Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация тропов и риторических фигур



Троп – это необычное употребление одного слова, которое обладает образностью и служит для украшения; другими словами, это слово или выражение, употребленное в переносном (непрямом) значении.

Риторическая фигура — это необычный оборот речи, предназначенный для ее украшения и усиления эмоционального воздействия на слушателей; фигурами считаются особые способы построения предложения и текста, усиливающие их выразительность.

Если тропы – это словесная образность, то фигуры – образность синтаксическая.

3.1. Тропы.

М е т а ф о р а — употребление слова для обозначения предмета, в чем-то сходного с тем, который обозначается основным значением слова; иначе говоря, это слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве, аналогии, контрасте: И все обрывы по краям горят вечерней позолотой (А.К. Толстой); Но я забыл, что сам я петухом орал вовсю... (С. Есенин); Мороз небывалый жарил подошвы (В. Маяковский); В огне жуками всех систем жужжат автомобили (В. Маяковский); говор волн, пожар сердца. Иногда метафору называют сравнением без слова как.

М е т о н и м и я — перенос значения по смежности: Не сомневайтесь, покупайте костюм, настоящая шерсть; На олимпиаде мы взяли золото; Лес поет. Обозначаемый предмет наделяется свойствами своего соседа, с которым он тесно связан: шерсть — покров животных и ткань, и одежда из нее; золото и серебро — металлы и медали из них. Поет не лес, а птицы в лесу.

С р а в н е н и е — вид тропа, в котором одно явление или понятие проявляется путем сопоставления его с другим явлением: Визжит метель, как будто бы кабан, которого зарезать собрались (С. Есенин); Другие здания лежат, как грязная кора, в воспоминании о Notre-Dame’e (В. Маяковский); И током теплых слез, как благостным дождем, Опустошенную мне душу оросила (А.К. Толстой); Как щелочка, чернеет переулок (А.А. Ахматова).

О л и ц е т в о р е н и есловесное изображение неживого предмета в виде живого: Седые вербы у плетня нежнее головы наклонят (С. Есенин).

Э п и т е тобразное определение, подчеркивающее свойства, качества, признаки предмета или явления, придающее ему художественную изобразительность, поэтическую яркость: И каждое к ней жизни прикасанье / Есть злая боль и жгучее терзанье (А.К. Толстой); Песней хриплой и недужной мешал я спать стране родной (С. Есенин); Вечно будет тысячестраницый грохотать набатный ленинский язык (В. Маяковский); С глаз весенних сгинь, навязчивая тень! (В. Маяковский); Откуда в этом аршине место – и мне, и реке, и стоверстым скалам?! (В. Маяковский); чистая красота, чудное мгновенье, вольный ветер, золотая осень.

Г и п е р б о л а — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: Редкая птица долетит до середины Днепра… (Н.В. Гоголь); триста лет ничего не ел, сто лет тебя не видел, мне всегда не везет.

С и н е к д о х а — часть вбирает в себя значение целого, которое как бы «додумывается» и воссоздается по одной детали: Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин); Незадаром мне мигнули очи, приоткинув черную чадру (С. Есенин).

Л и т о т а (обратная гипербола) — художественное преуменьшение: мальчик с пальчик.

А л л е г о р и я — образное иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе: образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках — богини Фемиды — аллегория правосудия.

3.2. Риторическиефигуры.

А н т и т е з а — резко выраженное противопоставление понятий или явлений: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил (А.С. Грибоедов); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее других (Ларошфуко); Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М.Ю. Лермонтов);

Я, как будто, не знаю, где я и что со мною. Безмерное и безвременное водворилось под сводами, между узких стен нашей комнаты. А за стенами приходят люди, говорят, рассказывают новости, читают газеты, потом уходят, снова приходят — вечно. Опять кричат глубоким контральто далекие паровозы. Вечный покой здесь – вечное движение там (отец Павел Флоренский);

Наполеон, вернувшись из Египта, заявил правительству: «Что вы сделали из той Франции, которую я оставил в таком блестящем положении? Я оставил вам мир — а нахожу войну! Я вам оставил итальянские миллионы, а нахожу грабительские законы и нищету! Я вам оставил победы, а нахожу поражения!» После этой речи правящая Директория была ликвидирована.

А н а ф о р а — фигура, в которой один и тот же элемент повторяется в начале каждой конструкции: Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость (Вольтер); Жди меня, и я вернусь. /Только очень жди, /Жди, когда наводят грусть/ Желтые дожди,/ Жди, когда снега метут, /Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут,/ Позабыв вчера (К. Симонов); Лениво дышит полдень мглистый,/ Лениво катится река. /И в тверди пламенной и чистой/ Лениво тают облака (Ф. Тютчев).

Г р а д а ц и ярасположение ряда однородных по смыслу слов, оборотов, предложений по нарастанию какого-либо смыслового признака (восходящая градация), по убыванию признака (нисходящая градация) либо с повтором признака (аккумуляция, плеоназм).

Не только гимназисты, но и все почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь можно тоже любить и почитать (А.Ф. Лосев); Не сломлюсь, не дрогну, не устану, не крупицы не прощу врагам (О. Бергольц); Что-то неуловимо восточное было в его лице, но в седой дремучести светились, горели, сияли, огромные голубые глаза.

П о в т о р.Выделяется повтор синонимов: Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А.Н. Толстой); словесный повтор: Ленин жил, жив и будет жить; повтор однокоренных слов: Экономика должна быть экономной.

Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с — это вопрос, не предполагающий в ответе новой информации, говорящий спрашивает о том, что ему уже известно, для него важно, чтобы такой ответ дали себе слушатели. Он не предполагает ответа, но усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С. Есенин); Кому не было восемнадцати лет?

Председатель Конституционного суда России В.Д. Зорькин, рассуждая о введении войск в Чечню, задал такой вопрос: «Уважаемые народные депутаты, что пролилась ныне кровь в России, огромная власть, которая должна заботиться о правах граждан, должна ли беспокоиться об этом?»

И н в е р с и я — изменение обычного порядка слов. Арагвы светлой он счастливо достиг зеленых берегов (М.Ю. Лермонтов); Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (И.С. Тургенев).

О к с ю м о р о нсоединение несочетаемого: Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (М.Ю. Лермонтов); Встает с одра Мазепа, сей старец хилый, сей труп живой (А.С. Пушкин).

Э л л и п с и с — сокращение, «пропуск» слов: Пороша. Мы встаем, и тотчас [садимся] на коня, и рысью по полю при первом свете дня [скачем] (А.С. Пушкин); Я за книжку. Та —[бросилась] бежать... (К. Чуковский).

М н о г о с о ю з и е — такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами или предложениями: И волны теснятся, и мчатся назад, /И снова приходят, и о берег бьют... (М.Ю. Лермонтов).

Конечно, это далеко не полный перечень тропов и риторических фигур. Существуют и другие приемы, обеспечивающие выразительность речи, особенно художественного текста. Например, прием звукописи: аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).

А л л и т е р а ц и я — разновидность звукописи: повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Трамвай расплещет перекаты гроз (В. Маяковский); По эхам города проносят шумы на шепоте подошв и на громах колес, а люди и лошади – это только грумы, следящие линии убегающих кос (В. Маяковский); Слышите: шуршат камыши у Оки. Будто наполнена Ока мышами (В. Маяковский).

Само по себе их наличие не является залогом выразительности. Разнообразные фигуры, тропы, приемы необходимы не для украшения речи, а для органичной передачи ее внутренней экспрессии и убеждения адресата. По мнению писателя В. Конецкого, «древние знали, что оратору следует скрывать свое искусство. Если показать истину как она есть, не облекая ее никакими покровами, то люди не увидят и не услышат». Так, антитеза выступает как способ обострения противоречия, выявления конфликта, а риторический вопрос — как средство привлечения внимания адресата.

 

В заключение отметим, что часто говорящий не может грамотно и понятно выразить свою мысль, что-то объяснить, оказать такое воздействие на своих слушателей, к которому сам стремится. В таком случае все понимают, что этот человек просто не владеет нормами речи и не знаком с ее коммуникативными качествами.

Список использованной литературы

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.

Дьячкова Н. А., Христолюбова Л. В. Русский язык и культура речи в юридической практике. Екатеринбург, 2001.

Культура русской речи: Учеб. для вузов/Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н Ширяева. М., 2001.

Дунев А. И., Дымарский М. Я., Кожевников А. Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/Под ред. В.Д. Черняк. М.; СПб., 2002.

Формановская Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое правильность речи?

2. Какие факторы определяют доступность речи?

3. Какие виды точности речи вы знаете?

4. Употребление какой лексики нарушает чистоту речи?

5. Назовите виды логичности речи.

6. Перечислите виды уместности речи.

7. Что составляет богатство речи?

8. Перечислите средства выразительности речи.


Лекция 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.