Здавалка
Главная | Обратная связь

Самооценка личности и собственность



О том, насколько в любую эпоху значимы самооценка и связанное с ней стремление к славе для человека, какой бы собственностью он ни обладал и какой бы пост не занимал, очень хорошо говорит высказывание выдающегося ученого и мыслителя XVII Блеза Паскаля: «Славолюбие – самое низменное из всех свойств человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его возвышенной сути, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен общим уважением. Он испытывает такое уважение к человеческому разуму, что даже почтеннейшее положение в нашем земном мире не радует его, если этот разум отказывает ему в людском почете. Почет – заветнейшая цель человека, он всегда будет неодолимо стремиться к ней, и никакими силами не искоренить из его сердца желания ее достичь». Данный момент обусловливает необходимость более детального внимания к проблеме самооценки со стороны любого человека.

Исходя из общей концепции данного учебного пособия, собственность влияет на самооценку личности, точно так же, как самооценка изменяет характер отношения человека к собственности. Разберёмся в этом вопросе более конкретно.

Во-первых, материальный достаток, вне всякого сомнения, для многих людей стимулирует уровень самооценки: чем богаче становится человек, тем больше это дает ему уверенность в жизни. Наличие и уровень собственности (в большинстве своем материализованных результатов деятельности) выступают мощнейшим стимулом самооценки и самоуважения личности (бедность и нищета редко укрепляют достоинство человека).

В этом плане хорошим примером может послужить психологическое состояние многих «новых русских», сумевших в результате бесконтрольной приватизации и сверхвыгодных торговых сделок очень быстро и сказочно обогатится. И это подняло их мнение о собственных потенциалах и ценности личности в целом, добавило таким людям прав «гордиться» собственными предпринимательскими способностями и дарованиями («талант делового человека»), своей «фортуной» и особой предназначенностью, а это, в свою очередь, заметно подняло общую самооценку.

Росту самооценки в таких случаях способствует и возможность сравнить конкретные атрибуты своего богатства с соответствующими материальными объектами других людей: «твоей квартирой даже бедняка не удивишь, а вот моя…», «на твоем «корыте» (машина) в свет стыдно выехать».

Во-вторых, собственность, особенно на начальных этапах ее накопления, может во многом предопределять нахождение человека на социальной иерархической лестнице. Когда в российском обществе за несколько лет произошла значительная дифференциация по уровню богатства и бедности, появились группы, считающие себя «столпами общества» в связи с обладанием собственностью. При этом здесь наблюдается следующая закономерность: чем ближе к элите считает индивид себя, тем скорее можно ожидать от него соответствующей оценки своего положения в обществе, своего профессионального и должностного статуса. Причем некоторые группы специально подчеркивают свою элитность, престижность принадлежности к ней индивида по национальным, наследственным и иным признакам. Например российские нувориши, как и американцы из высшего класса всемерно стремятся подчеркнуть свое материальное положение и социальное значение. В связи с этим, их потребление носит часто показной, демонстративный характер и функционирует в качестве символа их социального статуса. Покупая, в частности, жилье, как в своей стране, так и в различных зарубежных городах, они стремятся к тому, чтобы оно вызывало ощущение высокой значимости его владельца.

Возможности демонстративного потребления и показа своих материальных возможностей становятся, таким образом, третьим фактором, влияющим на формирование самооценки. Его воздействия на отдельного человека, конкретные социальные группы исследовал ещё Т. Веблен в своей «Теории праздного класса»: «Для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения» [16, с.113]. Человек, сумевший построить особняк или дачу, каких нет ни у одного из окружающих, купивший шикарную и сверхдорогую иномарку, проводящий время в престижных ресторанах и барах, имеющий средства для постоянных поездок для отдыха за границу, - воспринимает данные свои возможности под углом зрения своей значимости и оригинальности. Наоборот, несостоятельность в материальных возможностях есть свидетельство «низкого» положения и это уничижает самооценку.

В-четвертых, увеличение размера собственности зачастую сопровождается расширением возможностей участия в социально-значимых деятельностях: меценатство, спонсорство, инвестиции в разные области культуры, спорта, материальная помощь известным людям, попавшим в трудные обстоятельства и т.п. В тоже время индивид с высоким уровнем богатства имеет более высокие шансы для участия в эффективной политической жизни своего региона и страны в целом, подтверждая этим известную мысль: собственность – это власть, и наоборот…

И здесь опять-таки действует следующий механизм: чем больше и успешнее человек включается в практически полезную, престижную или (и) высокооцениваемую деятельность, тем скорее у него формируется база для высокого уровня его самооценки. На самооценке через реализацию экономических и политических ролей личности, естественно, будут сказываться и «веер деятельностей», которыми удачно или неудачно овладевает индивид, и сравнение собственных успехов в деятельности с аналогичными результатами партнеров и, особенно, конкурентов, и масштаб признания его деловых и общественных достижений окружающими людьми. А через средства массовой информации, аудитория – субъект оценки – может быть весьма и весьма значительной.

Названные моменты обусловливают основные социально-психологические механизмы формирования самооценки «через собственность», но, естественно, в полной мере не исчерпывают всех возможных их вариантов.

Общеизвестна в социальной психологии дифференциация уровней самооценки: заниженная, адекватно-низкая, адекватно-высокая и завышенная [см., например, 34, с.126-128]. Согласно У. Джеймсу простейший механизм формирования самооценки можно отразить в следующей формуле:

С (самооценка) = Успех
Притязание

Исходя из формулы, быстрый и высокий успех при незначительных притязаниях может вызвать и обычно вызывает огромный рост самооценки. Напротив, высокие притязания и малозаметные успехи в своем сочетании дадут низкую самооценку. Эти факты проявляются на практике.

Мы уже отмечали, что для многих современных российских собственников, обогатившихся в период «приватизации», чаще характерно мнение о своей исключительности и завышенная самооценка. Рассмотрим в связи с этим некоторые психологические особенности людей данного типа.

Итак, человек с завышенной самооценкой характеризуется:

· Ожиданием публичных восхищений своими уникальными способностями и талантами, приведшими к обладанию собственностью крупных размеров,

· Уверенностью в собственной высокой значимости, в грандиозности своих достижений,

· Преувеличением важности и исключительности своих проблем,

· Попытками использовать окружающих для самовозвеличивания,

· Ожиданием услуг и льгот без принятия на себя обязательств взаимности,

· Склонностью отвечать на критические замечания либо холодно – презрительным равнодушием, либо «взрывными» эмоциями: яростью, опустошенностью,

· Непостоянство в отношениях с другими людьми, которых они то превозносят, то проклинают,

· Склонностью к мечтанию и фантазированию, причем содержание мечтаний связано с собственными триумфальными успехами, властью, блестящим положением и т.п.

В деловом взаимодействии с другими людьми, особенно с теми, кто «ниже рангом» по размеру собственности и статусу, находится в зависимости или выступает в роли «противника», человек с завышенной самооценкой отличается небрежностью в подходе к другим. При этом знаки превосходства могут не просто обижать, а оскорблять. В частности, с его стороны вполне возможны реплики типа: «С вашим имущественным положением лучше помолчать», «Хватит молоть чушь о нравственной ответственности», «Глупости все это», «Ай, да бросьте свои дурацкие штучки».

Анекдоты и юмористические передачи о некоторых наших быстро обогатившихся собственниках ярко зафиксировали ущербность кичливых и амбициозных людей. Быть заносчивым и самовлюбленным становится не модным, поскольку от этого чаще всего страдают деловые контакты.

Вообще надо сказать, что завышенная самооценка весьма часто встречается у людей, занятых востребованной и престижной деятельностью, результаты которой на виду у всех и при этом хорошо оплачиваются. В таком случае появляется резон противопоставлять себя и людей своего круга другим, возвышаться над ними. Один из соучеников Б.Гейтса по колледжу, известный сиэтлский архитектор, так отзывался о своих впечатлениях о будущем миллионере и его компьютерной команде: «Вначале я боялся Гейтса и остальных «вундеркиндов» из компьютерного класса. Я их даже в некоторой степени боготворил. Но скоро решил, что они просто надутые индюки, и не захотел больше с ними общаться. Это была отчасти причина моего отказа от работы с компьютерами… Они вели себя высокомерно, были заносчивыми и нелюдимыми – я просто не хотел стать таким же» [20, с. 28-29].

Размышления о вреде завышенной самооценки собственника необходимо дополнить суждениями об аналогичном негативном влиянии заниженной самооценки. Главный её минус в том, что она ведёт к неоправданной пассивности личности в связи с ожиданием слабых или вообще плохих результатов, к высокой тревожности. Такой человек, даже имея немалые материальные средства, боится вкладывать их в дело, сразу же теряется в ситуациях риска. Его мысли об экономической активности часто отдают пораженчеством: «В бизнесе я никогда не достигну успехов», «Зачем волноваться по поводу конкурса, у меня всё равно шансов нет», «Меня это не интересует, всё равно ничего хорошего не выйдет». Помощь в преодолении подобных настроений собственника может отозваться сторицей.

Истинный хозяин, истинный собственник – это всегда личность с адекватным осознанием своих потенциалов и возможностей, своих притязаний и успехов. В противовес маниакальным чертам самовлюбленности, наличие у человека высокой адекватной самооценки и самоуважения не означает, что личность ставит себя выше всех остальных, не видит своих недостатков или считает себя вершиной совершенства. Оно означает, прежде всего, что человек, как личность принимает и уважает себя, положительно относится к своим склонностям и способностям. Собственник, к которому благосостояние пришло через честную предприимчивость, бережливость и эффективный труд – это всегда человек, знающий свою цену, но одновременно не желающий противопоставлять себя другим. Такие люди с высокой адекватной самооценкой самостоятельны, во многих своих начинаниях трудно поддаются голословному внушению, дорожат своим мнением и именем. О значении подобных качеств для человечности человека Г. Тард сказал: «Как вера и любовь, гордость есть нечто вечное».

Высокая адекватная самооценка, как и гордость истинного собственника – это социально значимое явление. Такой человек, ставши предпринимателем, никогда не будет давать добро на выпуск некачественной продукции, он всегда будет стремиться обеспечить известность, престиж и имидж собственной фирмы на родных рынках товаров, он будет влиять на формирование общественного блага, осуществлять помощь и поддержку нуждающимся. Одним словом он будет ярким представителем социально-ответственного бизнеса. Многие люди знают, как рьяно некоторые предприниматели берегут и достоинство марки своего товара, и собственное достоинство. Два этих момента являются очень важной основой успешности их дела.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.