Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация местной власти в советский период: положительные и негативные тенденции государственного строительства.



МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МС) В РОССИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (Советский)

После Октябрьской революции остро встал вопрос о МС, вся власть на местах была передана Советам. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами МС было покончено. Огромную роль в сохранении и развитии системы городского и земского самоуправления могло бы сыграть политическое соглашение большевиков и левых эсеров о создании коалиционного правительства в декабре 1917 г. Левые эсеры в отличие от большевиков были ярыми сторонниками сохранения и совершенствования системы МС. Несмотря на это, на основании достигнутого политического соглашения был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе МС. В распоряжение Комиссариата были переданы следующие важнейшие институты МС:

1) Главное управление по делам местного хозяйства;

2) касса городского и земского кредита;

3) земские учреждения.

Существование Комиссариата по местному самоуправлению было недолгим. В марте 1918 г. После выхода левых эсеров из состава правительства решением СНК он был упразднен. В 1926-1926 гг. постановлением СНК были утверждены «Положение о городских Советах» и «Положение о местных финансах», которые сформировали относительно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. Нормативной базой деятельности Советов являлись не столько акты центральных органов государственной власти, сколько партийные документы и решения ЦК партии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров. Конституция РСФСР 1918 г. окончательно закрепила сложившуюся систему местных органов гос. власти, которая включала в себя следующие уровни:

1) съезды Советов, избираемые в процессе многоступенчатых выборов. Впоследствии на основе провозглашенного в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. принципа всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании система съездов Советов была упразднена, все представительные органы власти на местах стали называться Советами;

2) городские и сельские Советы, избираемые непосредственно населением на местах;

3) городские и сельские комитеты, избираемые городскими и сельскими Советами. Возврат к термину «местное самоуправление» в России происходит в 60-х гг. XX в., в систему МС включались следующие органы власти: 1) местные Советы; 2) исполн-ые комитеты (исполкомы) - коллегиальные органы; 3)трудовые коллективы; 4)партийные ячейки

В 80-х гг. XX в. упраздняется система трудовых коллективов и партийных ячеек, вводится должность председателя местного Совета, учреждается президиум местного Совета. На местах также действуют различные отделы, управления, комитеты и комиссии. Местные Советы решали все вопросы местного значения исходя из общегосударственных и партийных интересов, но не из интересов населения. Основной формой работы Советов были сессии. Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что МС - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении МС от государственной власти.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МС В 90-е гг. XX В.

В процессе реформирования советской системы МС можно выделить следующие основные этапы:

1) 1990-1991 гг. - принятие 9.04.1990 г. Закона СССР

«Об общих началах МС и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, решил вопросы формирования финансово-экономической базы МС, а также вопросы становления системы коммунального хозяйства. Основным органом местного самоуправления становились Советы, был провозглашен лозунг «Вся власть - Советам». Однако Советы были выведены из-под партийного контроля и надзора со стороны исполнительных комитетов. Органам государственной власти было запрещено вмешиваться в вопросы местного значения, а также в работу местных Советов. Было введено понятие «коммунальная собственность» как финансово-экономическая основа МС. Впервые было закреплено взимание подоходного налога с физических лиц в пользу местных бюджетов;

2) 1991-1993 гг. - принятие таких законодательных актов, как Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Закон РФ 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы

и Санкт-Петербурга, органов МС» и др. С этого периода начинается новый этап в развитии МС, изменилось само понятие МС. МС рассматривалось как система организации деятельности граждан для самостоятельного под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов РСФСР и республик в составе РСФСР. Впервые были разграничены формы участия населения в решении вопросов местного значения;

3) осень 1993 г. - регулирование вопросов местного самоуправления путем принятия Президентом РФ множества указов. Одним из важнейших президентских указов был Указ от 26.10.1993 г., утвердивший Положение об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Началась работа по принятию новой Конституции РФ. Завершением этого этапа

стали разработка и принятие всенародным голосованием Конституции РФ, которая четко определила функции, роль и место органов местного самоуправления в системе органов публичной власти;

4)с 1993 г. по настоящее время - этот период характеризуется формированием современной системы органов местного самоуправления. Наиболее значительным из множества актов муниципального законодательства стал принятый в 1995 г. Закон РФ «Об общих принципах организации местного само-управления в РФ». 25 декабря 1991 года официально установлено современное название — РФ.
15. Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления.

Эта модель получила распространениев Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Принятый в законодательстве этих стран термин "местное управление" для обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает на их локальный характер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.