Здавалка
Главная | Обратная связь

Эмоциональное переключение. Подражание и «заражение»



Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.
Полезен прием направленного фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»

Эмоциональные качели

Простейшим примером эмоциональных качелей (В.В. Лебединский) является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное).
Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.
Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.
Страх темноты и одиночества (Ф. Зимбардо) хорошо корректируется с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)
Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.

Куклотерапия

Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. После завершения кукольного спектакля ребенок испытывает облегчение и, как правило, освобождается от мучительного страха.
Использование сказочных персонажей (Т.А. Шишова) опирается на коллективное бессознательное. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др. Получается своеобразный театр, в котором под видом репетиций возможно многократное повторение лечебных сюжетов.
Для преодоления страха сказочных персонажей дети лепят из пластилина «Сказочный город» и его героев. Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый, испуганный, грозный с мечом, гордый от победы. Змей Горыныч: свирепый и жалкий (маленького размера).
Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.