Франсуаза уходит. Входит Валентина. Она несет вазу со свежими цветами и папку с документами.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Галина Дербина g.derbina@gmail.com НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКА ШАГАЛА Комедия, с элементами буффонады в двух действиях Действующие лица: Марк Шагал – 86 лет. Молодой Шагал. Хацкель Шагал - отец художника. Фейга-Ита Шагал – мать художника. Белла Розенфельд - первая жена художника. Валентина Бродская- вторая жена художника, 68 лет. Франсуаза – помощник директора французского Национального музея «Библейское Послание Марка Шагала». Ангел – персонаж картины М. Шагала. Скрипач - персонаж картины М. Шагала. Старик - персонаж картины М. Шагала. Лошадь – персонаж картины М. Шагала. Солнце, Луна, звезды, музыканты, циркачи, гости на свадьбе – персонажи картин М. Шагала. П Е Р В О Е Д Е Й С Т В И Е МАСТЕРСКАЯ ШАГАЛА НА ВИЛЛЕ «ХОЛМ» В ГОРОДЕ СЕН-ПОЛЬ ДЕ ВАНС НА ЮГЕ ФРАНЦИИ. На видных местах располагаются две картины. На первой изображена лошадь с жеребенком внутри (наподобие «Продавец скота» 1912 г). На другой часы, похожие на «Время – река без берегов» -1930-39 гг.. Лето, время к полудню. ВАЛЕНТИНА.Марк, мне кажется, пора отложить работу. Скоро приедут журналисты, а ты еще не одет. Ты меня слышишь? Ма-арк, время давно вышло.
ШАГАЛ.Не знаю, не знаю, на моих часах … ВАЛЕНТИНА.На твоих, как всегда, бесконечность, они постоянно в полете. И, тем не менее, пора заканчивать. ШАГАЛ.Смени, пожалуйста, цветы, эти я уже… ВАЛЕНТИНА.(Берет вазу с цветами).Хорошо, но все равно, закругляйся. Слышен звук подъехавшей машины, хлопнула дверца. Звонок. ШАГАЛ.А вот и они, легки на помине. ВАЛЕНТИНА(посмотрев в окно).Нет, это помощница директора музея. Валентина уходит и возвращается с Франсуазой, которая несет большой пакет с письмами. ФРАНСУАЗА.Бонжур, месье Шагал. ШАГАЛ (не отвлекаясь от дела). Приветствую вас, мадемуазель Франсуаза. Как дела? ФРАНСУАЗА.О-о-о! В честь открытия вашего музея, пришло столько поздравлений. ВАЛЕНТИНА (принимая почту). Вот сюда… Разложив почту на столе, Валентина выходит. ШАГАЛ. Как, по-вашему, готов музей принять посетителей? ФРАНСУАЗА. Почти. Но не беспокойтесь, мы справимся, у нас еще целая неделя. ШАГАЛ.А как вам картины моего «Библейского Послания»? ФРАНСУАЗА.О! Они просто суппер! Особенно по колориту. Хотя .., если откровенно, ваши живописные библейские размышления для меня сложноваты, даже в сюжетах я не всё понимаю. Может быть, вы посоветуете что-нибудь? ШАГАЛ.Надеюсь, вы Библию читали? ФРАНСУАЗА. Да, конечно! … В детстве. ШАГАЛ.Тогда только одно: читайте Библию. ФРАНСУАЗА.Спасибо за совет. Ну, что ж, мне пора. Бонжорне, месье Шагал. ШАГАЛ.Оревуар, мадемуазель. Франсуаза уходит. Входит Валентина. Она несет вазу со свежими цветами и папку с документами. ВАЛЕНТИНА.Я хотела, чтобы до журналистов ты подписал вот эти документы. ШАГАЛ(не отвлекаясь от работы). Что это? ВАЛЕНТИНА.Это дарственная на три картины и восемь гуашей, которые ты решил подарить музею в день открытия. ШАГАЛ. Потом подпишу. ВАЛЕНТИНА.Это надо сделать сейчас и сообщить о подарке прессе. ШАГАЛ. Я уже подарил и кончен разговор, а прессе мне и без этого есть что сказать. ВАЛЕНТИНА. Я догадываюсь, но если ты и на этот раз промолчишь об очередном даре, то не удивляйся, что кто-нибудь из них напишет, что ты скуповат... ШАГАЛ. (Перебивая). Удивляешься ты, аменя совершенно не волнует, что думают обо мне те, кто сует нос не в свои дела. (Бросив кисти). Один из них опять сочинил очередную ерунду. (Берет со стола газету). Вот, послушай, что он тут пишет: «В юности Шагал испытал на себе воздействие авангардных художников начала 20-го века…» Голод я испытал в юности. Голод и нужду. А на все модные течения мне было наплевать! Я тогда себя искал! И если я написал несколько работ в стиле кубизма или еще какого-нибудь «изма», то только лишь для того, чтобы понять сущность этого стиля. ВАЛЕНТИНА(перебирая почту).Ну, конечно, ты только не кипятись, пожалуйста. ШАГАЛ(возбуждаясь).И, кстати сказать, пусть современные кубисты и поныне поют гимны геометрии и кушают свои квадратные груши на треугольных столах! Я им мешать не стану. Они мне всегда были скучны и противны. … ВАЛЕНТИНА.Не надо, не надо так бушевать. Тебе это вредно. ШАГАЛ. По-моему, искусство – это, прежде всего, состояние души. А душа у всех свободна, у нее свой разум, своя логика. И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть искусством, иррациональностью, в конце концов! И, учти, я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, не мифологию .., не фантасмагорию, а-а… что же, Господи, что же? Ох! ВАЛЕНТИНА.Не продолжай, дорогой, я все поняла и все учту. (Оставив письма). Ради Христа успокойся. Сядь вот сюда. Хочешь «Перье»? ШАГАЛ.У-у. Где бумаги? (Не глядя подписывает). Об этом подарке я журналистам говорить не стану. (Возвращаясь к работе). И точка, и спорить со мной бесполезно. ВАЛЕНТИНА. Все же я не понимаю, почему не сказать? ШАГАЛ.Во-вторых, потому, что только глухой не слышал, что все полотна «Библейского Послания» я подарил французскому народу. А эти картины и гуаши, Валентина Григорьевна, как вы отлично знаете, являются дополнением к «Библейскому Посланию». ВАЛЕНТИНА.А во-первых? ШАГАЛ. Первое ты и сама хорошо знаешь… Говорить об этом мне неудобно. ВАЛЕНТИНА.Тогда давай я скажу. ШАГАЛ.Нет, Вава! Этого делать нельзя! ВАЛЕНТИНА.Но почему? ШАГАЛ.(Слегка заикаясь).П-потому!!! ВАЛЕНТИНА.Очень доступно объяснил. ШАГАЛ. Потому, моя д-дорогая, что у меня с ней свои отношения, а у тебя свои. ВАЛЕНТИНА. Прости, пожалуйста, с кем у тебя отношения? ШАГАЛ. С Францией. И мне неловко, сделав ей подарок, напоминать о нем. Дорогая Франция, я подарил вам то, теперь дарю сё. Я не старый ловелас, пытающийся соблазнить красотку. По отношению к этой стране я, не смотря на свои 86 лет, пылкий влюбленный. Ох, как же я уморился. Сил совсем нет. ВАЛЕНТИНА.Присядь вот здесь у окна и отдохни. Посмотри сколько растений в твоем саду. ШАГАЛ. (Вспылив). И никто из них не осуждает другого за то, что тот рисует в фиолетовых тонах. И, что самое важное, никто никого не унижает или, что еще хуже, не убивает за то, что один верит в Бога иначе, чем другой. Ах, если бы люди могли жить, как цветы в моем саду… (Указывая на картину с лошадью). Или вот как эта кроткая лошадка, сколько времени она смиренно тащит свой воз. ВАЛЕНТИНА. Знаешь, иногда я думаю, что она…живая. Вот, вот! Что хочешь со мной делай, но её веко только что дрожало. ШАГАЛ.Ах, Вава, посмотри, как она насторожилась, как будто чувствует, что мы о ней говорим. ВАЛЕНТИНА. Удивительно, насколько наши ощущения стали схожи… Дорогой, я понимаю, что сейчас не время, но мне так давно хочется признаться тебе. Марк, я …Знаешь, в молодости я полагала, что жизнь женщины моего сегодняшнего возраста лишена радостей, которые составляют женское счастье... ШАГАЛ.Я тоже думал, что на долю стариков остается не жизнь, а мышиная возня. Слава Богу, ошибся. Работы и в старости хватает. ВАЛЕНТИНА. Оказалось, что теперь мои чувства стали… мудрее.(Перебирая почту). Онистали…О, Марк, есть почта из Союза. Судя по адресу, письмо из Витебска! ШАГАЛ.Дай скорее сюда! (Вскрывает письмо). ВАЛЕНТИНА.Ой, что-то выпало из письма. (Поднимает). Синий цветочек, засушенный. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|