Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая социализация и собственность



Экономическая социализация предполагаетинтериоризацию индивидом (будь то ребенок или взрослый) знаний, умений, навыков, обеспечивающих его участие в различных экономических деятельностях в качестве носителя (исполнителя) соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, торговца, покупателя, акционера и т.д. Экономическая социализация зачастую базируется на нормах, знаниях, традициях и т.п. предписаниях, принятых в данной стране, в данном сообществе, но нередко переходит эти границы. Последнее происходит тогда, когда индивиду необходимо освоить экономические реалии не только своего народа, но и других, взаимодействующих с ним, народов, чтобы эффективно осуществлять с ними сотрудничество, партнерство, участвовать в совместных предприятиях и мероприятиях. В настоящее время все больше наблюдается процесс стремительного расширения границ экономической социализации в связи с активизацией межэтнических и международных деловых контактов не только непосредственных, но и опосредованных: межгосударственные связи, международные корпорации, интернет и т.п.).

Логика данной работы требует, чтобы мы рассматривали не все аспекты экономической социализации, а прежде всего те из них, которые наиболее существенно увязаны с понятием «собственность» и в своем содержании раскрываются как некое «приобщение» к собственности на разных возрастных этапах, в разных социальных группах, в зависимости от пола субъекта социализации и т.д. И сразу же здесь встает вопрос о том, что взять за основу содержания процесса приобщения к собственности, какие конкретные его элементы нуждаются в овладении, в формировании соответствующих знаний.

Стоит кратко рассмотреть содержание и этимологию понятия приобщения - этого, на наш взгляд, смыслового синонима (в какой – то мере) термину социализация. В русском языке у слова «приобщить», «приобщиться» имеется два основных значения:

· приобщить – дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделаться участником чего-нибудь;

· приобщить – прибавить, дополнить чем-либо уже имеющееся.

Как видно, это понятие вполне возможно использовать в связи с понятием собственность, поскольку собственник – это чаще всего деятельное лицо, стремящееся к расширению своей собственности. Кроме того, слова приобщить, приобщение имеют важный для психологии оттенок: участие или прибавка происходят при обществе, т.е. на людях, вместе с ними, т.е. в буквальном смысле социально, в общении и взаимодействии с другими людьми. Отсюда дополнительная смысловая близость данного термина со словом социализация. Отсюда и необходимость рассмотрения коммуникативных аспектов приобщения к собственности.

Важна и другая сторона вопроса. Человек не только приобщается к собственности, но и через её призму смотрит на других людей. В зарубежных исследованиях было выявлено, что личная собственность рассматривалась испытуемыми как более информативная для суждения о человеке, чем его типичное поведение и социальная активность. В ситуациях восприятия других людей, когда был возможен выбор, 84% наблюдателей не только предпочли собственность поведенческой информации, но также делали более точные предположения о личности владельца, чем выбравшие другую информацию. Это позволило исследователям предположить, что люди не только могут делать выводы о личностной идентичности на основе материальной собственности, но зачастую используют её как особенно информативный источник впечатлений (см.23, с.27).

Таким образом, приобщаясь к собственности, делая оценку её специфических особенностей у себя и других людей, индивиды осваивают не только её влияние на свои личностные проявления, но принимают через неё специфические критерии отношения к окружающим.

В общем плане, на наш взгляд, результатом процесса приобщения к собственности должна стать совокупность знаний, умений, навыков личности, обеспечивающая успешное владение, пользование и распоряжение собственностью.

Другими словами, приобщение к собственности – это социальная система целенаправленных и случайных влияний по формированию рационального (а в высшем проявлении - эффективного) собственника, законопослушного хозяина работающей на него и общество собственности. Естественно, это максимализированная и в чем-то идеологизированная цель социализации. Но если вспомнить, что процесс социализации особенно в современной жизни не ограничивается лишь детским возрастом, то эта цель вполне реальна и закономерна хотя бы по отношению некоторой части членов общества.

Несмотря на то, что социализация – это пожизненный процесс, но все же отправная его точка – младенческий возраст, когда человек органично «вбирает» в себя первые семейные и социальные влияния. И вполне закономерен вопрос: какие атрибуты, фрагменты собственности ребенок способен усвоить, начиная с первых шагов и в последующие возрастные этапы?

Ответ на данный вопрос будет дифференцирован в зависимости от этнопсихологических и культурных особенностей народов, которые, в свою очередь, детерминированы спецификой их экономической жизни. Но при социализации любого современного ребенка и молодого человека, по–видимому, можно и нужно выделять следующие важные в «собственническом» плане психологические установки и отношения:

· к вещам и недвижимости,

· к деньгам, их трате и сбережению, к расширяющим и заменяющим их сегодня ценным бумагам и «суррогатам»,

· к своим собственным экономическим возможностям и ролям, связанным с реализацией отношений собственности,

· к предполагаемым (будущим) партнерам и конкурентам по экономической деятельности.

Рассмотрим некоторые аспекты процесса приобщения к собственности и в целом экономической социализации. Но предварительно напомним уже прозвучавшие мысли о трудностях социализации в России сегодняшнего дня. Дело в том, что и в дореволюционный период, и в советское, особенно застойное (70 – 80-е годы), время старшее поколение обычно передавало через организованные и неорганизованные социальные структуры и влияния усвоенный и наработанный опыт своим молодым последователям. И этот опыт зачастую был адекватен сложившейся обстановке, и новому поколению не приходилось прокладывать себе новую дорогу, а было, в основном, достаточно поддерживать принципы и нормы, выработанные «предками». Сегодня же этот тип социализации в силу известных причин нередко не срабатывает, нуждается в частичной или даже полной замене сформулированных ранее канонов и стереотипов. В такой ситуации учиться новым истинам приходится и старшему, и младшему поколениям. Причем, вполне закономерно, что молодежь усваивает новое лучше и быстрее, поэтому зрелые люди отстают от своих более адаптированных и смышленых к происходящим переменам детей и внуков. Эти моменты никак нельзя забывать при рассмотрении любых вопросов социализации и, в первую очередь, при приобщении к разным атрибутам собственности.

Говоря о содержании процесса экономической социализации, вернемся к двум уже изложенным нами позициям. Во-первых, «моделью», неким эталоном при социализации будущего и настоящего собственника являются, естественно, те оптимальные параметры экономически активной личности, которые мы рассмотрели выше. Но всё же это несколько идеализированный и обобщённый эталон и он нуждается в дальнейшей детализации и конкретизации, т.е. выделении более определённых параметров социализации. И здесь надо вспомнить факт, уже отражённый в разделе о личности, что «социализироваться» личность будет прежде всего по отношению к своим экономическим ролям, т.е. овладевать знаниями, умениями, навыками по их реализации. Исполнение экономических ролей заключается в развертывании экономического поведения. Но любое экономическое поведение по своей сути - это чаще всего поведение, в основе которого лежат разного рода действия, операции, приемы, целесообразность и значимость которых предопределяется эффективностью использования (приобретения, продажи, производства, обмена и т.п.) объектов собственности. И экономические взаимодействия в обществе осуществляются так или иначе между исполнителями данных ролей. Более того, известную общую формулировку «собственность есть отношение человека к вещи и отношение человека к человеку в процессе отношения к вещи» можно лучше понять, используя схему контактов между исполнителями разных ролей.

Отношение исполнителей приведённых в предыдущем разделе ролей «6П» при реализации каждым из них собственных функций (деятельности и поведения) можно отразить на следующей схеме (см. рис. 4).

Рисунок дает нам наглядное представление о возможных взаимодействиях и их сочетаниях по реализации экономических ролей. При этом, как говорилось, главный повод этих отношений – это собственность. Кратко поясним каждую из представленных на рисунке экономических ролей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.