Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационная инфраструктура: современная сущность, подотрасли ее составляющие.



Взаимодействие и функционирование любого сектора экономики невозможно без главного составляющего - без информационной инфраструктуры. Это та неотъемлемая определяющая часть жизнедеятельности общества, современная основа функционирования рынка. Инфраструктурное обеспечение национального рынка, его отдельных отраслей, социальной сферы в целом. В каждой из составных частей инфраструктуры присутствует информационная составляющая, которая определяет, в основном, в современной экономике функционирование экономических агентов, а также вносит определенный порядок в каждую из инфраструктурных составляющих.

Информационное обеспечение необходимо и для производственной инфраструктуры, и для институциональной, и для социальной. Если в первой наиболее важной является информация о состоянии конкурентов, поставщиках, о рынках и каналах сбыта товара, то для институциональной инфраструктуры наиболее важной является информация непосредственно о рынках, их функционировании, состоянии, развитии. Социальная инфраструктура охватывает многочисленные виды информации для обеспечения жизнедеятельности социума, начиная от глобальной и заканчивая локальными интересами отдельного человека. Вне зависимости от степени важности информации для того или иного сектора экономики, она присутствует в каждом из них.

При использовании общепринятого подхода под информационной инфраструктурой понимают систему организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Эта система представляет совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. При этом ее функционирование служит обеспечению доступа потребителей к информационным ресурсам.

Активное развитие информационной инфраструктуры, которым должно сопровождаться инновационное развитие экономики России, определенной как основной задачей современной экономики, и определяет переход страны на инновационный путь развития.

Для обеспечения условий этого перехода нашей стране необходимо создание такой информационной инфраструктуры, которая может активно развиваться, а, следовательно, этим она и привлекает к себе огромное внимание как ученых, так и практиков. По мнению как ученых в области экономики, так и представителей производственного сектора, информационная инфраструктура России еще не сформирована на таком уровне, который бы обеспечивал информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до ее внедрения в производство, в социум.

В качестве примеров информационной инфраструктуры исследователи приводят такие общеизвестные современные составляющие нашего жизнеобеспечения, как:

- интернет;

- дистанционное образование;

- сетевые СМИ;

- реклама, пиар.

Соглашаясь с тем, что они представляют собой основные элементы информационной инфраструктуры современной экономики, мы видим необходимость дополнения их перечня и включения в него связи. ТВ в таком составе инфраструктуры призвана обеспечить создание единого социально-экономического пространства России.

В настоящее время вектор развития современной экономики задает именно информационная инфраструктура. Для России на данном этапе развития чрезвычайно важным фактором структурных преобразований и обеспечения устойчивости является ее укрепление и совершенствование.
Итак, информационная инфраструктура являет собой совокупность, комплекс взаимосвязанных видов деятельности как в информационном, так и в неинформационном секторах. Данный комплекс обеспечивает условия современного жизнеобеспечения общества, а также развития, бесперебойного функционирования производства как материального, так и нематериального производства. Информационная инфраструктура для обеспечения современного жизнеобеспечения общества создает условия эффективного решения важных социальных задач его развития. Входящие в информационную инфраструктуру отрасли принимают непосредственное или опосредованное участие в общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. Одной из отраслей информационной инфраструктуры, наиболее старшей, считается связь. При этом одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития является инфраструктура связи. Однозначно, что доступность современных услуг связи выступает определяющим фактором темпов экономического роста, формирования качества жизни населения, обеспечения эффективности государственного управления, охраны правопорядка и обеспечения национальной безопасности на всей территории страны. Доступность связи во многом определяет уровень развития всей экономики. Данная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в экономике России в последние десятилетия. Следующая структура или подотрасль информационной инфраструктуры - это сеть Интернет. Это пространство, где возможен глобальный, локальный и т. д. обмен, распределение и использование информации, а также необходимое производство информационных ресурсов, которые используются в последующем производстве. По данным статистических ежегодников России, число пользователей сети Интернет постоянно растет, число, имевших доступ к Интернет, увеличивается. За период с 2003 по 2006 гг. первый показатель увеличился на 26 %, а доступ в Интернет - более чем в 2,5 раза, численность, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками и потребителями продукции, увеличилась на 33 %. В 2010 г. количество пользователей интернетом в России - до 51 % от общего числа населения.

Скачок в развитии систем традиционных средств массовой информации (СМИ) привел к возникновению нового их вида - сетевых СМИ, которую можно считать четвертой составляющей информационной инфраструктуры. Сетевые СМИ новая форма взаимодействия, направленная на удовлетворение нужд различных потребителей и производителей информационных продуктов, услуг и ресурсов. Как отмечают исследователи, сегодня это - общепризнанный факт. Для миллионов людей они уже стали важным источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть и именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации, то изучение сетевых СМИ как феномена журналистики приобретает особую значимость. Сегодняшний этап развития и применения Интернета, хоть и имеет отличительные особенности в странах, регионах, отраслях, уже позволяет определить специализированные группы сетевых средств массовой информации, которые представлены сетевыми представительствами традиционных медийных структур, собственно сетевыми структурами. Выделяются их виды, которые представлены сетевыми журналами, газетами, порталами, иными сообществами, списками рассылок и т. п. Особенности развития и применения данных видов информационной инфраструктуры ставят необходимость изучения всех этих явлений и процессов на различных уровнях (от локального до глобального, от уровня исследований до внедрения и практической реализации), для скорейшего выравнивания отраслей, регионов в плане использования возможностей информационной инфраструктуры данной подотрасли в социльно-экономическом взаимодействии.

Еще одной современной составляющей информационной инфраструктуры является та составная часть, которая призвана доносить до общественности определенные информационные потоки о товарах, услугах, мероприятиях и т. д. до широкой общественности по каналам массовой коммуникации, с возможностью получения обратной связи. Это реклама, пиар, понятия абсолютно разные, но в нашем случае они выполняют почти одинаковые роли в коммуникационно-информационном взаимодействии.
Обозначив одну из подотраслей информационной инфраструктуры - рекламу, рассмотрим региональные особенности ее на примере Тамбовской области.
В научной литературе не встречается определение рынка рекламы. В рамках нашего исследования под региональным рынком рекламы мы понимаем систему социально-экономических отношений между рекламодателями и производителями рекламных товаров и услуг, связанные с их обменом на региональном уровне, в результате которых формируется спрос и предложение, а также стоимость в рамках данного региона.
Рассмотрим некоторые специфические особенности регионального рынка рекламных услуг.

На тамбовском региональном рынке представлены многопрофильные рекламные агентства, предоставляющие широкий спектр услуг по созданию и размещению рекламной продукции. При этом вопрос соотношения цены и качества предлагаемых рекламных продуктов интересует как рекламодателей, так и исполнителей. Ключевыми моментами являются не только разнообразие предоставляемых услуг, но и их должный уровень как по креативности, так и по используемым технологиям.
Рекламные агентства предлагают разнообразные рекламные услуги, стремясь к большему охвату рекламного рынка. Это, с одной стороны, предоставляет более широкие возможности для рекламодателя, а с другой стороны, зачастую приводит к некачественному выполнению задач.
В этой таблице представлены рекламные агентства Тамбова, которые специализируются по строго указанному профилю, работающие без услуг посредников. Конечно, все региональные рекламные агентства, которые предлагают те или иные услуги (а их количество растет, уже насчитывается больше 30) предлагают более широкий спектр услуг, но многие из них не имеют прямого выхода в средства массовой информации, доступа к рекламным площадям и носителям. Тем самым они являются посредниками между рекламодателем и рекламораспространителем. Это приводит к повышению цен на предлагаемые услуги рекламных агентств в среднем на 5-10 % от общей стоимости услуги и не дает возможности контролировать качество предлагаемых видов услуг. Данные Тамбовский рынок рекламы имеет свои отличительные черты. Одной из таких черт является относительно высокая цена изготовления и распространения рекламы при среднем качестве рекламной продукции. Такая ситуация сложилась из-за монополизации рекламного рынка в Тамбовской области. Рекламу на телевидении предлагают не более трех рекламных агентств, другие же арендуют рекламное пространство у ведущих организаций. Основными долями рекламных поверхностей владеют всего две крупные компании и несколько типографий, обеспечивающих регион печатными материалами, и всего одна из них может предложить услуги по изготовлению сувенирной рекламы. Показателен и тот факт, что рекламные агентства г. Тамбова активно сотрудничают с издательствами Рязани, Воронежа, Липецка. При этом стоимость изготовляемой продукции (с учетом транспортных расходов) ниже, чем в тамбовских издательствах, а качество, как правило, более высокое.

Все большее распространение получает транзитная реклама, которую предлагают рекламные агентства «Тритон», «Парадиз», «Эпицентр», рекламное агентство «Сталкер», рекламно-информационное агентство «АИСТ», РА «Стандарт», Тамбов-Реклам-Сервис , рекламное агентство «ЭПИцентр», ООО «Гриф».

Реклама на транспорте в нашем регионе применяется не настолько широко. Основным недостатком транзитной рекламы, в частности, автобусных наклеек, является ее неспособность охватить отдельные секторы рынка, например, людей, проживающих в предместьях, пользующихся собственными автомобилями, сельское население, а также бизнесменов и профессионалов, почти не прибегающих к услугам общественного транспорта.

В «часы-пик» затрудняется чтение рекламы; транзитная реклама исключает избирательность, что может не соответствовать нуждам некоторых рекламодателей. Наклейки в автобусах настолько однотипны, что их часто путают друг с другом, окружающая обстановка в общественном транспорте

Рекламные агентства, предоставляющие данную услугу Старт маркетинг; Стандарт Стандарт; БтайВпеГ ВДВ; Полис Альянс медиа групп; ВДВ Альянс медиа групп; Инфо-Ю; Тритон; Арт-Трек Тритон; Парадиз; Эпицентр Тамбов медиа-центр; Тамбов информ; Фиеста; Юлис
может не способствовать престижу рекламируемого товара.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, как показали исследования маркетинговой компании Simmons Market Research, показатель запоминаемости у транзитной рекламы выше 71 % - возможно, благодаря ее динамичности, мобильности по сравнению с рекламными щитами.
Тем не менее, большое количество общественного транспорта (36 % троллейбусов и 65 % автобусов) остается неоформленным. В это число входят наименее популярные маршруты. Это связано с тем, что из-за постоянных колебаний рынка часть рекламодателей уходят в другие сегменты наружной рекламы.

Лидирующие позиции по размещению рекламы на транспорте независимо от региона занимают товары категории «Бытовая техника», а также продовольственные товары и напитки.

Телевидение охватывает самую большую аудиторию. Для рекламы по телевидению используются слайды, кино- и видеоролики. Возможна и прямая передача из телестудии или с места события.
Региональная реклама в Тамбове и области транслируется по следующим телеканалам: Первый, РТР, НТВ, СТС - Тамбов, ТНТ - Тамбов, REN TV -Тамбов, Домашний - Тамбов.

Телевизионные объявления включают в себя изображения, звук, движение, цвет и поэтому оказывают на рекламную аудиторию значительно
большее воздействие, чем объявления в других средствах массовой информации. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной, и вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно если основывается на компьютерной графике.

Недостаток телерекламы в том, что во время ее трансляции внимание потенциального потребителя должно быть сосредоточено на экране, в ином случае рекламное обращение не будет воспринято. Телевидение дает возможность широкомасштабной рекламы товаров массового потребления, но неэффективно для промышленных товаров.

На региональном рынке телевизионной рекламы работают такие агентства, как ООО «Инфо-Ю», Рекламное агентство «Старт Маркетинг», РА «Стандарт», Рекламное агентство «Альянс медиа групп», Рекламное агентство ООО «ПИКСЕЛ», Агентство маркетинговых коммуникаций «SmartBrief», Рекламное агентство «ЭПИцентр», ООО «Медиа Базар -Тамбов», Рекламное агентство «ava studio». Но не стоит забывать, что стоимость размещения рекламы через эти рекламные агентства значительно выше, так как эти рекламные агентства не сами размещают рекламу на телевидении, а являются лишь посредниками и продают услугу с хорошей наценкойРекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся - на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость. Вместе с тем, в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает до 90 % информации. Кроме того, радиореклама усложняет установление двусторонних коммуникаций с потребителем: часто у него нет под рукой ручки, карандаша, бумаги, чтобы записать переданные в объявлении данные.
При динамичном развитии некоторых сегментов рекламного рынка в Тамбовском регионе недостаточно используются возможности сети Интернет как канала распространения рекламы. С каждым днем все большее количество людей становятся пользователями глобальной сети, которая привлекает своей разносторонностью и неограниченностью возможностей.
За несколько последних лет Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что можно смело констатировать: Всемирная паутина изменила коммуникационную среду. Мы стали больше общаться (пусть даже в режиме онлайн), существенно расширился круг контактов, а распространение информации достигло просто немыслимой скорости. Было бы странным, если бы на эти изменения никак не отреагировали рекламные агентства.
Для большинства рекламодателей Интернет стал одним из важных маркетинговых инструментов. Реклама в Сети постепенно укрепляет свои позиции, и это связано с целым набором преимуществ: открытость, доступность информации в течение 24 часов, свободный выбор информации и др. Именно поэтому мы наблюдаем переход компаний от «классического» пиара в пиар «виртуальный». Говоря об интернет-рекламе, нельзя не затронуть новый для тамбовчан и тесно связанный с ней вид рекламы - реклама в sms-сообщениях. В условиях, когда мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом городского жителя, SMS-реклама является эффективным интерактивным средством массовой информации, которое сочетает в себе воздействующую силу телемаркетинга, преимущества цифровой обработки электронной почты и выгоды
локализации, характерные для мобильной коммерции. Возможности точной фокусировки делают SMS-рекламу особенно подходящей для тех условий, в которых важное значение имеют время и место контакта.
В целом приемлемость SMS-рекламы составила 44 %. Данное средство массовой информации менее навязчиво, чем, например, традиционный телемаркетинг, так как респонденты могут выбирать, когда им прочесть сообщение, тогда как звонок телефона воспринимается как требовательный вызов и вырабатывает условный рефлекс. SMS-реклама оказывает три разных вида воздействия: отклик, брендинговый эффект и влияние на совершение покупок.

Уровень отклика потребителей на sms-рекламу варьируется от 68 % до 3 %, составляя в среднем 31 %. Тем не менее, невзирая на все достоинства данного вида рекламы, не многие тамбовские рекламодатели используют sms-рассылку. В основном этими рекламными услугами пользуются магазины и торговые точки с целью сообщить об обновлении ассортимента товара, новинках. Услуги по предоставлению рекламы в sms-сообщениях предоставляет только одно агентство - это рекламное агентство «Открытые Коммуникации», осуществляющее корпоративную SMS-рассылку с индивидуальным буквенным номером.

Итак, рассмотрев перспективные направления развития и становления подотраслей информационной инфраструктуры, а также региональные особенности одной из подотрасли (рынка рекламы), приходим к выводу, что одним из участников процесса развития информационной инфраструктуры обязательно должно быть государство, обеспечивающее регулирование развития информационной инфраструктуры.

С учетом этого можно выделить основные направления государственного регулирование развития информационной инфраструктуры на разных уровнях, это - осуществление бюджетного финансирования информационных систем, которые являются социально значимыми; образование, наука, органы государственного управления и обеспечения правопорядка, предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями. Второе направление должно включать создание комплекса экономико-правовых условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг производству, сфере обслуживания, населению. Полномасштабная реализация основ формирования системы предоставления электронных услуг населению, от государственных до доступности электронной торговли, информатизации быта и досуга.

Для поддержки развития сетевой подотрасли информационной инфраструктуры роль государства определяется в стимулировании создания, становления и повсеместного развития национальных корпоративных сетей, а также различных коммерческих систем, способствующих внедрению информационных услуг во все сферы экономики и общества, в реализации на основе положений государственной информационной политики концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей. При этом нельзя забывать о том, что повсеместное распространение информации, информационных услуг требует контроля государства защиты прав граждан на личную жизнь, на защиту доступа к личной информации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.