Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п
| Название практики
| Вид практики
| Место практики в учебном плане
| Формируемые компетенции
| Курс
| Се-
местр
| Сроки
| Кол-во
недель
| Трудо-емкость в ЗЕТ
| 1.
| Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи
| производственная
|
|
| 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля
|
|
| ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
| 2.
| Производственная практика на школьном логопункте ОУ
| производственная
|
|
| 3-я неделя марта – 4-я неделя апреля
|
|
| ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-8
| 3.
| Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР
|
производственная
|
|
| 3-я неделя ноября – 3-я неделя декабря
|
|
| ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4
| 4.
| Преддиплом-ная практика
|
производственная
|
|
| 4-я неделя мая – 1-я неделя июня
|
|
| ПК-10, ПК-11
|
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, основами диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с речевыми нарушениями. В процессе теоретической подготовки студенты должны овладеть умениями определять форму речевой патологии, выводить логопедическое заключение, умениями выбирать программу логопедической коррекции; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями консультировать семьи детей с ТНР и педагогов, работающих с детьми с ТНР. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Ринолалия»
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как », «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Методика преподавания математики (специальная)», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», и прохождения практик в IV и VI семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи», «Производственная практика на школьном логопункте ОУ»; «Итоговая государственная аттестация».
1.4. Цель и задачи практики.
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи практики:
-ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализа занятий учителя-логопеда, методами и методиками обследования устной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с тяжёлыми нарушениями речи, заполнять протоколы речевого обследования дошкольников и речевые карты, умениями составления конспектов и проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с учётом возрастных особенностей дошкольников; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, навыками составления конспектов по основным образовательным областям в дошкольной организации.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения(таблица 3).
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)
| Планируемые результаты (конкретизированные цели)
| Знать
| Уметь
| Владеть
|
|
|
|
|
| | ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
| З.1. знать основные требования структуре и содержанию коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета и специальной (коррекционной) группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
| У.1. уметь определять методическое, дидактическое, программное, информационно-компьютерное и техническое обеспечение, используемое в логопедической работе при коррекции различных форм нарушений речи у детей дошкольного возраста
| В.1. владеть навыками и приёмами осуществления коррекционной работы учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи в различных организационных формах системы образования, здравоохранения и социального обеспечения
| 2.
| ПК-4 - способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
| З.2. знать теоретические и методические основы планирования, проведения и анализа собственной образовательно-коррекционной работы в дошкольной организации для детей с нарушениями речи
| У.2. уметь проводить мониторинг коррекционного и образовательного процессов, анализировать полученные результаты, исходя из структуры речевых нарушений у детей, и регулировать собственную образовательно-коррекционную деятельность
| В.2. владеть методами и приёмами анализа динамики коррекции коммуникативного и речевого состояния детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях и образовательно-коррекционного процесса, технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности
| 3.
| ПК-5 - способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
| З.3 знать теоретические и методологические основы проведения психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
| У.3 уметь отбирать методы и приёмы психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи с учётом возрастных особенностей и структуры речевого дефекта.
У.4 уметь формулировать логопедическое заключение на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
| В.3 владеть технологиями психолого-педагогического обследования и анализа результатов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи, о с учётом возрастных особенностей и структуры речевого дефекта.
| 4.
| ПК-7 - готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
| З.4
знать особенности речевых и психических процессов детей с нарушениями речи, возрастные особенности их развития с целью определения направлений консультирования родителей и педагогов, воспитывающих дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи
| У.5
уметь определять направления психолого-педагогического консультирования семей детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением
| В.4
Владеть навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п
| Виды работ,
перечень заданий
| Трудоемкость
(в часах)
| Учебно-методическое обеспечение
| Код компетен-ции
| на базе практи-ки
| самостоя-тельная работа
|
|
|
|
|
|
| Производственная практика в качестве учителя-логопеда
Вводный этап
| 1.1.
| Общее ознакомление студентов с образовательной организацией, педагогическим коллективом, учителем-логопедом, заведующим ДОО.
|
|
| 2, 3, 10, 12, 17, 19, 20
| ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7
| 1.2.
| Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами дошкольной образовательной организации
|
|
| 2, 3, 10, 12, 19, 20
| ПК-2, ПК-4
| 1.3.
| Посещение не менее пяти занятий учителя-логопеда; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) логопедических занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи
|
|
| 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 21, 22
| ПК-2, ПК-4
| 1.4.
| Полное логопедическое обследование одного ребёнка с нарушениями устной речи; заполнение протоколов обследования; оформление речевых карт
|
|
| 1, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 13, 19, 22
| ПК-4
ПК-5
| 1.5.
| Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); оформление индивидуального плана работы на основной период практики
|
|
| 2, 9, 11, 12, 13, 16, 20
| ПК-2,
ПК-7
| Производственная практика в качестве учителя-логопеда
Основной этап
| 1.6.
| Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 6 логопедических занятий; оформление документации по практике; подготовка 1 консультации для родителей
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
ПК-7
| 1.7.
| Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 6 логопедических занятий; оформление документации по практике; подготовка 1 консультации для родителей ; согласование консультаций с учителем-логопедом
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
ПК-7
| 1.8.
| Работа в ПМПк консилиуме образовательной организации по обсуждению индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов одного обследованного ребёнка
|
|
| 2, 3, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 19, 21, 23
| ПК-4
ПК-5
| 1.9.
| Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 6 логопедических занятий; оформление документации по практике; проведение 1 консультации для родителей по результатам диагностики устной речи обследованного ребёнка
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
ПК-7
| 1.10.
| Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 6 логопедических занятий; оформление документации по практике; проведение 1 консультации для родителей по результатам диагностики устной речи обследованного ребёнка
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
ПК-7
| 1.11
| Составление конспектов логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 6 логопедических занятий; оформление документации по практике;
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
ПК-7
| Производственная практика в качестве учителя-логопеда
Итоговый этап
| 1.11.
| Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); ведение дневника практики
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
| 1.12.
| Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных логопедических занятий других практикантов
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
| 1.13.
| Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю)
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
| 1.14.
| Составление конспектов зачётных логопедических занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю)
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
| 1.15.
| Проведение зачётных логопедических занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); подведение итогов производственной практики в качестве учителя-логопеда; оформление документации по данным этапам практики
|
|
| 2, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23
| ПК-2,
ПК-4
ПК-5
| 1.16.
| Участие в заключительных конференциях в дошкольной образовательной организации и ВУЗе. Подготовка отчетной документации по итогам педпрактики.
|
|
| 2, 3, 10, 11, 12, 19, 20, 23
| ПК-4
ПК-5
|
|
| Итого: 216 часов
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|