Здавалка
Главная | Обратная связь

Появление вилки и других приборов



 

В Италии вилкой пользовались задолго до того, как она появилась в других странах. Не пользовался вилками английский монарх Карл V в XIV веке, не упоминал о них и герцог Бургундский при описи домашнего хозяйства, произведенной в 1420 году. В книге Бартоломео Скаппи под названием Cuoco secreto di Papa Pio Quinto (“Секреты кухни Папы Пия V), изданной в 1570 году, приведено первое известное изображение вилки.

На титульном листе книги Винченцо Червио II Trinciante (“Официант”), напечатанной в Венеции в 1604 году, приведена гравюра на дереве, изображающая мясо, жаренное на вертеле и разрезанное на порции. На этой гравюре изображены также двое едоков, один из которых рассматривает кусочек еды на кончике ножа, тогда как другой сидит спокойно, насаживая следующий кусочек жареной птицы на вилку, у которой два зуба. Эта иллюстрация дает некоторое представление о том, как менялись манеры застолья в начале XVII века.

В начале XVI века английский король Генрих VIII ввел в обычай официальные роскошные обеды, а при его дочери Елизавете I во второй половине того же века эта практика уже была в расцвете. Мужчины и женщины сидели за столом вместе. Мужья и жены, правда, ели с общей тарелки, но это была действительно тарелка, а не тренчер из черствого хлеба. (В современном английском языке есть слово trencherman, означающее “любитель обильной еды”.)

Соблюдение правил поведения за столом ожидалось прежде всего от изысканной публики. Становились все более популярными книги о манерах застолья и правильном обслуживании. Вилки были рекомендованы для подачи порций мяса (которое к тому времени за столом резали женщины), однако об использовании вилок при еде все еще не упоминалось. Ложка остается в то время главным инструментом застолья. Обедающие приносят ложки с собой. Серебро остается признаком зажиточности, что в те времена означало благородное происхождение.

Ложки изготавливались также из олова и железа, а беднота пользовалась деревянными. В “Правилах” лорда Брайтуайта (Lord Braithwaite's Rules, 1617), составленных для управления графским домом, ножи и ложки перечислены как обязательные предметы, однако о вилках все еще не упоминается.

Томас Корайт (1577 — 1617), шут при дворе английского короля Якова I, после ухода в отставку стал путешественником. Он, в частности, посетил Италию, где увидел, насколько полезна вилка.

Корайту не удалось сразу убедить своих соотечественников, и за его усилия, направленные на то, чтобы это новое приспособление получило признание, над ним насмехались и дали прозвище Фурцифер — от английского слова fork (вилка) и одного из имен дьявола (Люцифер). Действительно, даже значительно позже, еще в 1897 году, военным морякам Британии не разрешалось пользоваться вилками, поскольку считалось, что это неестественно.

В Азии палочками для еды начали пользоваться задолго до того, как в Европе стали известны вилки. В книге “Обеденные ритуалы” (The Rituals of Dinner) Маргарет Виссер сообщает: “Как только люди привыкли к тому, что пальцы остаются чистыми при еде, стало ясно, что салфетки, применявшиеся для очищения рук, не только излишни, но и совершенно отвратительны”. В XVII веке португальский монах Жоао Родригеш наблюдал, как японцы были “крайне удивлены тем, что во время еды мы берем пищу руками, а затем вытираем руки о салфетки, на которых остаются жирные пятна, и это вызывало у них отвращение и брезгливость”.

Все же усилия Томаса Корайта не пропали даром. В начале XVIII века вилки получили признание при дворе королевы Анны, а значит, и всего светского общества. Это повлекло за собой и другие важные изменения. Благодаря пользованию салфетками и вилками руки о скатерть уже не вытирали, поэтому стало возможным применение более тонкого и изящного столового белья. Оформление стола стало рассматриваться как своего рода искусство. Начали появляться книги, посвященные этому вопросу, в том числе и первые публикации о том, как складывать салфетки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.