Здавалка
Главная | Обратная связь

Франсуаза уходит. Входит Валентина. Она несет вазу со свежими цветами и папку с документами.



Галина Дербина

g.derbina@gmail.com

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКА ШАГАЛА

Комедия, с элементами буффонады в двух действиях

Действующие лица:

Марк Шагал – 86 лет.

Молодой Шагал.

Хацкель Шагал - отец художника.

Фейга-Ита Шагал – мать художника.

Белла Розенфельд - первая жена художника.

Валентина Бродская- вторая жена художника, 68 лет.

Франсуаза – помощник директора французского Национального музея «Библейское Послание Марка Шагала».

Ангел – персонаж картины М. Шагала.

Скрипач - персонаж картины М. Шагала.

Старик - персонаж картины М. Шагала.

Лошадь – персонаж картины М. Шагала.

Солнце, Луна, звезды, музыканты, циркачи, гости на свадьбе – персонажи картин М. Шагала.

П Е Р В О Е Д Е Й С Т В И Е

МАСТЕРСКАЯ ШАГАЛА НА ВИЛЛЕ «ХОЛМ» В ГОРОДЕ СЕН-ПОЛЬ ДЕ ВАНС НА ЮГЕ ФРАНЦИИ.

На видных местах располагаются две картины. На первой изображена лошадь с жеребенком внутри (наподобие «Продавец скота» 1912 г). На другой часы, похожие на «Время – река без берегов» -1930-39 гг..

Лето, время к полудню.

ВАЛЕНТИНА.Марк, мне кажется, пора отложить работу. Скоро приедут журналисты, а ты еще не одет. Ты меня слышишь? Ма-арк, время давно вышло.

 

ШАГАЛ.Не знаю, не знаю, на моих часах …

ВАЛЕНТИНА.На твоих, как всегда, бесконечность, они постоянно в полете. И, тем не менее, пора заканчивать.

ШАГАЛ.Смени, пожалуйста, цветы, эти я уже…

ВАЛЕНТИНА.(Берет вазу с цветами).Хорошо, но все равно, закругляйся.

Слышен звук подъехавшей машины, хлопнула дверца. Звонок.

ШАГАЛ.А вот и они, легки на помине.

ВАЛЕНТИНА(посмотрев в окно).Нет, это помощница директора музея.

Валентина уходит и возвращается с Франсуазой, которая несет большой пакет с письмами.

ФРАНСУАЗА.Бонжур, месье Шагал.

ШАГАЛ (не отвлекаясь от дела). Приветствую вас, мадемуазель Франсуаза. Как дела?

ФРАНСУАЗА.О-о-о! В честь открытия вашего музея, пришло столько поздравлений.

ВАЛЕНТИНА (принимая почту). Вот сюда…

Разложив почту на столе, Валентина выходит.

ШАГАЛ. Как, по-вашему, готов музей принять посетителей?

ФРАНСУАЗА. Почти. Но не беспокойтесь, мы справимся, у нас еще целая неделя.

ШАГАЛ.А как вам картины моего «Библейского Послания»?

ФРАНСУАЗА.О! Они просто суппер! Особенно по колориту. Хотя .., если откровенно, ваши живописные библейские размышления для меня сложноваты, даже в сюжетах я не всё понимаю. Может быть, вы посоветуете что-нибудь?

ШАГАЛ.Надеюсь, вы Библию читали?

ФРАНСУАЗА. Да, конечно! … В детстве.

ШАГАЛ.Тогда только одно: читайте Библию.

ФРАНСУАЗА.Спасибо за совет. Ну, что ж, мне пора. Бонжорне, месье Шагал.

ШАГАЛ.Оревуар, мадемуазель.

Франсуаза уходит. Входит Валентина. Она несет вазу со свежими цветами и папку с документами.

ВАЛЕНТИНА.Я хотела, чтобы до журналистов ты подписал вот эти документы.

ШАГАЛ(не отвлекаясь от работы). Что это?

ВАЛЕНТИНА.Это дарственная на три картины и восемь гуашей, которые ты решил подарить музею в день открытия.

ШАГАЛ. Потом подпишу.

ВАЛЕНТИНА.Это надо сделать сейчас и сообщить о подарке прессе.

ШАГАЛ. Я уже подарил и кончен разговор, а прессе мне и без этого есть что сказать.

ВАЛЕНТИНА. Я догадываюсь, но если ты и на этот раз промолчишь об очередном даре, то не удивляйся, что кто-нибудь из них напишет, что ты скуповат...

ШАГАЛ. (Перебивая). Удивляешься ты, аменя совершенно не волнует, что думают обо мне те, кто сует нос не в свои дела. (Бросив кисти). Один из них опять сочинил очередную ерунду. (Берет со стола газету). Вот, послушай, что он тут пишет: «В юности Шагал испытал на себе воздействие авангардных художников начала 20-го века…» Голод я испытал в юности. Голод и нужду. А на все модные течения мне было наплевать! Я тогда себя искал! И если я написал несколько работ в стиле кубизма или еще какого-нибудь «изма», то только лишь для того, чтобы понять сущность этого стиля.

ВАЛЕНТИНА(перебирая почту).Ну, конечно, ты только не кипятись, пожалуйста.

ШАГАЛ(возбуждаясь).И, кстати сказать, пусть современные кубисты и поныне поют гимны геометрии и кушают свои квадратные груши на треугольных столах! Я им мешать не стану. Они мне всегда были скучны и противны. …

ВАЛЕНТИНА.Не надо, не надо так бушевать. Тебе это вредно.

ШАГАЛ. По-моему, искусство – это, прежде всего, состояние души. А душа у всех свободна, у нее свой разум, своя логика. И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть искусством, иррациональностью, в конце концов! И, учти, я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, не мифологию .., не фантасмагорию, а-а… что же, Господи, что же? Ох!

ВАЛЕНТИНА.Не продолжай, дорогой, я все поняла и все учту. (Оставив письма). Ради Христа успокойся. Сядь вот сюда. Хочешь «Перье»?

ШАГАЛ.У-у. Где бумаги? (Не глядя подписывает). Об этом подарке я журналистам говорить не стану. (Возвращаясь к работе). И точка, и спорить со мной бесполезно.

ВАЛЕНТИНА. Все же я не понимаю, почему не сказать?

ШАГАЛ.Во-вторых, потому, что только глухой не слышал, что все полотна «Библейского Послания» я подарил французскому народу. А эти картины и гуаши, Валентина Григорьевна, как вы отлично знаете, являются дополнением к «Библейскому Посланию».

ВАЛЕНТИНА.А во-первых?

ШАГАЛ. Первое ты и сама хорошо знаешь… Говорить об этом мне неудобно.

ВАЛЕНТИНА.Тогда давай я скажу.

ШАГАЛ.Нет, Вава! Этого делать нельзя!

ВАЛЕНТИНА.Но почему?

ШАГАЛ.(Слегка заикаясь).П-потому!!!

ВАЛЕНТИНА.Очень доступно объяснил.

ШАГАЛ. Потому, моя д-дорогая, что у меня с ней свои отношения, а у тебя свои.

ВАЛЕНТИНА. Прости, пожалуйста, с кем у тебя отношения?

ШАГАЛ. С Францией. И мне неловко, сделав ей подарок, напоминать о нем. Дорогая Франция, я подарил вам то, теперь дарю сё. Я не старый ловелас, пытающийся соблазнить красотку. По отношению к этой стране я, не смотря на свои 86 лет, пылкий влюбленный. Ох, как же я уморился. Сил совсем нет.

ВАЛЕНТИНА.Присядь вот здесь у окна и отдохни. Посмотри сколько растений в твоем саду.

ШАГАЛ. (Вспылив). И никто из них не осуждает другого за то, что тот рисует в фиолетовых тонах. И, что самое важное, никто никого не унижает или, что еще хуже, не убивает за то, что один верит в Бога иначе, чем другой. Ах, если бы люди могли жить, как цветы в моем саду… (Указывая на картину с лошадью). Или вот как эта кроткая лошадка, сколько времени она смиренно тащит свой воз.

ВАЛЕНТИНА. Знаешь, иногда я думаю, что она…живая. Вот, вот! Что хочешь со мной делай, но её веко только что дрожало.

ШАГАЛ.Ах, Вава, посмотри, как она насторожилась, как будто чувствует, что мы о ней говорим.

ВАЛЕНТИНА. Удивительно, насколько наши ощущения стали схожиДорогой, я понимаю, что сейчас не время, но мне так давно хочется признаться тебе. Марк, я …Знаешь, в молодости я полагала, что жизнь женщины моего сегодняшнего возраста лишена радостей, которые составляют женское счастье...

ШАГАЛ.Я тоже думал, что на долю стариков остается не жизнь, а мышиная возня. Слава Богу, ошибся. Работы и в старости хватает.

ВАЛЕНТИНА. Оказалось, что теперь мои чувства стали… мудрее.(Перебирая почту). Онистали…О, Марк, есть почта из Союза. Судя по адресу, письмо из Витебска!

ШАГАЛ.Дай скорее сюда! (Вскрывает письмо).

ВАЛЕНТИНА.Ой, что-то выпало из письма. (Поднимает). Синий цветочек, засушенный.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.