Здавалка
Главная | Обратная связь

Франсуаза уходит, Валентина за ней. Шагал углубляется в работу. Вернувшись Валентина вновь подает папку с документами Шагалу.



ВАЛЕНТИНА.Ты хотя бы взглянул.

ШАГАЛ. Не хочу… А что тут?

ВАЛЕНТИНА.Дарственная на три картины и восемь гуашей, которые ты решил подарить музею в день открытия.

ШАГАЛ. Потом подпишу.

ВАЛЕНТИНА.Это надо сделать срочно и сообщить об этом прессе.

ШАГАЛ. Прессе мне и без этого есть что сказать.

ВАЛЕНТИНА. Я догадываюсь, но если ты и на этот раз промолчишь, то не удивляйся, что кто-нибудь из писак растрезвонит, что ты скуп и мог бы...

ШАГАЛ. (Перебивая.) Удивляешься ты, аменя совершенно не волнует, что думают обо мне те, кто сует нос не в свои дела. (В раздражении бросает кисти). Один из них опять сочинил очередную ерунду. (Берет со стола газету). Вот, послушай, что он тут пишет: В юности Шагал испытал на себе воздействие авангардных художников начала 20-го века… Голод я испытал в юности. Голод и нужду. А на все модные течения мне было наплевать! Я тогда себя искал! И если я написал несколько работ в стиле кубизма или еще какого-нибудь «изма», то только лишь для того, чтобы понять сущность этого стиля.

ВАЛЕНТИНА.Ну, конечно. Ты только не кипятись…

 

ШАГАЛ.И пусть современные кубисты и поныне поют гимны геометрии и кушают свои квадратные груши на треугольных столах! Я им мешать не стану. Они мне всегда были скучны и… Противны.

ВАЛЕНТИНА.Не надо так бушевать. Тебе это вредно.

ШАГАЛ. По-моему, искусство – это, прежде всего, состояние души. А душа у всех свободна, у нее свой разум, своя логика. И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть искусством, иррациональностью, в конце концов! И, учти, я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, не мифологию .., не фантасмагорию, а-а… Господи! Ох!

ВАЛЕНТИНА.Не продолжай, дорогой, я все поняла и все учту. Ради Христа успокойся. Сядь вот сюда. Хочешь «Перье»?

ШАГАЛ.У-у. Где бумаги? (Не глядя подписывает). Об этом подарке я журналистам говорить не стану. И точка, и спорить со мной бесполезно!

ВАЛЕНТИНА. Все же… Я не понимаю, почему не сказать?

ШАГАЛ.Во-вторых, потому, что только глухой не слышал, что все семнадцать полотен моего «Библейского Послания» я подарил французскому народу. А эти картины и гуаши, Валентина Григорьевна, как вы отлично знаете, являются дополнением к «Посланию».

ВАЛЕНТИНА.А во-первых?

ШАГАЛ. Первое ты и сама хорошо знаешь… Говорить об этом мне неудобно.

ВАЛЕНТИНА.Понимаю.Тебе неудобно.Тогда давай я скажу.

ШАГАЛ.Нет, Вава! Этого делать нельзя!

ВАЛЕНТИНА.Но почему?

ШАГАЛ.П-п-потому!!!

ВАЛЕНТИНА.Очень доступно объяснил.

ШАГАЛ. Потому, моя д-дорогая, что у меня с ней свои отношения, а у тебя свои.

ВАЛЕНТИНА. Прости, пожалуйста, с кем у тебя отношения?

ШАГАЛ. С Францией! В этой стране я родился во второй раз. И мне неловко, сделав ей подарок, напоминать о нем. Дорогая Франция, я подарил вам то, теперь дарю сё. Я не старый ловелас, пытающийся соблазнить красотку. По отношению к этой стране я, не смотря на свои 86 лет, пылкий влюбленный… Ох, как же я уморился. Сил совсем нет.

ВАЛЕНТИНА.Присядь вот сюда…Отдохни. Посмотри как прекрасен твой сад.

ШАГАЛ.Сам иногда удивляюсь до чего он хорош. Отлично потрудился. Нет, сколько же разных растений я высадил.

ВАЛЕНТИНА. Что тут говорить, много, почти со всех континентов.

ШАГАЛ. Вот именно, собрал со всего мира. А теперь они живут, не мешая друг другу, как одна семья! И никто из них… Слышишь, никто не осуждает другого за то, что тот рисует в фиолетовых тонах. И, что самое важное, никто никого не унижает или, что еще хуже, не убивает за то, что один верит в Бога иначе, чем другой. Ах, если бы люди могли жить, как цветы в моем саду… (Указывая на картину с лошадью). Или как эта кроткая лошадка. Сколько времени она смиренно тащит свой воз.

ВАЛЕНТИНА. Хочешь верь, хочешь нет, но иногда я думаю, что эта кобылка живая.

 

ШАГАЛ. Что ж, правильно думаешь. Я в эту трудягу столько души вложил.

ВАЛЕНТИНА.Что хочешь со мной делай, но её веко только что дрожало. Смотри, смотри, она и сейчас подмигивает мне.

ШАГАЛ.Подмигивает? Ну, не-ет. Просто она насторожилась, как будто почувствовала, что ты о ней говоришь.

ВАЛЕНТИНА. Да, да! Она чувствует, я это вижу. Удивительно, насколько наши взгляды и ощущения стали схожи

 

ШАГАЛ. Чего удивляться, столько лет вместе. Бог мой! Ты слышишь? У кобылки в животе урчит… Или это у меня? Нет, не у меня.

ВАЛЕНТИНА.Извини, это у меня.

ШАГАЛ.Это ты меня извини. Сейчас пойдем. Посидим минутку и в столовую.

ВАЛЕНТИНА.Дорогой, я понимаю, что не время… Но мне так давно хочется признаться тебе… Да всё никак не решусь…

 

ШАГАЛ. Тогда встали.

ВАЛЕНТИНА. Знаешь, в молодости я полагала, что жизнь женщины моего сегодняшнего возраста лишена радостей, которые составляют женское счастье...







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.