка;

- приверженность социокультурному и религиозному традиционализму (ясные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности);

- ответственность человека за сохранение в себе человеческого начала, умение рассчитывать на собственные силы;

- терпимость к либеральным ценностям;

- инициация необходимых реформ.

В этом плане консерваторы чутко уловили настроения масс, требующих принятия новых государственных мер в экономике, против безработицы, расточительства государственных средств. Например, на выборах в 1979 году М. Тэтчер обещала полностью изменить политику господства государства во всех сферах жизни общества. Как утверждал германский неоконсерватор Г.-К. Кальтенбруннер: «Именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно изменить»[31].

В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе личности и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, собственность, семья, закон, порядок, протестантская этика. Консерватор предпочитает известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. По их мнению, для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем решать каждому вопрос, исходя из личного мнения и личного разума. Соответственно они придерживаются следующих исходных оснований:

- индивид глуп, а род мудр;

- для «здорового» разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, различающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства;

- истинное равенство – только перед Богом;

- жизнеспособность общества наилучшим образом обеспечивается, если она направляется мудрым и способным руководством, а если разрушить естественные и институциональные различия, то вакуум заполнится тираном;

- частная собственность – продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.

Подводя итоги, можно констатировать, что современный консерватизм представляет собой весьма сложное и многослойное образование. Поэтому прав Л. Аллисон: «Консерваторы являются одновременно индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»[32]. Они концептуальные скептики, в том смысле, что не интересуются открытием фундаментальных принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к решению проблем в практике и конкретных делах. Сегодня, в условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить рациональным противовесом таким крайностям, как национализм, безоглядная вестернизация исламизация.

К середине XIX века в Европе возникают левые общественно-политические движения, ставящие целью достижение такого общества, в котором реализовался бы принцип индивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Выделилось два направления: радикально-революционное (марксизм) и реформаторское (социал-демократическое), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.

Коммунистическая идеология. Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабёфа с его идеями классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX столетия — утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения этого социального идеала, сохранив возможность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе.

Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений в зависимости от уровня материального производства, которое в свою очередь определялось господствующей формы собственности, исключала культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а, следовательно, исторически обреченные, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии в капиталистическом обществе, жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. Поэтому в качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы - «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Наиболее важным механизмом, интегрирующим различные элементы социальной системы, признается коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций как направляющей и руководящей силы она должна превратиться во властную структуру, срастись с государством.

В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты его политико-идеологической эволюции. Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, дополнив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, особенно во времена «культурной революции», когда десятки миллионов были уничтожены в качестве «врагов народа». «Коммунист должен быть искренним, преданным и активным, интересы революции должны быть для него дороже жизни, он должен подчинять личные интересы интересам революции; всегда и везде он должен отстаивать правильные принципы, вести неустанную борьбу против всяких неправильных взглядов и поступков и тем самым крепить коллективизм в жизни партии и связь партии с массами; он должен заботиться об интересах партии и масс больше, чем о своих собственных интересах, заботиться о других больше, чем о себе. Только такой человек достоин называться коммунистом», - считал Мао Цзэдун.[33]

Социал-демократизм – второе направление - можно рассматривать и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм». Существует скандинавская и шведская модели, основывающиеся на австромарксизме. Выделяют фабианский, гильдейский социализм и т.д.

История социал-демократии самым тесным образом связана с рабочим движением. Эволюция социал-демократического учения происходила на фоне изменений в развитии рабочего движения. Первоначально социал-демократия в принципе разделяла установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем установления диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Отдельные представители социал-демократии признавали также предлагавшийся марксизмом революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Постепенно в ходе эволюции партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России в 1917 г., которая перед всем миром продемонстрировала ущербность и гибельность предлагавшегося марксизмом революционного пути переустройства общества. Социал-демократия и коммунизм, выросшие практически из одной социальной базы и одних идейных источников, по важнейшим вопросам мироустройства оказались на противоположных сторонах баррикады и, соответственно, руководители реформистского крыла социал-демократии встали на путь мирного построения демократического социализма.

В развитие идей «демократического социализма» большой вклад внесли Э. Бернштейн, Л. фон Штайн, О. Бауэр и др., которые провозглашали идею интеграции рабочего класса в существующую систему и ее постепенной трансформации эволюционным путем. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Бернштейн обосновывал необходимость перехода социал-демократии на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства.

После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. Опыт фашизма в Германии и большевизма в СССР подтолкнул европейскую социал-демократию к разрыву с марксизмом и признанию непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма. В 1951 году Социнтерн принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию, где обосновывались основные идеи демократического социализма – свободы, справедливости, равенства. О том, насколько позитивна роль социал-демократии, наглядно можно представить на примере Швеции. В Швеции Социал-демократическая рабочая партия бессменно находилась у власти с начала 30-х годов до середины 70-х годов. Эти обстоятельства дали возможность более или менее последовательно реализовывать социально-экономические реформы. К середине 70-х годов шведскими социал-демократами были достигнуты значительные успехи в осуществлении социальных программ государства благосостояния. В частности, доля ВВП, расходуемой на социальные цели, увеличилась примерно с 10% в начале 50-х годов до 33% в 70-е годы. Возрос уровень заработанной платы и соответственно уровень жизни людей в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессионального обучения, жилищного строительства и т.д. Таким образом, основными характерными особенностями шведской модели считаются: создание за короткий срок высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидации бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры. Эту модель иногда называют функциональным социализмом.

Отмечая новые явления в социал-демократии в последние полтора-два десятилетия в общем контексте наблюдается тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и др. Были приняты ряд новых базовых документов и программ, где основными ценностями выдвигаются: политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям, обеспечение максимального уровня занятости и т.д.

В различных моделях социал-демократизма в современном мире превалируют особые акценты, связанные с традициями, спецификой, уровнем развития того или иного государства. Однако сегодня в начале нового столетия можно однозначно утверждать, что провести сколь-нибудь четкие различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентаций достаточно сложно. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достоянием. Но все же дискуссионным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы, в частности экономику. Социал-демократы, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство являются основой функционирования общественной системы в целом и поэтому не должны быть ограничены только политической сферой.

Таким образом, современная картина идейно-политической мысли очень мозаична. В западной литературе в свое время была популярна пятизвенная модель типологии: левые (коммунисты) - центр (либералы) - правые (консерваторы). Деление на правых, левых и центр сложилось исторически, во времена Великой Французской революции, когда левые выступали за радикальные перемены, центр – за умеренную политику, а правые – за сохранение существующего порядка.

Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога X. Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Верба, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала необходимость выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем после распада колониальной системы. Политологи считают, что политическая культура – это система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд функций: когнитивную (накапливает политические знания), эмоциональную (формирует политические чувства), оценочную (политические оценки отражают общераспространенную точку зрения), регулятивную (регулирует политическое поведение), коммуникативную (культура лежит в основе общения), интегративную (объединяет людей через систему ценностей).

Специфическими функциями политической культуры можно назвать:

- интеграция политической сферы иных сфер общества: духовной, социальной и т.д.;

- сохранение и развитие традиций политической деятельности;

- проверка истинности официальной идеологии;

- проявление, предупреждение и разрешение латентных конфликтов;

- апробация и верификация политических кадров; синтез способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков, невыгодных, ухудшающих условия деятельности субъектов власти. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политические институты есть отражение политической культуры общества. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократических реформ в постсоветских государствах, в странах Африки и Латинской Америки.

Одной из сложных проблем представляет собой задача систематизации различных моделей политических культур. Алмонд и Верба выделили четыре основных типа политической культуры:

1. гомогенная (англо-американская) - политическая культура, характеризующаяся:

- восприятием политики как соперничества групповых интересов, при отсутствии столкновения идеалов;

- общенациональным консенсусом в понимании базовых ценностей - права и свободы личности, рыночная экономика, правовое государство;

- центризмом, исключающим левый и правый экстремизм;

- отсутствие региональных и социально-групповых контрастов в массовой политической психологии;

- светский, прагматический характер, рациональный расчет при принятии решений, индивидуализм, экспериментаторство.

Англо-американская политическая культура отражает ведущие установки массового сознания стран Северной Америки и Великобритании.

2. Конец формыфрагментированная (континентально-европейская). Для нее характерно:

- среди различных группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих политических принципов. Общество разделено, фрагментировано на множество субкультур со своими ценностями, часто не совместимыми друг с другом;

- свободная соревновательность политических платформ перед лицом избирателей;

- поляризованный политический спектр, цикличный, прерывистый характер политического времени, политическая нестабильность.

В качестве характерного примера Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой Республики, Италию.

3. доиндустриальный, смешанный (авторитарно-патриархальный) характеризуется сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран. Она часто формируется в условиях эрозии традиционных норм, роста чувства неустойчивости. В результате в поисках защиты люди обращают свой взор на заимствованные ценности, харизматического лидера. Соответственно в таких обществах нет специализированных политических позиций: происходит наложение традиционных и рационально-правовых ролей (глава государства одновременно воспринимается как «отец»). Помимо этого в силу сильного социального расслоения различные группы имеют совершенно различное представление о стоящих перед обществом проблемах. В итоге непредсказуемость и нестабильность. Она господствует в модернизирующихся развивающихся странах. Основные черты:

- в политике воспроизводится патриархальный архетип «большой семьи» во главе с царем-батюшкой, патерналистская ориентация;

- высокотрадиционный характер, сосуществование традиционных и вестернизированных институтов;

- нестабильность политической системы.

4. тоталитарная. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь гомогенность, единство политических ценностей искусственное. Отсутствуют добровольные организации и ассоциации, политическая коммуникация контролируется центром. Основные черты:

- полный политический контроль над всеми сторонами жизни;

- использование насилия и единая идеология в качестве инструмента политического регулирования.

Существует также иной подход к типологии политических культур Г. Алмонда и С. Вербы, которые различали три вида политической культуры:

- приходская культура;

- зависимая культура;

- политическая культура участия.

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей. И, наконец, культура участия характеризуется активностью. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления.

Г. Алмонд и С. Верба считают, что в чистом виде отдельные типы культур не существуют, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура — это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, равно как и многие другие играют пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно участвует в политике, традиционалистские, подданнические качества полностью не вытеснены. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что эти типы политической культуры не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным.

В современной политологии придерживаются мысли о неиерархичности политических культур, признание самоценности каждой политической культуры.

Современный опыт развития Японии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР, а также особенности развития стран Магриба свидетельствует о том, что принципы демократической политической культуры – индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита прав человека и другие – не являются результатом только западного пути развития.

В различных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. В связи с этим в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку. Выделяют пять типов политических культур – конфуцианско-буддийская, индо-буддийская, исламская, западная, православно-славянская. В рамках новой версии цивилизационного подхода современный мир интерпретируется как многозначный, как «встреча цивилизаций», диалог на базе всеобщих символических форм. В свое время П.Сорокин обратил внимание на то, что цивилизации различаются между собой, прежде всего «доминантными формами интеграции». Поэтому цивилизационный подход может быть ориентирован на поиск «доминантной формы» социальной интеграции, то есть того, что объединяет локально-исторический ареал в одно целое и делает его уникальным. Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-буддийской культуры очевиден. Такие страны, как Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур являются наиболее яркими представителями этой цивилизации.

Более 2 тысячелетий свод этических правил конфуцианства имел такое же значение, как десять заповедей Христа. Вопрос о том, каким образом древнейшие философские учения оказывают влияние, по-прежнему остается предметом дискуссий. Основанное на гуманной этике, конфуцианское общество управляется в соответствии с пятью принципами отношений: отец должен относиться к сыну доброжелательно, а сыновья к отцу с сыновней почтительностью; старший брат должен относиться к младшему с добротой, а младший - к старшему с уважением; муж должен относиться к жене справедливо, а жена к мужу - услужливо; правитель должен относиться к подданным благожелательно, а подданные - с верностью.

Особая роль в политической культуре отводилась государству. Согласно конфуцианству, государство – нечто изначально присущее миру, порядок, установленный Небом. Такое отношение породило двоякого рода представления: с одной стороны, не делалось различий между церковью и государством, с другой стороны – государство воспринималось как-то, чему необходимо поклоняться. Такая точка зрения породила этатизм (подданническая культура). И сегодня он разделяется большинством жителей АТР.

Например, китайская газета «Цзинцзи жибао» опубликовала анализ экономического развития АТР в 1996 году, в котором сделан вывод о том, что одной из главных причин азиатского экономического чуда является стремление правительства многих азиатских государств играть руководящую роль в экономике. В газете говорилось, например, что в Сингапуре были осуществлены два пятилетних плана и два десятилетних плана и т. д.

Под влиянием конфуцианства специфическую форму приобрел патернализм и в Японии: «амаэ» - тип отношений, когда слабый устремляется к сильному, ищет опору и поддержку, это эмоциональные отношения, основанные на зависимости от доброты других; «гири» - долг благодарности, который человек выполняет всю жизнь, платит добром на добро; «онгаэси» - благоволение старшего младшему в расчете на возвращение долга, когда младший повзрослеет, а старший состарится; «иэ», сохранившая название, но сузившаяся до функции соседской группы, т.е. группа соседей, проживающая рядом в городе и деревне. Конфуцианская этика внесла в культуру японского традиционного общества культ групп. Каждый человек должен ощущать себя частью семьи, общины-пятидворки или десятидворки. Групповое сознание возникло в древности. На его формирование оказала существенное влияние рисовая цивилизация: так как рис необходимо высаживать, а потом убирать в кратчайшие сроки - в два – три дня, это требовало высочайшей организованности коллектива общины.

В настоящее время традиции культа группы до сих пор живы – по сию пору во многих местах Японии существует обычай, когда приехавший человек с подарками навещает соседей справа, слева и напротив. Сослуживцы современных фирм считаются более близкими людьми, нежели родня.

Группы являлись важнейшим институтом социализации, воспитывали чувство преданности и долга, подчинения авторитету, старшему по возрасту и чину, групповой конформизм, пассивность и послушание рядовых. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Отличительной особенностью традиционного японского общества, которая сохраняет свое значение поныне, является тот факт, что неформальная иерархия играет большую роль, нежели формальные структуры. Мнение, суждение группы является истиной в последней инстанции. В рамках группы не принято соперничать – действовала норма социальной нивелировки «шляпка гвоздя не должна торчать»: неприлично высовываться, все гвоздики должны быть забиты одинаково. Межличностные отношения между различными группами затруднены, смена групп – тоже. Клановость, замкнутость, кастовость характерна и для современной Японии. Все решения в группах принимались и принимаются через согласование и консенсус. «Никто не может служить двум хозяевам» - считают японцы и стараются сохранить преданность одной фирме, а во внешней ориентации – одной стране, Соединенным Штатам.

Сами японцы феномен «адаптирующего коллективизма» характеризуют как коллективное управление. Данные установки нашли отражение в пословицах: «Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься», «Где люди горюют, горюй и ты». Таким образом, в странах АТР накопление «демократического потенциала» шло по пути не прямого заимствования западных стереотипов, а формирования собственных элементов демократической культуры. Приоритет общественных интересов перед частными, способность личности поступиться своими интересами, а иной раз и правами ради общего блага – все это органично присуще современной политической культуре этих стран.

Правоведы и политологи из Европы, знакомясь с японским судопроизводством, бывают крайне удивлены ничтожно малым по сравнению с Западом количеством гражданских дел. Японец, терпящий убыток по чьей-то вине, реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем европеец. Обращение в суд с требованием возместить убытки рассматривается почти как вымогательство, поэтому японцы стараются воздерживаться от таких действий. Даже незначительная компенсация, далеко не соответствующая понесенным убыткам, расценивается потерпевшей стороной как искреннее желание возместить ущерб, обычно принимается с благодарностью.

Что касается буддийской этики, то Н. Кандзи исследовал роль буддийской этики в политической модернизации Японии. Оказалось, что буддизм наряду с конфуцианством поддерживал этику мирского аскетизма, трудолюбия, бережливости, накопительства, поклонения старшим, преданность государству. Н. Кандзи приводит наиболее важные заповеди буддийской секты «Чистая земля»: работай усердно дома, не играй в азартные игры, будь умеренным в бесцельной роскоши и т. д.

Таким образом, через нравственные ценности страны конфуцианско-буддийской Азии делают акцент на прагматических аспектах. Менталитет «азиатских драконов» как бы пронизан духом меркантилизма, коммерциализации и конкуренции. Долгое время западные политологи разделяли мнение, что конфуцианские ценности являются тормозом на пути развития стран АТР и враждебны духу экономического развития. Западные политологи выделили четыре основных принципа организации конфуцианского общества, которые, по их мнению, препятствуют развитию либерального общества:

- клановый характер – выдвижение на первое место интересов семьи;

- право наследования за всеми детьми (как фактор распыления капитала);

- чрезмерное внимание к личному накоплению (как препятствие на пути обращения капитала);

- жесткая социальная иерархия, в которой ремесленники и торговцы занимают нижнее место в социальной иерархии (как препятствие на пути развития среднего класса).

Однако практика социально-экономического развития «азиатских драконов» опровергла схемы западных политологов. Опираясь на авторитарно-патриархальную модель, они создали климат нетерпимости к хозяйственной безответственности и к роскоши. Этот климат позволил обеспечить необычайно высокую долю накопления: более трети валового национального продукта. Одновременно государством был обеспечен жесткий экономический протекционизм по отношению к национальной промышленности и торговле. Транснациональные корпорации не допускались на внутренний рынок до тех пор, пока национальные предприятия не получили реальной возможности с ними конкурировать.

Приверженность к канонам в политике, стереотипность китайского мышления – одна из важных черт современного политического процесса в странах конфуцианско-буддийского направления. Если политик, обращаясь к аудитории, использует в качестве аргумента исторический факт, он неизменно встречает благосклонный прием. Решающим аргументом в пользу той или иной точки зрения были ссылки на прецеденты в истории, ссылки на классиков, канонические книги. «Золотой век» в прошлом, все идеальное и непогрешимое – там. Таким образом, новые идеи получали отклик в Китае только в том случае, если они подкреплялись историческим прецедентом. Вспомним реформатора Кан Ювэя, объявившем свою программу реформ «обновленным конфуцианством». Он объяснял свое обращение к авторитету Конфуция так: «Когда простой смертный говорит об изменениях государственного режима, то это вызывает у людей лишь удивление; когда же он начинает приписывать все эти слова древним властителям, то никто не бывает этим испуган, и сам он избежит опасности. Без исторического примера трудно добиться доверия, а без доверия народ не будет повиноваться…» Практический смысл обращения к авторитетам был в том, что любой грамотный, образованный человек в Китае сразу понимал, о чем идет речь, когда ссылались на ту или иную историческую аналогию. Прецедент – это знак в традиционном мышлении. Все это позволяет сделать вывод о том, что древность вошла в политическую культуру как основание института политической традиции.

Традиционное мышление народов конфуцианско-буддийского направления нашло преломление в стратагемности мышления. Швейцарский исследователь Харро фон Зенгер называет их секретным национальным достоянием традиционного Китая, долгое время бывшего недоступным для европейцев. «Стратагема» означает «план», «ловушка», «хитрость». Это умение рассчитывать ходы, предвидеть результаты, изучать психологические особенности человека, умение достигать успеха с наименьшими издержками. В древности это умение распространялось на дипломатическую и военную сферы, но постепенно стало применяться во всех сферах деятельности, вплоть до бытовой. Стратагемность мышления стала особенностью национальной психологии. Вот азбука стратагемщика: «Если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой, приведи его в расстройство и бери его; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его, если его ряды дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает».

Стратагемность стала одним из принципов политической культуры Китая. Вспомним «стратегические планы по усмирению русских» императора Канси, которые действовали в течение 20 лет и закончились подписанием очень невыгодного для России Нерчинского договора 1689 г.

Таким образом, лояльность, умеренность, поклонение старшим, коллективизм – вот наиболее важные ценности конфуцианско-буддийской политической культуры. Отражением этого является специфическое восприятие ценностей других культур восточным обществом. Т. Ишида внимательно исследовал этот вопрос на примере восприятия японцами и китайцами ценностей западной демократии. Он отмечал, что такие привычные для европейцев понятия, как «гражданское общество», «политическая свобода», «права человека» были здесь изначально чужими. Перевод английского слова «свобода» на китайский имеет другой смысловой оттенок – эгоистичный, своевольный, более подходя под бранное выражение.

Таким образом, политическая культура групповой ориентации, восточное неиндивидуалистическое правовое и гражданское сознание, основанное на компромиссе, способность к реинтерпретации ценностей в духе современности с опорой на национальную традицию характерно для стран конфуцианско-буддийской ориентации. Успех этих стран показал, что благополучие нации складывается не только из экономических показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного единства народа, поверившего в свои силы.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую способность к ассимиляциии синтезу инокультурных влияний. В определенном смысле исламская культура является важным связующим звеном между Античностью и эпохой Возрождения на Западе, поскольку европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания в развитии своей цивилизации.

Фактор усиления роли ислама определяется, прежде всего, наличием группы государств, условно объединяемых понятием «мусульманский мир». К нему принято относить 57 государств – членов Организации исламского сотрудничества. В цифровом выражении это полутора миллиардное население, одна пятая территории, почти третья часть экономических и половина энергетических ресурсов Земли. Сама атрибутика «исламский» присутствует в официальных наименованиях более десятка государств. Ислам в последние годы переживает созидательный бум. Так, например, в 1998 году впервые членом ОИС стало латиноамериканское государство – Суринам. В 2002 году к Организации на правах наблюдателя присоединилась Россия.

Надо отметить, что в отличие от христианства он и поныне означает для своих последователей нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений,типа культуры. Отсюда проистекает поразительная способность Ислама к политизации и адаптации.

В современном мире бурный рост исламского мира вызывает тревогу и озабоченность на Западе. Продолжается противостояние между западным и исламским миром, особенно – в Персидском заливе. Все это позволило Хантингтону сделать вывод о том, что синдром «братских стран» в исламском мире делает эту цивилизацию серьезным противником Запада в 3 тысячелетии.

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,6 миллиарда человек. Каждый пятый в мире считается мусульманином. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире. На начало 2010 года в Казахстане официально признают ислам 6,9 миллиона человек, из 2300 религиозных и культовых общин 1275 – мусульманских.

Остановимся на некоторых содержательных моментах ислама. Прежде всего, ислам - это последовательно монотеистическая религия. Отсюда вытекают два важных принципа: принцип полной покорности и священностигосударственной власти. Идея единого Бога и принцип полной покорности указывает человеку и властьдержащим на их достаточно скромное место в мире, то есть непосредственно на каждого мусульманина накладываются определенные ограничения и обязанности. С другой стороны, коль скоро, государственная власть священна, то долг каждого рядового мусульманина повиноваться политическим лидерам. «Слушать и исполнять повеление властей – долг мусульманина, независимо от того, нравится ему или нет».

Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи).

Следующий важный момент исламской политической культуры – универсальный горизонт надэтнического религиозного мышления. В Коране утверждается единство Бога, из которого вытекает единство нашего мира и человеческого сообщества. Пророк Мухаммед так интерпретирует это положение: у всех людей первоначально была одна вера, однако впоследствии, с умножением человеческого рода, начались религиозные споры. Вследствие этого первоначальная вера замутилась. Следовательно, Мухаммед не рассматривает Коран в качестве единственного откровения: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». Таким образом, повторяя мысль русского философа В. Соловьева, миссия ислама не ограничивается национальными идеями – она мыслится гораздо шире. Таким образом, мусульманская политическая культура обладает мощным потенциалом надэтнического мышления, это универсальная культура. И сами правоверные мусульмане понимают свою миссию как всемирную. Именно поэтому в мусульманской культуре отсутствует национализм в современном понимании этого слова.

С другой стороны, нельзя обойти вниманием одно важное противоречие. Хотя Мухаммед был убежден, что решающее значение принадлежит проповедям ислама, духовному воздействию, в Коране обосновывается возможность священной войны как войны за веру, если навязывается обстоятельствами жизни во враждебном окружении. Итак, мотив завоевания присутствует в политической культуре ислама, но не является определяющим, скорее – подчиненным. И наличие такого мотива не может служить основанием для характеристики всей культурной традиции как насильственной: никто ведь не лишает гуманистического статуса западную цивилизацию, которая вела крестовые походы за веру.

Итак, сакральный характер политической культуры исламской цивилизации очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики. Более того, именно исламская политическая культура закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.

Западный политолог, в частности Вебер, утверждают, что определяющими в исламской культуре являются этатизм и имперство. Конечно, пророк Мухаммед выдающийся прагматичный государственный деятель. Он сумел создать сильную мировую империю. Однако,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.