НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
План 1. Общие характеристики стиля. 2. Система подстилей научного стиля. 3. Стилевые черты письменной научной речи. 4. Лексические особенности языка научного стиля. 5. Грамматические особенности язык научного стиля. 6. Особенности устной научной речи. 7. Принципы трансформации письменного научного текста для устного выступления.
Общие характеристики стиля
Научный стиль речи используется при создании текстов в таких сферах деятельности, как наука и образование. В научной речи доминирует информативная цель общения: создатели текстов стремятся изложить определенную информацию, донести до партнеров по коммуникации сведения, связанные с научным, рациональным постижением действительности. Основной формой речи для этого стиля является письменная монологическая речь: именно в письменных текстах стилевые особенности языка науки проявляются с наибольшей полнотой и яркостью. Система подстилей научного стиля
Письменные научные тексты различаются по характеру излагаемой информации и по тому, какой аудитории они адресованы; в связи с этим научный стиль выступает в каком-либо из своих вариантов — подстилей. Лингвисты различают подстили тематические и функциональные. Тематические подстили
Функциональные (с соответствующим жанром)
А к а д е м и ч е с к и й подстиль. Он может считаться основным вариантом научного стиля, черты которого проявляются здесь с наибольшей яркостью и концентрированностью. Тексты ориентированы на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуются глубиной изложения информации, сложностью, обилием терминов, значительным количеством цитат и ссылок. Жанры, которые создаются в рамках данного подстиля, можно подразделить на три группы. Во-первых, собственно н а у ч н ы е жанры: монография, диссертация, научная статья, а также выполненная на высоком профессиональном уровне студенческая квалификационная работа (курсовая работа, дипломная работа, дипломный проект). Эти тексты создаются учеными с целью изложить результаты собственных исследований, ознакомить коллег со своим пониманием той или иной научной проблемы. Во-вторых, это н а у ч н о - и н ф о р м а т и в н ы е жанры: реферат, рецензия, тезисы, аннотация; они носят вторичный характер, поскольку создаются на базе первичных текстов (собственно научных) и имеют своей целью в сжатой форме изложить содержание текстов и — если это жанр рецензии или реферата — дать ему определенную оценку. В-третьих, н а у ч н о- с п р а в о ч н ы е жанры: справочники, словари терминов, специальные энциклопедии, — где даются основные общепринятые сведения, связанные с той или иной научной сферой. Н а у ч н о - у ч е б н ы й подстиль. Это несколько упрощенный, «облегченный» вариант научного стиля, поскольку в данном случае тексты ориентированы на учащихся и создаются таким образом, чтобы излагаемая информация была хорошо понята и усвоена. Жанры данного подстиля — учебники, учебные пособия и т. п. Язык здесь более простой, чем язык академического подстиля (используется меньше терминов, проще грамматика), часто применяются особое графическое оформление текста (выделение фрагментов текста различными шрифтами, с помощью рамки и пр.), включается большой объем иллюстративного материала (в том числе в виде схем, рисунков). Н а у ч н о - п о п у л я р н ый подстиль. Он представлен в текстах, которые адресованы неспециалистам: статьи в научно-популярных журналах, научно-популярные книги. Автор в данном случае ставит цель сообщить научную информацию в занимательной и доступной форме. Язык таких текстов отличается простотой (терминов немного и они объясняются, предложения недлинные, с небольшим количеством осложняющих структур), выразительностью (использование сравнений, метафор). Цитаты и ссылки сведены к минимуму. Этот подстиль имеет пограничный характер, поскольку содержит в себе черты двух стилей — научного и публицистического.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|