Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативные качества как детерминанты эффективности собственника



Жизненные примеры известных эффективных собственников и предпринимателей, таких как Билл Гейтс, Мэри Кей, Акио Морита, Ли Якокка и др. показывают, что они добились очень высоких успехов в значительной степени благодаря своим умениям создавать целеустремленные, дружные и работоспособные команды, делами подтверждающие тезис «один в поле не воин». А умение сплачивать людей, вести их к значимой цели, стимулировать их энергию в интересах дела, в свою очередь, самым серьезным образом зависит от коммуникативных качеств человека.

Не менее значим для собственника и другой аспект: продает или покупает он свое имущество и недвижимость, ведет ли переговоры о слиянии капиталов с партнерами, решает ли вопросы со страховыми компаниями, налоговыми органами, административными лицами – везде ему необходимы навыки эффективного общения для того, чтобы защищать себя и свою собственность.

Коммуникативность, общительность человека — это интеграцион­ное свойство, взаимосвязанное со всеми рассмотренными выше параметрами личности. Оно зависит и от определенных природных свойств и дарований че­ловека, и от превалирующей мотивации личности, и от уровня ее само­оценки. Если взять последнюю переменную, то такие характеристики, как амбициозность, апломб, претензиционность, кичливость человека, или, наоборот, униженность, подавленность, неверие в себя и т.п. неиз­бежно скажутся на качестве взаимных контактов с другими людьми, каким-то образом отразятся на успешности деятельности.

В последнее время в учебной и практической литературе появилось очень много книг и пособий, в которых даны различные советы и рекомендации, как формировать в себе нужные для успешности деловых контактов коммуникативные качества. Учитывая это, а так же специфическую цель нашей работы, не будем детально вникать в данные вопросы. Попытаемся лишь кратко проследить положительное или отрицательное влияние некоторых характеристик внешнего поведения и внутреннего мира лич­ности, связанных с уже рассмотренными ее особенностями, на эффек­тивность экономических контактов, а также на презентацию достоинств и личных качеств собственника (см. таблицу 3).

Таблица 3

Положительное или отрицательное влияние характеристик личности на эффективность контактов.

Характеристики Действуют положительно Действуют отрицательно
I. Внешние данные Располагающая мимика Мелодичный благозвучный голос Открытый взгляд Раскованность, естественность поведения Чистоплотность Хорошие манеры   Уравновешенность Уродливая гримаса Неприятный голос   Бегающий взгляд Напряженность позы   Неопрятная одежда Вялость разговора Визгливость, шепелявость Неуравновешенность
Общая направленность Альтруизм, самоотверженность   Доброта, жертвенность Простота, открытость Доверие людям Развитое чувство юмора Благотворительность Толерантность, как терпимость к чужим недостаткам Искренность, чистосердечность Твердые позиции и их отстаивание Высокий уровень мотивации Ярко выраженный индивидуализм Злобное отношение к людям Скрытность, замкнутость Властность Сарказм Скупость Нетерпимость к чужим недостаткам Грубость Болтливость, противоречивость, подхалимство Низкий уровень мотивации
Способности, навыки, деловые качества Стремление к взаимопомощи Обмен опытом, заинтересованность в деле Добросовестность Мастерство Компетентность     Профессионализм Ответственность Совместимость Овладение этическими нормами предпринимателя Стабильность действий Высокая эффективность Неумение и нежелание работать в коллективе Халатность, небрежность в работе Ремесленничество Неквалифицированность, беспомощность, невыполнение профессиональных функций Непрофессионализм Безответственность Несовместимость Злоупотребление должностью, служебным отношением   Низкая результативность
Уровень самооценки и самоуважения Высокий уровень достоинства, не унижающий других Адекватная гордость своим делом Знание себе цены Осознание своих возможностей, потенциалов Самовосхваление Амбициозность Самоуверенность Самовлюбленность Заносчивость Высокомерие, надменность Самоуничижение Чрезмерная самокритичность Соглашательство Затравленность
Умения и свойства для слаженной работы с людьми Благородство Радушие, сочувствие и сопереживание Умение похвалить Предупредительность Любезность, деликатность Доброжелательность Тактичность, корректность Умение слушать и понимать людей Коллективизм   Благодарность Сплетничание, злоязычие Высмеивание людей Словестные «гадости» Скупость на комплименты Неумение хранить секреты Прерывание других Равнодушие к людям Резкость, несдержанность Бестактность   Навязывание собственного мнения Неблагодарность Непристойные выражения

 

Достаточно лишь поверхностного взгляда на таблицу, чтобы убе­диться, что многие из представленных характеристик, их детали и нюан­сы могут выступать и выступают детерминантами эффективности взаимодействия во многих ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что значительное количество из них можно целенаправленно вырабатывать посредством различного рода тренировок, упражнений, социально-психологических тренингов.

Но, создавая образ успешного собственника-«коммуникатора», все же не будем лишать человека права быть таким, каким он есть на самом деле, не только с его плюсами, но и с определенными минусами. Природа человека, некоторые негативные особенности его темперамента и характера, всегда прорываются сквозь любую их маскировку. Человек может быть резким, упрямым, не в меру порывистым, проявлять жесткость в отношении к людям, ничуть не проигрывая в целом в своем деловом облике. Д. Деарлав пишет о Билле Гейтсе: «Критики утверждают, что в некоторых случаях он позволяет своим эмоциям вырваться на волю – в частности, что его неприязнь к некоторым соперникам иногда омрачает его суждения. Как избалованный ребенок в приступе гнева, он иногда может накричать на тех, кто вызывает его неудовольствие, - однако только в интересах Microsoft» [20, с. 78].

В приведенной цитате прослеживается еще один значимый момент – особенности отношения собственников и бизнесменов к своим конкурентам. Контакты с людьми, которые противостоят твоим интересам и выгодам, очень ярко характеризуют каждого из бизнесменов. Здесь можно выделить массу деталей и нюансов, т.е. спектр таких отношений может варьироваться от уважения и признания до пренебрежения и ненависти. Но интересно опять-таки отношение к соперникам в компании Microsoft. При всей категоричности принципа «Пленных не брать» (подразумевающего уничтожение конкурентов, стремление к безоговорочной победе), индивидуальным девизом Б. Гейтса является: «Держи свои личные пристрастия в стороне от деловых решений». Он не позволяет личной неприязни влиять на деловые решения. «Как настоящий прагматик, во многих случаях Б. Гейтс вел ожесточенные сражения, длившиеся годами, с соперником, с которым потом, если это ему было выгодно, он начинал создавать общий бизнес» [там же, с. 84].

Заканчивая разговор о некоторых коммуникативных качествах и в целом об особенностях личности собственника, подчеркнем уже высказанную мысль о взаимозависимости и взаимопроникнутости ее характеристик от уровня и содержания собственности. Экономический человек – это сплав того, чем он владеет, к чему он стремится, что он может, на что он претендует и как подготовлен он к взаимодействию с другими. Соотношение, пропорция в личности каждого из названных моментов создает в конкретном случае индивидуальный и в то же время социальный тип собственника.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.