Коммуникативные качества как детерминанты эффективности собственника
Жизненные примеры известных эффективных собственников и предпринимателей, таких как Билл Гейтс, Мэри Кей, Акио Морита, Ли Якокка и др. показывают, что они добились очень высоких успехов в значительной степени благодаря своим умениям создавать целеустремленные, дружные и работоспособные команды, делами подтверждающие тезис «один в поле не воин». А умение сплачивать людей, вести их к значимой цели, стимулировать их энергию в интересах дела, в свою очередь, самым серьезным образом зависит от коммуникативных качеств человека. Не менее значим для собственника и другой аспект: продает или покупает он свое имущество и недвижимость, ведет ли переговоры о слиянии капиталов с партнерами, решает ли вопросы со страховыми компаниями, налоговыми органами, административными лицами – везде ему необходимы навыки эффективного общения для того, чтобы защищать себя и свою собственность. Коммуникативность, общительность человека — это интеграционное свойство, взаимосвязанное со всеми рассмотренными выше параметрами личности. Оно зависит и от определенных природных свойств и дарований человека, и от превалирующей мотивации личности, и от уровня ее самооценки. Если взять последнюю переменную, то такие характеристики, как амбициозность, апломб, претензиционность, кичливость человека, или, наоборот, униженность, подавленность, неверие в себя и т.п. неизбежно скажутся на качестве взаимных контактов с другими людьми, каким-то образом отразятся на успешности деятельности. В последнее время в учебной и практической литературе появилось очень много книг и пособий, в которых даны различные советы и рекомендации, как формировать в себе нужные для успешности деловых контактов коммуникативные качества. Учитывая это, а так же специфическую цель нашей работы, не будем детально вникать в данные вопросы. Попытаемся лишь кратко проследить положительное или отрицательное влияние некоторых характеристик внешнего поведения и внутреннего мира личности, связанных с уже рассмотренными ее особенностями, на эффективность экономических контактов, а также на презентацию достоинств и личных качеств собственника (см. таблицу 3). Таблица 3 Положительное или отрицательное влияние характеристик личности на эффективность контактов.
Достаточно лишь поверхностного взгляда на таблицу, чтобы убедиться, что многие из представленных характеристик, их детали и нюансы могут выступать и выступают детерминантами эффективности взаимодействия во многих ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что значительное количество из них можно целенаправленно вырабатывать посредством различного рода тренировок, упражнений, социально-психологических тренингов. Но, создавая образ успешного собственника-«коммуникатора», все же не будем лишать человека права быть таким, каким он есть на самом деле, не только с его плюсами, но и с определенными минусами. Природа человека, некоторые негативные особенности его темперамента и характера, всегда прорываются сквозь любую их маскировку. Человек может быть резким, упрямым, не в меру порывистым, проявлять жесткость в отношении к людям, ничуть не проигрывая в целом в своем деловом облике. Д. Деарлав пишет о Билле Гейтсе: «Критики утверждают, что в некоторых случаях он позволяет своим эмоциям вырваться на волю – в частности, что его неприязнь к некоторым соперникам иногда омрачает его суждения. Как избалованный ребенок в приступе гнева, он иногда может накричать на тех, кто вызывает его неудовольствие, - однако только в интересах Microsoft» [20, с. 78]. В приведенной цитате прослеживается еще один значимый момент – особенности отношения собственников и бизнесменов к своим конкурентам. Контакты с людьми, которые противостоят твоим интересам и выгодам, очень ярко характеризуют каждого из бизнесменов. Здесь можно выделить массу деталей и нюансов, т.е. спектр таких отношений может варьироваться от уважения и признания до пренебрежения и ненависти. Но интересно опять-таки отношение к соперникам в компании Microsoft. При всей категоричности принципа «Пленных не брать» (подразумевающего уничтожение конкурентов, стремление к безоговорочной победе), индивидуальным девизом Б. Гейтса является: «Держи свои личные пристрастия в стороне от деловых решений». Он не позволяет личной неприязни влиять на деловые решения. «Как настоящий прагматик, во многих случаях Б. Гейтс вел ожесточенные сражения, длившиеся годами, с соперником, с которым потом, если это ему было выгодно, он начинал создавать общий бизнес» [там же, с. 84]. Заканчивая разговор о некоторых коммуникативных качествах и в целом об особенностях личности собственника, подчеркнем уже высказанную мысль о взаимозависимости и взаимопроникнутости ее характеристик от уровня и содержания собственности. Экономический человек – это сплав того, чем он владеет, к чему он стремится, что он может, на что он претендует и как подготовлен он к взаимодействию с другими. Соотношение, пропорция в личности каждого из названных моментов создает в конкретном случае индивидуальный и в то же время социальный тип собственника. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|