Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы речевого этикета



 

Ситуативность: для каждой ситуации общения нужны свои этикетные нормы поведения.

Регулятивность: речевой этикет регулирует коммуникативное поведение людей, распределяет роли, устанавливает статус собеседников, определяет тональность в общении.

Согласованность: она предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения. Например, здороваться нужно со всеми преподавателями в институте, со всеми соседями.

Наличие коммуникативной рамки: наличие обязательных элементов, которые организуют акт этикетного общения в тех или иных ситуациях.

Этикетные роли

 

Формулы речевого этикета отражают к а т е г о р и ю в е ж л и в о с т и — это центральная категория этикета в целом и речевого этикета в частности. Вежливость — ориентация общества на сохранение достоинства партнера по коммуникации, уважения. Здороваться и прощаться, извиняться и благодарить — вежливо, не здороваться — невежливо. Чем менее знакомы собеседники, чем более официальная обстановка общения, так больше нужна демонстрация уважительного отношения.

Вежливость имеет национальную специфику, так, на Востоке возраст женщины — это достоинство, которое подчеркивается в разговоре.

Часто спорят: что важнее в этикете — сознательное следование существующим правилам или почти автоматическое использование готовых формул? В идеале вежливость должна быть доведена почти до автоматизма. Культурный человек, почти не задумываясь, благодарит, здоровается, извиняется, уступает место старшим, спешит помочь женщине.

Вежливость как категория этикета определяется через понятие р о л и, отведенной адресату речи. Основой всех этикетных правил является следующее требование: поведение собеседников должно соответствовать их этикетным ролям, этикетной ситуации, этикетному жанру. Иначе говоря, для того, чтобы определить, как себя вести, какие слова лучше употребить, надо обязательно учесть, кто и с кем говорит, о чем и почему говорят собеседники, где и когда происходит беседа.

Роль — права и обязанности человека. Социальная роль — общественно одобряемый тип поведения человека (например, «настоящий мужчина», «примерный супруг», «поклонник звезды», «взрослый» т. д.). Существуют профессиональные роли, психологические роли («кокетка», «неудачник»), ситуативные роли («пешеход», «клиент», «потерпевший»).

Этикетная роль — это положение по отношению к собеседнику. Прежде всего, различают отношения между равными собеседниками и отношения между старшим и младшим. Старшинство этикетной роли определяется преимущественно по таким критериям, как возраст, служебное положение, пол; в определенных ситуациях могут учитываться воинские, почетные и научные звания, ученые степени и иные знаки общественного признания. Возможны случаи, когда эти критерии вступают в противоречие между собой. Например, женщина имеет этикетное преимущество перед мужчиной, но если она значительно младше собеседника по возрасту, то этикетная роль старшего переходит к мужчине.

Этикетные сигналы призваны указывать на этикетные роли говорящего и адресата, на специфику этикетной ситуации. В русской речи в качестве этикетных сигналов особенно активно используется ф о р м а о б о з н а ч е н и я с о б е с е д н и к а. Примером может служить выбор местоимения. Сигналом значительных возрастных различий и служебных отношений часто служит то, что говорящие используют по отношению друг к другу различные местоимения: к старшему по возрасту и по должности обращаются на «вы», а к младшему нередко на «ты». В официальной же обстановке даже близкие друзья обычно обращаются друг к другу на «вы».

Этикетным сигналом часто служит и ф о р м а о б р а щ е н и я: по имени (полному или сокращенному), по имени и отчеству, по фамилии и т. п. Взаимное обращение в неофициальной обстановке по сокращенному имени — этикетный сигнал близости говорящих и их этикетного равенства, но чем старше собеседники, тем реже они используют этот сигнал. Обращение в неофициальной обстановке только по отчеству иногда используется как этикетный сигнал старшинства собеседника.

Взаимное обращение по имени и отчеству обычно воспринимается как этикетный сигнал официальной ситуации, но молодые собеседники этот сигнал не используют. Другие сигналы официальной ситуации — обращение по должности или по званию (товарищ полковник, господин профессор), обращение по фамилии (господин Иванов), добавление слов уважаемый, дорогой, многоуважаемый (уважаемый господин директор, дорогой Виктор Иванович).

Итак, на «ты» обычно обращаются: к друзьям; к родственникам; к детям; старший к младшему; к мнимому собеседнику (например, обращение к «многоуважаемому шкафу» в пьесе А.П.Чехова); в призывах, на плакатах, в рекламе; при мысленном общении с человеком, которому угрожают или объясняются в любви (вот я тебе покажу, ты у меня попляшешь; ах ты мой хороший); к Богу (помоги мне, Господи! На все воля Твоя!); к умершему (спи спокойно); к домашним животным.

Этикетные роли и правила могут различаться исторически: так, в XIX веке незамужняя женщина вела себя как младшая по отношению к замужней.

 

Типы ролей

 
 


                       
     
 
   
Мужчина
 
Женщина
   
Слушающий
 
 


 


Ролевой конфликт возникает, если кто-то из участников общения нарушает нормы, принятые для данной роли (подчиненный не подчиняется, учитель ругается, младший указывает старшему). Этикет — система, которая обеспечивает общение неравных и помогает выбрать механизм сбалансирования общения.

 

Этикетные ситуации

 

Речевой этикет реализуется в определенных ситуациях, которые называются этикетными ситуациями (ситуация сочувствия, прощания, поздравления). В этикетной ситуации многое определяется социальной принадлежностью говорящих (например, совершенно особые правила действуют при общении со служителями церкви, представителями силовых структур и работниками торговли).

Наиболее распространенные этикетные жанры: приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент.

Этикетная ситуация имеет двухкомпонентную, д и а л о г о в у ю структуру: пароль — отзыв. Каждую этикетную ситуацию сопровождают определенные этикетные формулы — слова и их сочетания, постоянно используемые говорящими в соответствующих жанру ситуациях: спасибо, пожалуйста, до свидания, извините, будьте здоровы, Не будете ли вы так любезны... . Эти формулы помогают организовать взаимодействие между людьми с учетом социального положения общающихся, их возраста, психологических факторов, сферы общения.

На этикетные ситуации влияют следующие факторы:

— тип ситуации общения: жесткие нормы речевого этикета в официальных ситуациях (учитель/ученики, служащий/клиент), вариативные в полуофициальных (представители старшего/младшего поколения в семье), свободные нормы в неофициальных ситуациях (между друзьями, близкими родственниками);

— степень знакомства собеседников; наиболее жесткие этикетные нормы существуют для общения незнакомых людей;

— отношение к собеседнику, от которого зависит выбор, прежде всего, обращения, приветствий и прощаний (ср.: Уважаемый! и Дружочек!);

— характеристика говорящего: замечено, что мужчины менее склонны соблюдать нормы речевого этикета, чем женщины, то же можно наблюдать в отношениях между вышестоящими и нижестоящими по служебной лестнице;

— характеристика адресата: отмечено, что к плохо одетым людям говорящий инстинктивно испытывает желание обратиться на «ты»; на «ты» обращаются и к детям до 12 лет;.

— место и время общения: в определенных этикетных ситуациях принято произносить соответствующие ритуальные фразы, например: Горько!, Приятного аппетита.

Плохо воспитанные люди иногда говорят, что следование правилам этикета — это лицемерие, способ скрыть свое подлинное отношение к окружающим, что этикетные нормы давно устарели. Попробуем разобраться, для чего все-таки нужен этикет, каковы его функции?

Функции этикета

К о н т а к т о у с т а н а в л и в а ю щ а я функцияпривлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.