Здавалка
Главная | Обратная связь

Товар и его свойства. Экономическое благо, его ценность и полезность. Услуга как товар



В определении сущности и свойств продукта труда нет единой точки зрения. Существуют две основные концепции:

1) марксистская концепция продукта труда как товара, основанная на идее трудовой стоимости классической школы политической экономии;

2) неоклассическая концепция продукта труда как экономического блага, основанная на идее полезности австрийской школы политической экономии.

Согласно марксистской концепции, товар – это продукт труда, произведённый для обмена, для продажи. Не всякий продукт труда является товаром. Чтобы стать товаром, продукт труда должен быть способен:

- удовлетворить определённую потребность человека, т.е. должен быть нужен, полезен;

- обмениваться на другие товары или на деньги.

Следовательно, в марксистской концепции товар имеет два свойства:

потребительную стоимость и стоимость.

Первое свойство товара - потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворить определённую человеческую потребность. Причём, вещь должна быть полезна не самому производителю, а другому лицу, другому потребителю.

Особенности потребительной стоимости:

- она является вещественной основой общественных (экономических) отношений между людьми;

- является общественной потребительной стоимостью;

- связана с качеством вещей (от качества зависит реализация и доход);

- носит исторический характер (с развитием производительных сил появляются новые потребности и новые товары);

- является результатом конкретного частного труда.

(Надо подчеркнуть, что как потребительные стоимости товары несоизмеримы.)

Второе свойство товара – стоимостьэто воплощённый в товаре абстрактный общественно-необходимый труд.

Чтобы понять сущность стоимости, следует иметь в виду, что на поверхности общества кажется, что пропорции обмена устанавливаются абсолютно произвольно. Но это не так. В реальной действительности пропорции обмена устанавливаются объективно. Товары обмениваются как стоимости, на основе затрат труда. Формируется меновая стоимость, т.е. пропорция, в которой один товар обменивается на другой. (Заметим, что меновая стоимость – это не свойство товара, а форма проявления одного из свойств товара – стоимости.)

Особенности стоимости:

- она выражает общественные отношения (в процессе обмена люди вступают в отношения);

- в её основе лежит общественный труд и качество вещей;

- имеет качественную (абстрактный общественно-необходимый труд) и количественную (пропорции обмена) стороны;

- носит исторический характер: вне товарного обмена стоимость не существует. С отмиранием товарного характера производства и при переходе к непосредственно-общественной форме производства стоимость исчезнет с исторической сцены.

(Более подробно о сущности стоимости и о противоречиях потребительной стоимости и стоимости речь пойдёт ниже.)

 

Неоклассическая концепция продукта трудане использует понятия «товар», «потребительная стоимость» и «стоимость», а опирается на понятия «экономическое благо», «полезность», «ценность», «редкость».

В отличие от марксистской концепции продукта труда как товара и его потребительной стоимости, неоклассическая теория рассматривает продукт труда как экономическое благо и характеризует его с точки зрения полезности и ценности. Полезность вещи рассматриваетсякак субъективное понятие, индивидуальное для каждого человека.

Ценность – это оценка человеком степени полезности вещи. Она также субъективна, зависит от редкости и является у неоклассиков основой определения стоимости вещей.

Редкость – отражение ограниченности ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.

 

Не отождествляя понятия «товар» и «экономическое благо», заметим, что методологически более обоснованным все же является понятие «товар». Во-первых, потому, что независимо от субъективной оценки ценности блага продукт труда продается по стоимости, основанной на затратах труда и приближенной к издержкам производства. А, во-вторых, экономическое благо имеет товарную форму. Разумеется, что редкость и полезность, спрос и предложение влияют на цену товара-блага. И в этом качестве понятия «товар» и «благо» тождественны.

 

На современном этапе развития производительных сил сложился широкомасштабный сектор услуг. Услуга также приобретает товарную форму (форму экономического блага).

 

В теории товарного производства один из дискуссионных и основных вопросов – вопрос о том, что является основой обмена товаров, т.е. вопрос о сущности стоимости и цены.

Категория «стоимость» – это фундаментальная категория политической экономии. Она пронизывает практически все категории и понятия политэкономии, все экономические связи в общественном производстве.

Стоимость

Заметим, что вопрос о стоимости впервые поставлен в древнеиндийском трактате «Артхашастра» ещё в ІV в до н.э. Уже тогда различали действительную стоимость (количество дней труда, затраченного на производство товаров) и рыночную стоимость (количество денег, за которое продаются товары).

Идея трудовой стоимости прошла через средневековую экономическую мысль в классическую школу политической экономии и в марксистскую политэкономию.

Вопрос о том, что лежит в основе обмена различных (несопоставимых) потребительных стоимостей, поставил Аристотель. (Сам Аристотель считал, что деньги дают возможность приравнивать различные полезные вещи.)

На современном этапе существует несколько теорий стоимости:

- теория трудовой стоимости;

- теория факторов производства;

- теория спроса и предложения;

- теория предельной полезности;

- неоклассическая теория стоимости.

 

Теория трудовой стоимости в буржуазной экономической литературе была основана представителями классической школы (Уильям Петти, Пьер Буагильбер, Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо) и развита Карлом Марксом.

Согласно марксистской теории, два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощённого в товаре.

Потребительная стоимостьрезультат конкретного труда. (Труд всегда протекает в конкретной форме: труд швеи, столяра, учителя, врача и т.п.)

Стоимость – результат абстрактного труда. Что такое абстрактный труд? Заметим, что труд как таковой всегда присущ человеку и будет существовать вечно (пока будет существовать человечество). Однако труд как стоимость – категория историческая. Стоимость отражает существующие в обществе экономические производственные отношения. Необходимость абстрагироваться от конкретной формы труда возникла тогда, когда появилась необходимость обмена произведенными вещами.

У К.Маркса не всякие затраты труда выступают как стоимость, а лишь общественно-необходимые затраты. Под общественно-необходимыми Маркс понимает средние затраты труда при среднем уровне развития производительных сил, при средней умелости производителя; затраты, при которых производится подавляющее большинство данного продукта.

В теории стоимости Маркс различает простой и сложный труд, анализирует суть производительности и интенсивности труда и их влияние на стоимость и цену товаров.

Исходя из сказанного, товар – это единство потребительной стоимости и стоимости, частного и общественного труда, конкретного и абстрактного труда.

Между потребительной стоимостью и стоимостью, частным и общественным трудом, конкретным и абстрактным трудом существуют противоречия. Разрешение этих противоречий способствует дальнейшему развитию производительных сил общества. Однако процесс разрешения этих противоречий сложен и сопровождается жесткой конкуренцией, дифференциацией производителей, разорением мелких производителей, концентрацией и централизацией производства.

 

Теория факторов производства сформировалась ещё в 30-е годы ХIХ в. во Франции, и связана с именем Жана-Батиста Сэя. Он утверждал, что в производстве участвуют три фактора – капитал, земля и труд. Каждый из факторов создаёт свой вид дохода – капитал создаёт прибыль, земля – ренту, а труд – заработную плату. Сумма этих доходов и составляет стоимость товаров.

Заметим, что в последнее время в экономической литературе стали выделять и другие факторы стоимости (предпринимательство, науку), а также разделять капитал-средства производства и капитал-деньги.

 

Теория спроса и предложения. Согласно этой теории, стоимость – это результат спроса и предложения. Она устанавливается на рынке. Чем выше спрос, тем больше стоимость.

Заметим, что авторы этой теории не видят различия между стоимостью и ценой. Цены (но не стоимость), действительно зависят от спроса и предложения. В зависимости от рыночной ситуации (спроса и предложения) цены могут совпадать со стоимостью, могут быть выше стоимости, а могут быть и ниже стоимости.

Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения показывает оптимальный объём производства и оптимальную (равновесную) цену, т.е. «сигналит» производителю, при каких условиях не стоит дальше осуществлять затраты капитала на производство дополнительных объёмов продукции (рис.1).

 

 

 

Рис. 1 Равновесная цена

Р – цена продукта,

Q – объем его производства,

DD – кривая спроса,

SS – кривая предложения,

Е – точка равновесия спроса и предложения,

РЕ – величина равновесной цены

QE – величина равновесного объема производства.

 

Теория предельной полезности (или маржиналистская теория, от англ. marginal – предельный). Основоположники – австрийские учёные Фридрих Визер, Эйген Беем_Баверк, Карл Менгер. Они считают, что в основе стоимости лежит полезность товара. Стоимость определяется предельной полезностью – т.е. полезностью последней единицы из данного набора блага. Таким образом, стоимость и цена зависят от редкости блага и от степени насыщения потребности в нём. (Т.о. эта теория рассматривает стоимость как субъективную категорию).

 

Неоклассическая теория стоимости сформулирована в конце ХIХ в. английским учёным Альфредом Маршаллом.

Он попытался синтезировать теорию трудовой стоимости классической школы и теорию предельной полезности австрийской школы.

Маршалл утверждал, что на рынке сопоставляются полезные вещи с общественными затратами и спрос и предложение.

Представляется, что об этом шла речь и у Маркса:

1) потребительная стоимость – это и есть в принципе полезность вещи;

2) общественно-необходимый труд – это и есть стоимость;

3) соотношение спроса и предложения влияет на колебание цен.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.