Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативная стратегия этикетного взаимодействия



 
 

 

 


Поддержание контакта между людьми. Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы — это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или, по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.

Существуют темы, которые воспитанный человек стремится никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это, прежде всего, возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Более чем нежелательны сплетни, обсуждение недостатков других людей, не рекомендуется слишком эмоциональное выражение своих политических взглядов. Вместе с тем, интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, быстро нащупывает привлекательные для него темы.

Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему беседы, но и обеспечивает благоприятную атмосферу для разговора: внимательно слушает, задает стимулирующие вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику.

Демонстрация в е ж л и в о г о, у в а ж и т е л ь н о г о отношения к собеседнику. Официальная обстановка требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Недопустимо, если младший по положению обращается к старшему на «вы», а старший — на «ты».

Важная функция этикета — создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно обшиться. В Евангелии от Матфея сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Следовательно, если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, — сами будьте вежливыми.

Р е г у л и р у ю щ а я функция — регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам. Сравним, например, некоторые формулы извинения: Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека); Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую иногда используют пожилые интеллигентные люди); Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции и т.п.); Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования). Извиняюсь! (просторечная формула).

А вот как униженно просит прощения герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»: «Вашество! Ежели осмелюсь беспокоить, то именно из чувства раскаянья! Не нарочно, сами изволите знать-с». Всего несколько слов — и сразу очевидно и социальное положение человека, и его характер, и время действия.

Профилактика конфликтов. Основная функция этикета — антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий.

 

 

Список использованной литературы

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Учеб. пособие для студентов-иностранцев. М., 1983.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1976.

Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., год

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Чудинов А.П., Чудинова Е.А. Речь и культура общения (практическая риторика): Учеб. пособие для 10 — 11 кл. Екатеринбург, 1999.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое этикет и речевой этикет?

2. Назовите принципы речевого этикета.

3. Как соотносятся понятия «этикет» и «этика»?

4. Перечислите типы этикетных ролей.

5. Что такое этикетная ситуация. Приведите примеры этикетных ситуаций и факторов, влияющих на них.

6. Что такое этикетная формула?

7. Перечислите функции речевого этикета.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.