Шагал дотрагивается васильком до картины. Возможно, холст разрывается. Раздается ржание и на сцене появляется Лошадь.
ЛОШАДЬ.Пр-риветствую вас, мастер, и вам, господин Скрипач, мое почтение. ШАГАЛ. Здравствуйте, дорогая. Простите, пожалуйста, как прикажите вас величать? ЛОШАДЬ. Зовите меня просто: госпожа Графиня-Баронесса. ШАГАЛ. Это ваше имя? ЛОШАДЬ.Нет. Это моя мечта. Имя у меня простое – Лошадь. ШАГАЛ.Несмотря на то, что нас связывают давние отношения, я очень рад познакомиться поближе, и, скажу сразу, я вас буду звать только госпожой Графиней – Баронессой. Более того, даю вам слово, что и относиться к вам я буду, как к даме и никогда не позволю себе запрягать вас в телегу. ЛОШАДЬ.Да, ладно, чего уж там… ШАГАЛ.Нет, нет. Вы же в интересном положении. ЛОШАДЬ.За столько лет я так привыкла к своему положению, что почти не замечаю его. И потом, не забывайте, господа-товарищи, я русская жен…лошадка, а не какая-нибудь там арабская скакунья. Ведь я, если надо, в огонь сигану, а, при случае, и коня не упущу. И-го-го! Так что садитесь на загривок и едем в Витебск. СКРИПАЧ.Это по-нашему. ШАГАЛ. Нет и точка! Лучше я вообще не поеду. И спорить со мной бесполезно! СКРИПАЧ. Хорошо, хорошо, можно и по-другому. Где ваши часы? ШАГАЛ(указав на ручные часы).Вот. СКРИПАЧ. Не эти, те, что с синими крыльями. ШАГАЛ. А, мои любимые... (Указывая на картину с часами). Вон они. СКРИПАЧ.Заводите их. ШАГАЛ. Чем? СКРИПАЧ. Что за вопрос? Васильком. ШАГАЛ. Внимание, друзья! (Дотрагивается васильком до картины). Часы оживают. Они хлопают синими крыльями, двигают глазами. ЧАСЫ.Тик-так, тик-так… ШАГАЛ. Мои дорогие часы, подскажите, как мне оказаться на Покровской улице? ЧАСЫ.Тик-так, тик-так. ЛОШАДЬ.Хватит чирикать, ближе к делу. ЧАСЫ.Тик-так, тик-так. ШАГАЛ. А-а. Я понял! Наверное, нужно перевести стрелки? ЧАСЫ.Так-так-так-так. Шагал переводит стрелки. Раздается «волшебный» звон. На сцене появляется Покровская улица и дом Шагала. В глубине Молодой Шагал играет на скрипке. ЛОШАДЬ.Где это мы? СКРИПАЧ.В нарисованном мастером Витебске. Начинает идти дождь. Молодой Шагал, укрываясь от дождя, убегает. Скрипач находит зонт, всегда стоящий у дома, и раскрывает над Шагалом. ШАГАЛ. Милая моя, любимая Родина, здравствуй! ЛОШАДЬ.Родина встречает вас дождем. СКРИПАЧ.Это потому, чтоМарк плачет. Здесь всё зависит от его настроения и состояния души. ЛОШАДЬ. (Шагалу). Перестаньте, ну перестаньте же. (Толкая Скрипача). Сделай так, чтобы дождь перестал, ты же здесь начальник. СКРИПАЧ.Я - Хранитель! Мастер, улыбнись, иначе дождь никогда не перестанет. ШАГАЛ.Все, все. Боже мой, я в Витебске…Я этого…Нет, не могу… Дождь усиливается. Темнеет. На небе появляются звёзды и луна. ЛОШАДЬ. Ничего не понимаю, сейчас около двух пополудни, а тут, вдруг, звёзды на небе появились… Смотрите, смотрите, луна вышла! СКРИПАЧ.Ночь настала, она и вышла. У нас тут так.Чем сильнееМарк будет грустить, тем сильнее будет темнеть. ЛОШАДЬ.Мастер, смотрите веселей… ШАГАЛ. Сейчас я попробую все исправить. (Смеясь.) Э-ге-гей! Здравствуйте, все! На другой стороне неба появляется рыжее солнце, с широким ртом и веселыми глазами. Луна и солнце светят одновременно. Они реагируют на происходящее – то улыбаются, то хмурятся, а то и танцуют. СКРИПАЧ. А вот и твой дом, узнаешь? ШАГАЛ.Мой родной, мой любимый дом, здравствуй! Вы знаете, друзья, когда мой дед, почтенный старец с длинной черной бородой, скончался с миром, то оставил моему отцу немного средств, и он купил вот этот дом. СКРИПАЧ.А помнишь, Марк, как молодые и старые евреи сновали здесь когда-то? Среди них было много твоих родственников. ШАГАЛ.Да. Да. Особенно живописны были мои тетушки. У одной был длинный нос, доброе сердце и дюжина детей, у другой нос короче и полдюжины детей. СКРИПАЧ. А твои дядюшки, помнишь? ШАГАЛ.Помню дядю Неха. Это был благочестивый хасид. По субботам он надевал штопаный талес и читал вслух Писание. А еще помню, как он играл на скрипке. Мой дед любил его послушать. Только один Рембрандт мог бы постичь, о чем думал дед, слушая, как его сын играет на скрипке. ЛОШАДЬ. Ах, как я вас понимаю! (Скрипачу). Никто, кроме Ребрандба, этого великого музыканта, не смог бы понять всю глубину… Как его… СКРИПАЧ.Рембрандт не музыкант! ЛОШАДЬ.О-о-о, подумайте, блеснул эрундицией! А кто же он? ШАГАЛ.Художник, милая. ЛОШАДЬ.Ну и что? Некоторые из художников тоже не дураки. Вот хотя бы взять вас, мастер, ведь вы своими картинами весь мир обзадачили. СКРИПАЧ.Оставьте анализ творчества Марка Захаровича искусствоведам, давайте лучше воспользуемся моментом и просто послушаем его. ЛОШАДЬ.А кто «против»? Я всегда «за». (Шагалу). Давайте дальше про Неха. ШАГАЛ. Дядя Нех был забойщиком скота. Целый день он загонял коров, валил их за связанные ноги и резал, резал... ЛОШАДЬ.И-го-го-о-хо-хо! Просто триллер какой-то. ШАГАЛ.А зато дядя Лейба любил сидеть на лавке перед своим домом у озера, а по берегу бродили его дочери, похожие на рыжих коров… ЛОШАДЬ.Ну, ну, и что эти коровы, то есть дочери? ШАГАЛ.Ничего. ЛОШАДЬ.Что ж они бродили, бродили и ничего не выбродили? ШАГАЛ.Потом они замуж вышли… ЛОШАДЬ. С этого надо было и начинать, а то ничего! ШАГАЛ.А вот дядя Исраэль… Сколько ни вспоминаю, всегда вижу его в синагоге. СКРИПАЧ. Набожный был человек. ШАГАЛ.Убежденный ортодокс. При встрече он боялся подать мне руку! ЛОШАДЬ.Почему? ШАГАЛ.Как же? Вдруг я вздумаю нарисовать его. ЛОШАДЬ.И что из того? ШАГАЛ.Заповеди Моисея запрещают изображать, что на верху, внизу на земле и в воде ниже земли. ЛОШАДЬ. Да вы что! Хорошо, что вы, мастер, пошли не в дядю Исраэля! ШАГАЛ.Почему это? ЛОШАДЬ. Ведь тогда меня не было бы на свете и всех тех, кто живет на ваших картинах. ШАГАЛ.Если б вы знали, как я люблю моих родных. Они и моя Родина - это самое ценное, что есть у меня. Скажу вам, как на духу, всю мою жизнь я только и делал, что изображал мою Родину. СКРИПАЧ.У тебяэто хорошо получалось. ШАГАЛ.Не знаю, хорошо, плохо ли, но от души. К сожалению, в огромном Союзе меня понимают лишь немногие. Советские искусствоведы ругают меня и называют французским художником, а между тем я просто истекаю неразделенной любовью к Родине. Это так ясно проступает на моих полотнах, что не видеть моей тоски невозможно. СКРИПАЧ. Ты наберись терпения и верь, будет и на Покровской улице праздник. ШАГАЛ.Спасибо тебе. И, все же, я не понимаю почему меня не принимают? СКРИПАЧ.Полагаю, ты рано родился. Ты опередил время, но не тужи, скоро все встанет на свои места. ШАГАЛ.Как бы мне хотелось увидеть те времена, о которых ты говоришь. СКРИПАЧ.Увидишь. У тебя впереди много интересных событий. Ведь ты Марк, герой ... ЛОШАДЬ. Герой нашего времени. СКРИПАЧ. (Лошади.) Нет. Мастер герой вне времени. (Шагалу.) Ты титан! Твой великий художественный подвиг останется в веках. Настанет время и… ШАГАЛ.Стоп, стоп! Все это очень приятно слышать, но доктор рекомендовал мне ограничивать сладкое. СКРИПАЧ.Пожалуйста. Но знай, Марк, о тебе даже стихи слагать будут. ЛОШАДЬ.Стихи!Как романтично. Я бы я хотела услышать эти стихи! СКРИПАЧ. Нет ничего проще. Слушайте. Сирый цветок из породы репейников, но его синий не знает соперников. Марка Шагала, загадка Шагала – рупь у Савеловского вокзала! Это росло у Бориса и Глеба, В хохоте нэпа и чебурек. Во поле хлеба – чуточку неба... ШАГАЛ. Небом единым жив человек. В небе коровы парят и ундины. Зонтик раскройте, идя на проспект. Родины разны, но небо едино. Небом единым жив человек. СКРИПАЧ.Я не думал, что ты уже знаешь эти стихи. ШАГАЛ.Три недели назад, когда я был в Москве, мне подарил их Андрей Вознесенский. СКРИПАЧ.Как неудачно получилось. Я думал о будущем, а поведал о прошлом. ШАГАЛ. Эти стихи не в прошлом, они в вечности… ЛОШАДЬ.Обидно! Ай-яй-яй, как обидно! А нельзя ли их вернуть? СКРИПАЧ.Зачем же их возвращать? ЛОШАДЬ. Ну, как же! Там в небе эти рогатые муколки. Вдумайтесь только! В небе - ко-ро-вы!!! Летят и плюх, плюх. Как не эстетично. ШАГАЛ.Да. Как-то Андрей упустил это. Надо будет ему сказать. ЛОШАДЬ. Умаляю вас, попросите, чтобы он поменял коров на лошадей. Мне так давно хочется летать! Отчего лошади не летают?Я говорю: отчего лошади не летают так, как птицы? Знаете, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла копыта и полетела. Попробовать что ли теперь? СКРИПАЧ (ухватив Лошадь за подол платья). Куда?.. ЛОШАДЬ. Что, думал, прыгну? Нет, я не из таковских. (Поскользнулась). ШАГАЛ(поддерживая Лошадь).Оп-па-па! ЛОШАДЬ.Я никогда не упаду! (Скрипачу). Не дождешься! СКРИПАЧ.Я терпеливый. (Увертываясь от Лошади). Шутка. Ну, шутка же. ЛОШАДЬ.Пора нам где-нибудь примоститься, а то жеребенок что-то сильно стал брыкаться. (Скрипачу). Где тут ваши апартаменты? На крыше, говорите? ШАГАЛ.Госпожа Графиня-Баронесса, может быть, вам устроиться где-нибудь пониже? ЛОШАДЬ.Нет, я хочу на крышу. К птицам поближе. Некоторые видят во мне ломовую кобылу, а в душе я ... Аист. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|