Здавалка
Главная | Обратная связь

Рыночная инфраструктура.



Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Переход к рыночной экономике - это переход к новой социально-экономической системе. Такой переход обусловлен наличием особого переходного периода, в течение которого старые типы производственных отношений продолжают свое существование наряду с новыми элементами. По мере углубления преобразований старые формы производственных отношений будут заменены на новые. В России переходный период начался в начале 90-х годов, когда происходила системная трансформация и формирование качественно новых субъектов хозяйствования. Начавшиеся рыночные преобразования экономики, по сути, явились объективными предпосылками становления инфраструктуры рыночной экономики России. Уже первые шаги в реформировании экономики побудили необходимость к созданию новых и реорганизации старых видов инфраструктурных блоков.

Формирование рыночной инфраструктуры, как и рыночной экономики, представляет собой достаточно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. На процесс становления инфраструктуры влияют множество факторов, явлений, событий, но все они избранно воздействуют на те или иные элементы. Чтобы в целом, комплексно представить процесс становления инфраструктуры, требуется проанализировать как возникают и развиваются элементы (институты) инфраструктуры, каковы особенности этих процессов на разных этапах развития.

При выделении периодов процесса становления рыночной инфраструктуры в России, нами учитывались следующие особенности: - во-первых, что в российских условиях формирование инфраструктуры происходило одновременно с изменением среды, для которой она создавалась; - во-вторых, развитие рыночной инфраструктуры осуществлялось не эволюционным (как в большинстве стран мира), а революционным путем.

Принимая во внимания указанные особенности становления рыночной инфраструктуры, а также учитывая состояние элементов инфраструктуры и степень их зрелости, процесс развития рыночной инфраструктуры России нами был разделен на три этапа. Выделение данных этапов осуществлялось в зависимости от динамики рыночных преобразований и уровня развития рыночной инфраструктуры за определенный период времени.

1 этап: 1985-1992 г.г. можно назвать этапом зарождения рыночной инфраструктуры, поскольку именно в данный отрезок времени шло формирование предпосылок создания инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики.

Этап зарождения в российских условиях связан, прежде всего, с началом развития рыночных отношений в экономике. В период с 1985 по 1992 г.г. в России начинается реформирование системы хозяйствования. Принятые ключевые законы «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации», «Об аренде» положили начало введению частной собственности и разгосударствлению экономики, что в свою очередь способствовало развитию рыночных отношений и частного предпринимательства. Однако, как показала практика, принятия законодательных актов было недостаточно для развития реальных рыночных отношений. Требовались определенные институты, связывающие отдельно взятые рынки в один единый рыночный механизм, эту задачу и призваны были решить институты рыночной инфраструктуры.

С конца 80-х начала 90-х годов начинается активное формирование банковских структур в России, поскольку дальнейшее осуществление рыночных реформ стало невозможным без адекватной банковской инфраструктуры. В СССР до 1987 года существовала «однобанковская система», в которой Госбанк пассивно распределял финансовые ресурсы через свои филиалы в соответствии с государственным планом развития. С началом реформ Госбанк СССР был преобразован в ЦБ СССР и стал ответственным за проведение денежной политики, обеспечение стабильности валюты, надзор за коммерческими банками содействие межбанковским расчетам. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящей из пяти специализированных банков: Сберегательного Банка (Сбербанк), Банка для обслуживания внешней торговли (Внешторгбанк), Банка для строительства и промышленности (Промстройбанк), сельскохозяйственного банка (Агропромбанк) и банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк). Это было началом банковской реформы, означавшей специализацию различных государственных банковских учреждений по видам деятельности, а также по сферам привлечения и размещения кредитных ресурсов.

В конце 1988 г. и в 1989г. стала расти сеть коммерческих банков, которые учреждались частными структурами в виде акционерных компаний или кооперативов. Так если в 1988 году в России был зарегистрирован один коммерческий банк, то к концу 1990 года их было уже около 800. Не смотря на это в российской экономике наблюдался недостаток предложения элементарных банковских услуг. Требования к созданию и деятельности банков были невысоки, а прибыль от финансовых спекуляций значительна. Принятый в 1990 г. закон «О банках и банковской деятельности» регламентировал основные принципы создания и функционирования банковских и кредитных учреждений, виды их деятельности и т.п. В 1990-1991 гт. филиалы пяти специализированных банков путем разгосударствления и акционирования также преобразовались в коммерческие банки.

Опыт, накопленный в России в 90-ые годы свидетельствует, что рыночный механизм не является основным и единственно возможным регулятором взаимоотношений субъектов инфраструктуры. Их деятельность регулируется системой экономических, административных и правовых норм, в том числе и в первую очередь установленных государством.

Определенная спонтанность и стихийность свойственная протекавшим в России процессам формирования рыночной инфраструктуры связана, на наш взгляд, прежде всего с отсутствием системы государственного регулирования выше названных процессов. Внимание государства было уделено созданию предпосылок для ускорения процесса перехода от директивной экономики к рынку. Проблемы формирующихся новых субъектов рыночной инфраструктуры и отношений между ними были отнесены на второй план.

В начале 90-х г. в России происходит динамичное, но стихийное появление значительного числа институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры. Именно тогда возникла объективная необходимость юридического оформления новых структур и регулирования возникающих между ними взаимоотношений. Перед государством встала задача адекватного отражения в нормативных актах основ функционирования субъектов инфраструктуры: их статуса, организационной формы, функций и т.д. Для выполнения данной задачи в отдельных сегментах рынка были разработаны законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность элементов инфраструктуры, устанавливающие правила, параметры, ограничения функционирования для вновь создающихся элементов.

В России государственное регулирование инфраструктуры рыночной экономики, как единой системы, не ведется, вследствие этого отсутствует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию единой государственной политики в данной области экономики. Для каждого элемента рыночной инфраструктуры существует своя система субъектов государственного регулирования, осуществляющих функции контроля и надзора, а также регламентирующих отдельные параметры деятельности посредством различного вида нормативных и законодательных актов.

В диссертационном исследовании рассматривается становление системы государственного регулирования рыночной инфраструктуры России на примере товарного рынка, как одного из важнейших условий эффективного функционирования экономики рыночного типа. Поскольку именно инфраструктура товарного рынка организационно и материально обеспечивает основные рыночные процессы в экономике.

Регулирование инфраструктуры товарного рынка представляет собой, на наш взгляд, упорядочение деятельности институтов товарного рынка, установку норм и правил их функционирования, выработку стандартов поведения субъектов товарного рынка, способствующих их динамичному и эффективному развитию. В качестве объекта государственного регулирования инфраструктуры товарных рынков выступают торгово-посреднические организации, а субъектом - совокупность государственных и муниципальных органов власти, определяющих условия создания, преобразования и функционирования элементов инфраструктуры на данном рынке, а также регламентирующих определенные параметры их деятельности.

Основными задачами системы государственного регулирования товарных рынков являются: - формирование достаточной конкурентной среды; - защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя; - регулирование иностранных инвестиций в сферу торговли; - обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; - эффективный контроль защиты прав и интересов участников торговли; - стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; - развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле: поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд и т.д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.