Здавалка
Главная | Обратная связь

Процесс изменения норм



 

Литературная норма может меняться. Она, с одной стороны, определяется внутренними законами развития языка, с другой стороны, обусловливается изменениями в жизни общества. Поэтому стабильность нормы – признак относительный.

Нормы устанавливаются обществом на определенном этапе его исторического развития, а со сменой этапов общественной жизни могут происходить значительные изменения в тех или иных правилах употребления языковых средств. Следовательно, норма — явление меняющееся: то, что было правильным и единственно верным вариантом в прошлом столетии или даже 20–30 лет назад, может не соответствовать норме современного литературного языка.

Рассмотрим изменение норм по толковым словарям.

 

  Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, 1935–1940   Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой, 1986   Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 1999
Абитуриент, -а, м. [от латин. abiturus, букв. Тот, который должен уйти]. Учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены Абитуриент, -а, м. 1. Выпускник средней школы (устар.). 2. Человек, поступающий в вуз. // ж. абитуриентка, -и. // прил. абитуриентский, -ая, -ое Абитуриент, -а, м. 1. Выпускник средней школы (устар.). 2. Человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение. // ж. абитуриентка, -и. // прил. абитуриентский, -ая, -ое
Камфорка (или комфор-ка) и (простореч.) кан-форка (или конфорка), -и, ж. [от гол. kamfoor — приспособление для разведения огня]. Часть самовара, — приспособление, надеваемое на верх трубы. На камфорку обычно ставят чайник, чтобы дать настояться чаю Конфорка, -и, ж. 1. Надставка на трубе самовара для чайника. 2. Кружок, закрывающий отверстие на кухонной плите, а также само отверстие. // прил. конфорочный, -ая, -ое Конфорка, -и, род. мн. -рок, ж. 1. Надставка на трубе самовара для подогревания чайника. Поставь чайник на конфорку. 2. Диск, закрывающий отверстие на кухонной плите, а также само отверстие. // прил. конфорочный, -ая, -ое
Кета, -ы, и (обл.) кета, -ы, ж. [гольдск.] (зоол.). Промысловая рыба из семейства лососевых, водящаяся в реках Сибири и в Белом море Кета, -ы, ж. Дальне-восточная рыба из семейства лососевых. // прил. кетовый, -ая, -ое. Кетовая икра Кета, -ы, и кета, -ы, ж. Дальневосточная рыба семейства лососевых. // прил. кетовый, -ая, -ое и кетовый, -ая, -ое. Кетовая икра
Прикус, а, мн. нет, м. (спец.). Постановка, положение сомкнутых зубов при сжатых челюстях. Зубы с правильным прикусом. Неправильный п. // То же – сомкнутых зубьев или губ у сжатых щипцов, клещей Прикус и прикус, а, м. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный прикус Прикус, а, м. Положение зубов при сомкнутых челюстях. Правильный, неправильный прикус

 

Изменение норм часто вызывается внутренними схемами развития языка, например, действием законов экономии и аналогии.

З а к о н э к о н о м и и выражается в том, что носители языка предпочитают более краткие формы языкового выражения, стремясь к экономии времени и усилий.

Действие з а к о н а а н а л о г и и проявляется в уподоблении одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в формальном и содержательном (смысловом) выражении. Закон аналогии ведет, например:

— к выравниванию ударения у целых разрядов слов: так, в настоящее время наряду с нормированным вариантом существительного обеспЕчение все чаще употребляется вариант обеспечЕние, представляемый в словарях как неосновной, дополнительный вариант; это происходит в результате следования закону аналогии, поскольку носитель русского языка, опирающийся на собственный речевой опыт, ориентируется на слова: наблюдение, приключение, задымление, уподобление, управление и др.;

— к выравниванию морфологических форм:

— результатом закона аналогии является модель: пеку – пекешь – пекет, которая существует в противовес нормативной парадигме пеку – печешь – печет, в которой наблюдается чередование согласных;

— до сих пор идет борьба формы заимствованного слова кофе мужского рода и формы кофе среднего рода по аналогии с исконно русскими словами среднего рода поле, горе; некоторые популярные словари уже вводят помету доп., тем самым соглашаясь с употреблением просторечной формы и устанавливая ее нормативность, вводя ее в пространство литературного языка;

— к выравниванию форм управления: ср. словосочетания говорить о чем, рассказывать о чем, размышлять о чем, спрашивать о чем с неправильно построенным словосочетанием обсуждать о чем, в то время как верным вариантом будет являться управление винительным падежом без предлога: обсуждать что.

Процесс изменения норм в литературном языке можно проследить по схеме. Если норму обозначить буквой N, а старый и новый варианты буквами А и В, то конкуренция между ними за место в литературном языке проходит в четыре этапа. Рассмотрим таблицу.

 

Этапы формирования норм

 

Этапы I II III IV
  Варианты   А=N B≠N неправ.   А=N В — доп., разг., и   В=N А — устар.   В=N А≠N неправ.
Преобладающий вариант     А   А и В   В и А   В

 

На первом этапе господствует единственная форма А, ее вариант В находится за пределами литературного языка и считается неправильным. На втором этапе вариант В уже проникает в литературный язык, считается допустимым (помета доп.) и в зависимости от степени его распространения квалифицируется как разговорный (помета разг.) по отношению к норме А или равноправный с ней (помета и). На третьем этапе более старшая норма А теряет свою главенствующую роль, окончательно уступая место младшей норме В и переходит в разряд устаревших норм. На четвертом этапе В становится единственной нормой литературного языка.

Следует понимать, что языковые нормы не выдумываются учеными. Лингвисты только фиксируют закономерные процессы и явления, происходящие в языке и поддерживаемые речевой практикой, т. е. реальными ситуациями общения. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, которое фиксируется с помощью живого и анкетного опросов. Все данные, касающиеся современной языковой ситуации, обобщаются и анализируются учеными-языковедами, обсуждаются на специальных научных конференциях Всероссийского масштаба. Полученные результаты поступают в Институт русского языка Российской академии наук, где и происходит окончательный отбор и фиксация закономерных, устойчивых особенностей употребления языковых единиц. Последний этап работы с данными по современной речевой ситуации предполагает создание словаря, отражающего реальную языковую ситуацию эпохи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.