Тема 7 «Дизонтогенез психики»
План 1. Понятие «аномальный ребенок». 2. Психология аномального ребенка в смежных дисциплинах. 3. Понятие дизонтогении и основные виды психического дизонтогенеза. 4. Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений у детей. 5. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Составить опорно-логическую схему по данной теме семинара «Психология аномального развития». 2. Составить словарь специальных терминов по курсу «Клиническая психология». 3. Осуществить сбор диагностической копилки с учетом дефекта личности. 4. Ответить на контрольные вопросы. 1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера: 1) ретардация; 2) регрессия; 3) распад; 4) асинхрония. 2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции: 1) распад; 2) регрессия; 3) асинхрония; 4) ретардация. 3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития: 1) асинхрония; 2) распад; 3) ретардация; 4) регрессия. 4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств: 1) асинхрония; 2) регрессия; 3) распад; 4) ретардация. 5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии: 1)социальная депривация; 2) патохарактерологическое формирование личности; 3) педагогическая запущенность; 4) краевая психопатия. 6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится: 1) педагогическая запущенность; 2) патохарактерологическое формирование личности; 3) акцентуация характера; 4) краевая психопатия. 7. Общее психическое недоразвитие, это: 1) психопатия; 2) олигофрения; 3) акцентуация характера; 4) педагогическая запущенность. 8. Отличительная черта мышления умственно отсталых: 1) искажение процесса обобщения; 2) некритичность; 3) амбивалентность; 4) амбитендентность. 9. Эмоции умственно отсталых: 1) недифференцированы; 2) амбивалентны; 3) ригидны; 4) лабильны. 10. Тотальность поражения психических функций характерна для: 1) олигофрении; 2) педагогической запущенности; 3) задержки психического развития; 4) психопатии. 11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином: 1) педагогическая запущенность; 2) психопатия; 3) задержка психического развития; 4) олигофрения. 12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это: 1) задержка психического развития; 2) олигофрения; 3) психопатия; 4) акцентуация характера. Литература 1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 2000. – С.98-145. 2. Клиническая психология в социальной работе. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений / Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.20 -22. 3. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – С.513-532. 4. Титова Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007. – С.22-47. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|