Виды речевой деятельности
Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Этот вид речевой деятельности называется г о в о р е н и е м. Во-вторых, студенты, зная язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется с л у ш а н и е м. В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется п и с ь м о м. Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется ч т е н и е м. Разумеется, говорение и слушание — более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством много позже. Слушание и чтение можно назвать р е ц е п т и в н ы м и видами речевой деятельности, так как через их посредство человек осуществляет прием и переработку (восприятие и осмысление) речевого сообщения. Говорение и письмо — это п р о д у к т и в н ы е виды речевой деятельности, так как с их помощью человек осуществляет сообщения, создает тексты. Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо». Речевая деятельность аналогична всем другим видам человеческой деятельности. Для того чтобы убедиться в этом, проанализируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности — письма, но и деятельности неречевой — черчения. Вполне возможно, что вначале, используя карандаш и линейку, вы, не задумываясь, подчеркнули название своей схемы — «Виды речевой деятельности». Однако в дальнейшем вам, по-видимому, пришлось немного подумать. Как лучше расположить на схеме прямоугольники? Вертикально: один над другим? Горизонтально: каждый следующий левее предыдущего? Лесенкой? Скорее всего, вы выбрали иной вариант. Например, такой: прямоугольник «письмо» правее прямоугольника «говорение», прямоугольник «слушание» — под словом «говорение», а прямоугольник «чтение» — под словом «письмо». В этом случае ваша схема оказалась гораздо нагляднее. Выполнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема. Откроем секрет: в данном случае дело было совсем не в схеме, а в том, что работа над ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в том числе и речевая, деятельность. В вашей работе по построению схемы можно выделить четыре этапа: — ориентировка в ситуации; — планирование действия; — осуществление действия; — контроль результатов. Те же самые этапы характерны для всех речевых действий: вначале мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое речевое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, наполовину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности. Рассмотрим виды речевой деятельности в соответствии с общей схемой выполнения любого действия, производимого разумным существом. Говорение Говорение — процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на родном языке, необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Хороший отбор возможен при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в памяти д о л г о в р е м е н н о й. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловливаются неразработанностью другого вида памяти — о п е р а т и в н о й, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо отобрать нужную синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова. Для говорения также важна адекватная интонация — та, которая соответствует смыслу высказывания. Нужно отличать говоримую речь от озвученной письменной речи (чтение стихов, зачитывание документов и др.). При говорении мысль опережает слово, и это вызывает трудности с оформлением высказывания, с подбором языковых средств. Этим объясняются и другие особенности говорения: — оговорки, пропуски слов; — перебивы, сбивы начатой конструкции, замена ее другой; — наличие пауз, имеющих разные значения: есть пауза колебания, пауза обдумывания, пауза подчеркнутого молчания, смысловые паузы и др. Создавая устное сообщение, автор прибегает к таким приемам, которые помогают ему наиболее эффективно реализовать свое коммуникативное намерение: повторяет уже сказанное другими словами в стремлении откорректировать составленное высказывание, переформулирует то или иное положение, дополняет сказанное через включение вставных конструкций, использует разговорные слова и конструкции для разъяснения своей мысли. В говорении наблюдается сочетание противоположных явлений: лаконизма (экономной речи) и избыточной речи. Разные участки создаваемого текста могут быть различными в отношении использования языковых средств. С одной стороны, стремление говорящего заинтересовать слушателя и активизировать его внимание приводит к многократному подчеркиванию одной и той же мысли, к разрастанию текстового фрагмента, т.е. созданию избыточного высказывания (его части). С другой стороны, в процессе говорения человек с учетом ситуации общения может пропустить слово, заменить его невербальными средствами общения (жестами, мимической гримасой), заменить или сопроводить текст таблицей, схемой, диаграммой. Иначе говоря, часть информации может быть передана без помощи слова. Говорящий следит за реакцией слушателей и может не закончить высказывание, свернуть его, если видит, что собеседник уже все понял, предугадал концовку высказывания или, наоборот, выказал желание прервать высказывание, возразить, вступить в диалог; возможно, он не настроен на слушание и др. Так проявляется лаконизм речи. В говорении проявляется личность автора, особенности его речевого поведения, характер, уровень интеллектуального развития, образования, культуры, опыт, возраст, пол. Говорящий стремится сделать свою речь выразительной и использует тропы, фигуры. Говоримая речь может быть неподготовленной (спонтанной), частично подготовленной и подготовленной. Структура говорения: — предварительная ориентировка: говорящий должен уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние и пр.); — планирование деятельности: говорящий по возможности продумывает содержание, построение и речевое оформление высказывания; — осуществление деятельности, т. е. процесса говорения, большую роль играет жестово-мимический код; — контроль деятельности: самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса говорения, так и после него. Письмо Письмо—процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения: записка, личные письма, дневниковые записи. Письменная речь реализуется чаще всего в форме монолога. Письменные высказывания имеют сложную композиционную структуру, делятся на смысловые блоки — абзацы. Автор передает собственные эмоции и мысли не только через посредство слов, но и при помощи знаков препинания, графических и шрифтовых выделений. Структура письма: — предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста; — планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства; — осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят; — контроль осуществления деятельности. Пишущий не ограничен во времени, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания. Мы рассмотрели п р о д у ц и р у ю щ и е типы деятельности, т. е. процессы создания текстов. Обратимся к деятельности, содержанием которой является восприятие продуктов речевого творчества. Слушание Слушание — смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае, этот текст не тождествен тому, что был отправлен адресантом, это д р у г о й текст: каждая личность неповторима. В системе механизмов слушания можно выделить три компонента: восприятие; узнавание; понимание. Цель оперативной памяти при слушании — удерживать в памяти ключевые слова воспринимаемой речи. Именно с ними связано фразовое и логическое ударение, порядок слов и отчасти характер синтаксических конструкций. Поэтому для того, чтобы развить оперативную память, нужно уметь выделять ключевые слова и фиксировать их на бумаге. Понимание текста происходит на нескольких уровнях: самый низкий — на уровне темы; чуть выше — понимание основного тезиса и логики изложения, возникновение рефлексии слушающего (размышлений по поводу услышанного); наконец, самый высокий уровень понимания, считающийся профессиональным, – это «со-мыслие» с оратором. Трудности слушания обусловлены несколькими физическими и психологическими факторами: неблагоприятной ситуацией общения (посторонними шумами, затрудняющими аудиальное восприятие, слабым голосом говорящего), неумением реципиента сконцентрироваться на этом виде деятельности; монологичностью речи, трудной для восприятия в силу однонаправленности; неизбежной утомляемостью слухового анализатора, которая приводит к непроизвольному отвлечению. В связи с данными негативными факторами восприятия речи говорящий должен сделать свою речь разнообразной, воспользовавшись особыми риторическими приемами. Можно указать несколько ф у н к ц и й слушания: — познавательная (слушаю, чтобы знать); — регулятивная (слушаю, чтобы научиться что-либо делать); — ценностная, или ценностно-ориентационная (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных ценностей); — реагирующая (слушаю, чтобы дать ответную реакцию – ответить на чей-то вопрос, помочь). В зависимости от задачи выделяют разные в и д ы слушания: — глобальное слушание — восприятие текста в целом, понимание его основной мысли, общее знакомство с содержанием (теле- и радиопередач); — детальное слушание — глубокое осмысление текста, его анализ с целью усвоения, запоминания, воспроизведения. Человек выделяет главную и дополнительную информацию, устанавливает взаимосвязь различных частей текста, последовательность их расположения, отмечает интересную для себя информацию. Так слушают рецепты, лекции, инструкции, чужие реплики в ходе дискуссии, текст, по которому следует написать изложение; — критическое слушание обычно сопровождает названные выше виды слушания и реализуется при установке на выражение своей точки зрения по поводу содержания речи, воспринимаемой на слух. С т р у к т у р а слушания: — предварительная ориентировка. Слушающий должен осознать цели и задачи, которые он должен решить в процессе слушания, т. е. осознать свое коммуникативное намерение; — планирование деятельности. Слушающий должен сформулировать для себя основной вопрос, ответ на который он должен найти в процессе восприятия речи; по возможности заранее определить ключевые слова предполагаемой речи; — осуществление деятельности — аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует воспринимаемое, устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл высказывания. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания; — контроль осуществления деятельности — этап систематизации услышанного. На этом этапе реализуется исполнительская (реакция на высказывание) и контрольная (оценка уровня и качества услышанного, коррекция своих выводов) фазы речевой деятельности. Чтение Чтение — смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Понимание письменного текста включает те же уровни (см. процесс слушания). Подчеркнем, что чтение — это такой же активный творческий процесс, предполагающий создание параллельного собственного текста адресатом речи, как и процесс создания исходного текста его автором. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста и умением его интерпретировать, понять. Существенные черты зрелого (хорошего) чтения: высокая скорость (про себя) и гибкость (умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации). По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) критическое, изучающее чтение — если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. В процессе чтения целевая установка может меняться: начав с намерения просмотреть, можно увлечься и перейти к критическому чтению. С т р у к т у р а чтения: — предварительная ориентировка. Формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы о том, для чего и зачем читать. В процессе чтения целевая установка может меняться; — планирование деятельности. Зависит от целевой установки, объема текста, времени, отведенного на работу с текстом; — осуществление деятельности. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных и т. д.; — контроль осуществления деятельности. Анализируются результаты деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
● Прочитайте следующие фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте, какие этапы речевой деятельности персонажей отражены (+) и не отражены (–) в каждом из отрывков. а) «„Надо будет ему возразить так, — решил Берлиоз, — да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...” Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец: — Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита)
Берлиоз
б) «— С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, — сказала она [Кити] ему [Левину]. — И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, – сказал он, но тотчас же испугался того, что сказал, и покраснел». (Л. Н. Толстой. Анна Каренина) Левин
в) «Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня». (В. Набоков. Защита Лужина) Героиня
Список использованной литературы Еремина С. А., Дзюба Е. В., Попова Э. Ю., Руженцева Н. Б., Суслицына И. Н., Чудинов А. П. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для неязыковых факультетов. Екатеринбург, 2001. Ипполитова Н.А. Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2006. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие. М., 2002. Филиппова Л. С., Филиппов В. А. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. комплекс для дистанционного обучения. Тюмень, 2002.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте основные характеристики языка и речи. 2. Назовите этапы деятельности как психологического процесса. 3. Назовите особенности каждого вида речевой деятельности на всех этапах ее осуществления. 4. Сформулируйте специфику говорения и письма, чтения и слушания. 5. Как еще можно сгруппировать виды речевой деятельности? Сформулируйте критерий классификации и определите особенности выделенных пар. 6. Назовите трудности, возможные в процессе каждого вида речевой деятельности. Лекция 5 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|